Велосипед - AGbike
ВыборТехникаFAQОбзорыСсылкиПоездкиФотоРазноеФорумИнтернет-магазин ПоискКонтакты

Электрооборудование велосипеда

Андрей Григорьев

Галогенные фары с внешним аккумулятором - Cat Eye 230

Обычно под электрооборудованием велосипеда подразумевается комплект из фары, заднего габаритного фонаря и источника электроэнергии. Иногда встречаются такие дополнительные устройства, как стоп-сигналы, указатели поворотов и внешняя подсветка для велокомпьютера. Дополнительные сигналы, на мой взгляд, вещь абсолютно лишняя, так как малая мощность ламп не позволяет четко сигнализировать в светлое время суток, да и не привыкли водители автомобилей обращать на них внимание.

Источники электричества

В роли источника электроэнергии, может выступать генератор, батарея элементов питания или аккумуляторов. Генераторы в последнее время встречаются лишь на ситибайках, т. е. сугубо дорожных велосипедах утилитарного назначения. На горных или гибридных велосипедах традиционно применяют более легкие и надежные варианты питания осветительных приборов: батарейки или аккумуляторы. Существуют и комбинированные системы.

Основной недостаток генераторов – в том, что энергию они вырабатывают исключительно во время движения велосипеда, причем напряжение зависит от скорости движения. Если вы подъезжаете к препятствию и снижаете скорость для его безопасного проезда, фара тускнеет и препятствие видно хуже. Достоинство – почти полное отсутствие эксплуатационных расходов.

Принципиально существует два типа генераторов или «динамок», как их называют обыватели. Внешние крепятся на вилке или раме велосипеда и, при необходимости включения света, прижимаются роликом к боковине покрышки. Но если вы проехали по грязи, ролик начинает проскальзывать по шине, изнашивая ее, а свет начинает мигать или вообще гаснет. На высокой скорости есть риск перекала лампы, на низкой – освещение недостаточно. Не смотря на скромную вырабатываемую мощность, обычно всего 2-3 Вт, включение генератора вызывает ощутимое ухудшение динамики велосипеда. Из плюсов – низкая стоимость и принципиальная возможность установки на любой байк.

Втулка с интегрированным генератором - Shimano Dynahub

Второй тип генераторов – интегрированные во втулку переднего колеса (Dynahub). Они, кстати, иногда комплектуются стабилизаторами напряжения, позволяющими получать яркий свет без риска перекала лампы в широком диапазоне скоростей движения велосипеда. Потери на трение в подобных устройствах существенно меньше. Но платой становится высокая цена и сложность установки на велосипед: в большинстве случаев это заводская комплектация, характерная для недешевых ситибайков.

Сейчас для питания фар обычно используются элементы питания (в разговорах их обычно именуют «батарейками») или аккумуляторы. При регулярном использовании фары на батарейках можно разориться, исключая вариант использования экономичной фары (фактически габарита) на светодиодах. Чаще всего это 4 батареи размера AA (R6): солевые никель-марганцевые или щелочные алкалиновые, а с недавних пор и литиевые. Первые стоят 5-10 руб. за штуку, садятся очень быстро (ориентировочная емкость – 0.5-0.7 Ач для одного элемента AA, причем, при увеличении тока емкость падает катастрофически). Вторые при цене 20-50 руб. – вполне неплохой выбор (2.0-3.0 Ач). Нормально работают при средних токах. Стоит упомянуть, что на морозе батареи много хуже аккумуляторов отдают энергию. Этого недостатка лишены литиевые батареи AA (около 3.0 Ач при несколько более высоком напряжении).

Аккумуляторы в зависимости от мощности фары могут быть внутренними или внешними. Внутрь фары обычно вставляется 4 (5) никель-кадмиевых (NiCd) или никель-металлгидридных (NiMH) аккумуляторов формата AA. Для мощных фар используют внешние аккумуляторы больших емкостей: свинцово-кислотные (SLA), никель-кадмиевые и никель-металлгидридные. В последнее время стали появляться литий-ионные (Li-Ion) и литий-полимерные (Li-Pol).

