AGbike
(812) 989-44-99
Главная » Обзоры велосипедной техники »

Результаты тестирования велосипедных фар

Владимир Горбунов

Содержание

  1. Описание теста
  2. Параметры съемки
  3. Тест стандартных фар
  4. Тест мощных фар
  5. Заключение

Любой велосипедист, осознавший необходимость покупки или замены фары, неизбежно сталкивается с обилием предложения на рынке. Варианты есть на любой вкус и кошелек – от простеньких фонариков с лампочками накаливания за 100 руб. до светодиодных монстров за 15 000 руб. И это далеко не предел – существуют еще более дорогие газоразрядные фары...

Самое неприятное в сложившейся ситуации – это то, что покупателю крайне трудно узнать, какая из всех этих фар больше подойдет ему и почему. Косвенным признаком качества освещения может служить цена, но в рамках одного ценового диапазона приходится выбирать, ориентируясь на интуицию, советы продавца и мнения друзей. Фирмы-производители здесь ничем не помогут: возникает ощущение, что их цель – не дать информацию о своем товаре, а лишь запутать потребителя, завалив его канделами, люксами и фотографиями суровых байкеров со сверкающими фарами на руле.

Казалось бы, что если имеются численные данные об освещенности и времени работы (их сейчас публикуют очень многие фирмы), то потребителю остается лишь найти самую "люксатую" и долго работающую фару за требуемые деньги. Но, как мы увидим в дальнейшем, пиковая яркость пучка – это далеко не самая важная характеристика освещения, так как при реальном использовании намного важнее распределение света в пространстве. А вот здесь мы имеем информационный вакуум – в лучшем случае, есть диаграммы направленности (обязательно с разными масштабами по оси абсцисс), а в худшем – все те же фотографии суровых байкеров.

Еще одна проблема, возникающая при использовании информации от фирмы-производителя – это, мягко говоря, приукрашивание характеристик выпускаемых фар. Так, у одной весьма распространенной светодиодной фары заявлено время работы 30 часов + еще 100 часов в режиме габарита. А по отзывам реальных владельцев уже через 10-15 часов эту фару можно выключать и убирать в рюкзак – гореть она больше не будет. Поэтому к официальной информации следует относиться очень и очень осторожно. Справедливости ради отметим, что в Сети периодически появляются независимые тесты велофар, но они зачастую неактуальны для России.

Поэтому группа велопитерцев решила провести собственное тестирование фар, имеющихся на руках у реальных питерских велосипедистов и продающихся в реальных магазинах. Основной целью теста является сбор и обобщение информации о велофарах, включая особо важные: реальное время работы и распределение световой энергии в пространстве. Кроме того, на фоне бума изготовления самодельных фар было интересно соотнести их мощность с мощностью фар, имеющихся в продаже.

Описание теста

Членами Велопитера на тест были предоставлены следующие фары:

Кроме того, мощные самодельные фары собственной конструкции предоставили albor, AndreyG, Firs_away, petru44o и VORON.

Сводная таблица технических характеристик.

При тестировании фары были разбиты на два класса – стандартных и мощных. Принадлежность к той или иной категории определялась по мощности и косвенно – по наличию возможности подключения внешнего питания. Внутри каждого класса проводилось фотографирование светового пятна со своими настройками, не изменявшимися от кадра к кадру. Это было сделано с тем, чтобы с одной стороны можно было корректно сравнить между собой фары одного класса, и с другой – чтобы стандартные фары не были "задавлены" мощными. Самая яркая из "стандартных" фар (Cateye HL-EL530) также была сфотографирована в одном ряду с мощными фарами для того, чтобы можно было оценить различие в яркости и размере светового пучка. Тестирование стандартных фар проводилось при работе на Ni-MH аккумуляторах, предоставленных владельцами. На батарейках диодки могут светить намного ярче.

Параметры съемки

Тестовые снимки делались на камеру Canon EOS-400D + EF28-135/3.5-5.6 IS USM @ 28 мм с использованием штатива. Место съемки – аллея парка Сосновка с покрытием из влажного крупного песка, усыпанного опавшими листьями. Все фары направлялись на мишень, расположенную на расстоянии примерно в 8 м.

Кроме того, при конвертировании всех фотографий в ACR были установлены параметры Shadows=0, ToneCurveName=linear.