Емкость никель-металлгидридных аккумуляторов обычно составляет 1.5-2.7 Ач при напряжении 1.2 В для одного AA элемента, но они относительно быстро теряют заряд при длительном хранении. Емкость никель-кадмиевых аккумуляторов меньше – до 1.0 Ач при 1.2 В. Пресловутый «эффект памяти» для современных никель-кадмиевых и никель-металлгидридных аккумуляторов почти сведен на нет. Свинцово-кислотные аккумуляторы, не смотря на меньшую раза в полтора плотность энергии, чем у никель-кадмиевых, имеют хорошие рабочие характеристики и низкую стоимость. Но подобные аккумуляторы всегда имеют большой размер и вес – не менее полукилограмма, т. е. могут быть только внешними. Литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы имеют максимальную плотность энергии – раза в полтора-два выше, чем у никель-металлгидридных. При этом, первые боятся отрицательных температур, а вторые нет. В последнее время стоимость литиевых аккумуляторов и зарядных устройств для них уже не очень высока, а формат сменных аккумуляторов 18650 (3.7 В и 2.2-2.8 Ач) становится чуть ли не таким же распространенным, как и AA.

Фары

Светодиодная фара Cat Eye 500

Наиболее распространены фары с расположенными внутри батареями и быстросъемным креплением на руль. Они могут использоваться в качестве переносного фонаря. Чаще всего комплектуются галогенной (галогеновой) лампой 2-3 Вт, а более дешевые модели – криптоновой или даже обычной аргоновой лампой накаливания с худшими световыми характеристиками. Освещение дороги такими фарами вполне приемлемое, но маленькое время работы – порядка 3-4 часов на одном комплекте батарей – сильно ограничивает их автономность. Одна из лучших подобных фар – Sigma Sport Ellipsoid или ее современная версия Cubelight.

Фары с выносными аккумуляторами большой емкости весом 0.3-1.2 кг, которые обычно крепятся во флягодержателе или в специальной сумочке на раме, характеризуются или большим временем работы или существенно лучшим освещением дороги. Мощность галогенных ламп обычно составляет 5-20 Вт, причем нередко используется две фары, например ближний свет с лампой 5 Вт с широким световым пучком и дальний свет с лампой 10 Вт и отражателем прожекторного типа. Один из лучших подобных комплектов – Sigma Sport Mirage Evo + Evo X.

Фара CatEye Triple Shot Pro на мощных светодиодах

В последнее время появились так называемые металл-галидные (металл-галогенные) лампы, более экономичные и способные выдавать большой световой поток. Но для их «розжига» требуется специальное весьма дорогое устройство – комплект с металл-галидной фарой стоит несколько сотен долларов.

Несколько лет назад на рынке появилось большое количество фар на ярких светодиодах. Световой поток от нескольких светодиодов поменьше, чем от двухваттной галогеновой лампы, но продолжительность работы в несколько десятков часов от одного комплекта батарей компенсирует этот недостаток. Стоит отметить, что есть и большое количество светодиодных фар, которые фарами и назвать-то нельзя, только габаритными огнями.

Чуть позже появились фары на одном светодиоде мощностью около 1 Вт, снабженном встроенной линзой, который по своим световым характеристикам примерно эквивалентен галогеновой лампе 2.5 Вт, например, CatEye HL-EL500/530.

И последний писк моды – фары на 2-3 сверхярких светодиодах 3 Вт или 5 Вт, которые по количеству света эквивалентны 10-20 Вт галогенным фарам, обычно с внешними аккумуляторами (CatEye Double/Triple Shot). Но цена на них уже совсем другая. Единственный недостаток светодиодных фар – спектр излучения смещен в фиолетовую сторону, т. е. свет не бело-желтый, как у других ламп, а голубоватый. Но новые поколения светодиодов излучают все более белый свет. А самый вкусный вариант – съемные или нет фонари и фары на 5-10 Вт светодиодах со световым потоком до 900 лм с литий-ионными аккумуляторами.

Задний светодиодный фонарь - маячок

Задний и передний фонари

Стандартом для задних и передних габаритных фонарей стало использование маломощных светодиодов, питаемых парой батарей формата AAA (R03), которых хватает на 50-100 часов работы. Фонари могут работать в постоянном или мигающем режиме, в связи с чем их нередко называют «маячками». Они существенно повышают безопасность велосипедиста на дороге при езде в темное время суток, поскольку, в отличие от светоотражателей, являются активными источниками света и имеют яркость во много раз выше. Передний габаритный фонарь нужен лишь в случае отсутствия фары.

Ссылки по теме:

Последнее обновление 17 августа 2011.

Copyright © Андрей Григорьев, 2000-2014
Повышение квалификации москва Журнал о товарах и услугах. Описание программ обучения.
Клуб любителей Ауди. Контакты клуба. Правила приема в клуб
fabrika-horeca.ru
Обучение английскому через скайп у квалифицированных педагогов
helloskype.ru
Все для свадьбы в Санкт-Петербурге. Студия свадебной видеосъемки
festus.by