Баланс белого устанавливался отдельно для разных типов источников света с целью приближения цвета к ощущаемому глазом:

Тест стандартных фар

1. Western Pointer

Тип источника света: 5 белых светодиодов

Источник питания: 4хАА, в фаре
Время работы, ч.: ** 7
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 180
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 1400

2. Sigma Ellipsoid FL301

Тип источника света: Галогенная лампа
Источник питания: 5хАА, в фаре
Мощность, Вт: 2,4 ***
Время работы, ч.: ** 4
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 210
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 1100

3. Sigma Ellipsoid FL301 – модернизированная

Тип источника света: Галогенная лампа
Источник питания: 4хАА, в фаре
Мощность, Вт: 1,92 *
Потребляемый ток, мА: * 400
Время работы, ч.: ** 5
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 180
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 950

4. Cateye HL-EL300

Тип источника света: 5 белых светодиодов
Источник питания: 4хАА, в фаре
Мощность, Вт: 0,8 *
Потребляемый ток, мА: * 160
Время работы, ч.: ** 15
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 230
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 1600

6. Cateye HL-EL530

Тип источника света: 1 белый светодиод
Источник питания: 4хАА, в фаре
Время работы, ч.: ** 15
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 200
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 1900

9. Author X-Ray 5 New

Тип источника света: 5 белых светодиодов
Источник питания: 4хААA, в фаре
Время работы, ч.: ** 12
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 140
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 850

10. BBB BLS-13

Тип источника света: Галогенная лампа
Источник питания: 4хАА, в фаре
Время работы, ч.: ** 4
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 170
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 1350

11. Cateye HL-EL520

Тип источника света: 1 белый светодиод

Источник питания: 4хАА, в фаре
Время работы, ч.: ** 12
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 200
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 1800

12. Author Xenon

Тип источника света: Галогенная лампа

Источник питания: 4хАА, в фаре
Время работы, ч.: ** 4
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 900

Все светодиодные фары из этого класса не имеют стабилизаторов (драйверов) в схеме питания, ток ограничивается резистором. Это приводит к изменению яркости светодиодных фар во времени и к неполному использованию энергии аккумуляторов.

Примечание:
* – измеренные значения;
** – ориентировочные значения, по отзывам владельцев;
*** – паспортные данные.

Тест мощных фар

0. Cateye HL-EL530

Тип источника света: 1 белый светодиод

Источник питания: 4хАА, в фаре
Наличие стабилизатора тока: Нет
Время работы, ч.: ** 15
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 200
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 1900

1. Sigma Powerled

Тип источника света: 1 белый светодиод

Источник питания: 4хАА, в фаре (+разъем для внешнего питания)
Наличие стабилизатора тока: Есть
Время работы, ч.: ** 5
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 320
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 2600

2. Dinotte 200L

Тип источника света: 1 белый светодиод

Источник питания: 4хАА, внешний
Наличие стабилизатора тока: Да
Номинальная мощность, Вт: 3
Потребляемый ток, мА: * 650
Время работы, ч.: ** 3
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 260
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 4100

3. Sigma Evo (владелец – byr)

Тип источника света: Галогенная лампа

Источник питания: Свинцовый 6 В, 3,5 А*ч, внешний
Наличие стабилизатора тока: Нет
Номинальная мощность, Вт: 5
Время работы, ч.: ** 3,5
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 890
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 1800

4. Sigma Evo (владелец – Raiden)

Тип источника света: Галогенная лампа

Источник питания: Ni-MH 6 В, 4 A*ч, внешний
Наличие стабилизатора тока: Нет
Номинальная мощность, Вт: 5
Время работы, ч.: ** 4
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 600
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 4000 (комплект с Evo X)

5. Sigma Evo X

Тип источника света: Галогенная лампа

Источник питания: Ni-MH 6 В, 4 A*ч, внешний
Наличие стабилизатора тока: Нет
Номинальная мощность, Вт: 10
Время работы, ч.: ** 2
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 600
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 4000 (комплект с Evo)
   

См. также фото для Evo + Evo X


6. Самодельная №1 (автор – albor)

Тип источника света: 2 белых светодиода

Источник питания: Свинцовый 12 В, 7,2 А*ч, внешний
Наличие стабилизатора тока: Есть
Номинальная мощность, Вт: 3+5
Потребляемый ток, мА: * 2000
Время работы, ч.: ** 4
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 2500
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 1900
Описание конструкции  

7. Самодельная №2 (автор – AndreyG)

Тип источника света: 1 белый светодиод

Источник питания: 4хАА, внешний
Наличие стабилизатора тока: Есть
Номинальная мощность, Вт: 3,5
Потребляемый ток, мА: * 660
Время работы, ч.: ** 3
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 260
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 2200
Описание конструкции
Полное описание конструкции
 

8. Самодельная №3 (автор – VORON)

Тип источника света: 2 белых светодиода

Источник питания: 8xAA, внешний
Наличие стабилизатора тока: Есть
Номинальная мощность, Вт: 2 х 3
Потребляемый ток, мА: * 580
Время работы, ч.: ** 4
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 500
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 2500
Описание конструкции
Полное описание конструкции
 

9. Самодельная №4 (автор – VORON)

Тип источника света: 1 белый светодиод

Источник питания: 8xAA, внешний
Наличие стабилизатора тока: Есть
Номинальная мощность, Вт: 5
Потребляемый ток, мА: * 550
Время работы, ч.: ** 4
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 440
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 2200
Описание конструкции
Полное описание конструкции
 

10. Самодельная №5 (автор – petru44o)

Тип источника света: 2 теплых белых светодиода

Источник питания: Li-Ion, 14,8 В, 2,2 А*ч, внешний
Наличие стабилизатора тока: Есть
Номинальная мощность, Вт: 2 х 3
Потребляемый ток, мА: * 370
Время работы, ч.: ** 5
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 480
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 2200
Описание конструкции
Полное описание конструкции
 

11. Самодельная №6 (автор – Firs_away)

Тип источника света: 3 теплых белых светодиода

Источник питания: Свинцовый 12 В, 3,3 А*ч, внешний
Наличие стабилизатора тока: Нет
Номинальная мощность, Вт: 3 х 3
Потребляемый ток, мА: * 450
Время работы, ч.: ** 5
Вес с аккумулятором без держателя, г: * 1400
Цена с аккумуляторами, руб.: ** 1200
Описание конструкции  

Примечание:
* – измеренные значения;
** – ориентировочные значения, по отзывам владельцев;
*** – паспортные данные.

Заключение

По результатам тестирования видно, что мощные фары оправдали свое название и они действительно несравнимы со стандартными по яркости и площади светового пятна. Можно сказать, что они действительно освещают дорогу, а не светят в какую-то точку. Из класса мощных фар выбивается только Sigma Powerled с очень ярким, но в то же время узким световым пучком. Здесь налицо погоня за люксами и пренебрежение остальными характеристиками светового пятна. Поэтому такая фара может быть рекомендована к использованию только в режиме дальнего света совместно с другой, имеющей широкий световой пучок.

Результаты замеров мощных самодельных фар показали, что их потенциальная  яркость ограничивается лишь желанием автора и весом аккумуляторов. В целом, за весьма умеренные деньги получается отличное освещение, уверенно конкурирующее со значительно более дорогими фирменными фарами. Единственный недостаток – трудоемкость изготовления фары не соизмерима с затратами времени и сил на поход в веломагазин.

Тест стандартных фар дал наглядное подтверждение тому факту, что они мало подходят для использования в качестве основного источника света. По большому счету, это лишь мощные габаритные огни, способные при необходимости служить аварийным источником света, но не более того. С другой стороны, при езде по освещенным дорогам легкий вес, экономичность и доступность таких фар оказываются более важными, чем мощность света. Кроме того, экономичные "светодиодки" очень удобны в качестве ручного фонаря с большим временем работы, в то время, как вместе с мощной фарой придется везти в поход еще один фонарик для использования на стоянках. Из фар, побывавших на тестировании, хочется отметить старенькую, но весьма яркую Sigma Ellipsoid, а также Author X-Ray 5, дающий освещение, весьма качественное для фары на аккумуляторах ААА. Весьма неудачно выступил Cateye HL-EL300 – видимо, сказывается возраст модели (уже снятой с производства).

По опыту личного использования самой слабой и самой мощной фар в тесте можно сказать, что с увеличением яркости света коренным образом меняется психология ночной езды – становится возможным поддерживать "дневные" скорости и вообще меньше думать о том, что сейчас окажется под колесами. Даже при езде по освещенным улицам яркая фара заставляет обращать на себя внимание водителей и, что особенно важно, пешеходов, собирающихся переходить дорогу прямо перед вашим носом. И уже одно это может служить весомым аргументом за хорошее освещение на байке.

Последнее обновление 10 октября 2007.

Андрей Григорьев © 2000-2024