Владимир Горбунов
В этой статье речь пойдет о весьма редком и необычном для России классе велосипедов, который, тем не менее, постепенно набирает популярность на наших просторах. Это байки для велокросса, популярных в Европе гонок, также называемые «циклокроссовыми», «циклокроссерами» и т. п. Английское обозначение – Cyclocross, CycloX, CX.
Согласно Википедии, велокросс – это гонка по пересеченной местности, включающая в себя кольцевой маршрут (от 2,5 до 3,5 км) по открытой местности и лесным участкам с препятствиями в виде бродов, грязи, корней деревьев и поваленных стволов, рвов, холмов и пр., к которым могут быть добавлены искусственные преграды. На трассе обязательно наличие пеших участков – от гонщиков требуется умение мгновенно спрыгивать с велосипеда, преодолевать препятствие и двигаться дальше без снижения скорости. Интересующиеся могут посмотреть весьма познавательное видео с одной из гонок.
Особенности велокроссовых велосипедов
Благодаря колесам 28", рулю-«барану», шоссейным манеткам Dual-control и жесткой вилке, велокроссовый байк с первого взгляда может быть спутан с шоссейным гоночным. Однако это различные классы велосипедов.
Велокроссовый байк имеет две важнейшие особенности, отличающие его от шоссейного:
- относительно толстая внедорожная резина;
- измененная геометрия рамы.
Поскольку велокросс проводится в сложных дорожных условиях (минимум асфальта, максимум грязи), требуется установка соответствующей резины. Это зубастые покрышки 622х32…35 мм (большую толщину не допускает регламент UCI), которые отлично режут грязь и обладают хорошим сцеплением с грунтом. Замена покрышек тянет за собой и другие модификации: большие грязевые зазоры рамы и вилки (которые выполняются в усиленном исполнении) и кантилеверные или дисковые тормоза вместо клещевых.
Геометрия велокроссовой рамы заточена под относительно невысокие «грунтовые» скорости, с одной стороны, и под переноску байка на плече – с другой. По сравнению с шоссейником, велокроссовый байк будет иметь лучшую управляемость на низких скоростях.
Вот геометрии типичных велокроссового и шоссейного велосипедов Merida, взятые с официального сайта производителя. Размеры в миллиметрах, даны для рам с одинаковой эффективной длиной (общепринято обозначение ЕТТ, на рисунке – AH). Жирным выделены параметры, наиболее заметно различающиеся у сравниваемых рам.
Велокросс | Шоссе |
---|---|
СТ | AH (ETT) | C | D | Q1 | Q7 | H | W | F | L | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Шоссе | 525 | 575 | 470 | 408 | 73° | 73,5° | 61 | 1012 | 45 | 170 |
Велокросс | 580 | 572 | 529 | 425 | 70° | 72° | 70 | 1026 | 45 | 138 |
Видно, что для циклокроссера характерны более длинные нижние перья, меньший угол наклона рулевой колонки (70° против 73°) и отсутствие слопинга – завала верхней трубы рамы (ряд шоссейных рам тоже не имеет слопинга). Про геометрию велосипеда можно почитать в статье на сайте ВелоПитера.
В целом, по своим характеристикам велокроссовый байк находится между шоссейным гоночным байком и дорожным гибридом (этот класс также называется fitness). Кстати, про дорожные гибриды можно прочитать в статье на сайте Veloroad. В таблице приведены характеристики наиболее типичных представителей своих классов в ценовом диапазоне 500-1500 евро. Автор не ставил цели охватить все разновидности велосипедов с колесами 700С (которым несть числа); задача таблицы – дать общее представление о положении велокроссового байка среди «собратьев».
Шоссейный велосипед |
Велокроссовый байк |
Дорожный гибрид |
Классический гибрид |
|
---|---|---|---|---|
Рама | Алюминий или карбон, в зависимости от цены | Как правило, алюминий, редко карбон | Как правило, алюминий, редко карбон | Как правило, алюминий, редко карбон |
Вилка | Жесткая, как правило, карбоновая | Жесткая, алюминий или карбон, в зависимости от цены | Жесткая, алюминий или карбон, в зависимости от цены | Амортизационная короткоходная |
Манетки | Шоссейные моноблоки-«пистолеты» | Традиционные | ||
Система | Как правило, шоссейная-"компакт" 1, иногда тройная2 или классическая3 | Шоссейная-"компакт" или велокроссовая4, всегда двойная | Гибридная5, шоссейная "компакт" или тройная | Гибридная |
Переключатели | Шоссейные | Шоссейные или MTB, в зависимости от системы и кассеты | МТВ | |
Кассета | Как правило, шоссейно-"горная", 8-10 звезд6 | Шоссейно-"горная", 9-10 звезд7 | Шоссейно-"горная" или МТВ, 8-10 звезд | МТВ, 8-9 звезд |
Обода | Дорожные 700х15С | Дорожные или гибридные 700х15...19С | Гибридные 700х19С | |
Втулки | Дорожные | Дорожные или MTB | МТВ | |
Покрышки | Слики 622х23 мм | Внедорожные 622х35 мм | Различные варианты, от сликов до внедорожных, до 622х38 мм | Полуслики или внедорожные, 622х35...45 мм |
Тормоза | Клещевые | Кантилеверы или дисковые | V-brake | V-brake или дисковые |
Тормозные ручки | Встроены в моноблоки | Встроены в моноблоки плюс традиционные | Традиционные | |
Руль | Шоссейный | Прямой | ||
Возможность установки багажника и полных крыльев | Нет | Как правило, есть | Как правило, есть | Как правило, есть |
Относительная скорость на асфальте | Высокая | Выше среднего | Средняя | Ниже среднего |
Относительная скорость на грунте | Низкая | Средняя | Средняя | Выше среднего |
Относительный комфорт | Низкий | Ниже среднего | Средний | Высокий |
Примечания:
|
Практика использования
Но это все теория, а как обстоят дела с практикой?
На момент написания статьи, автор проехал на велосипеде Merida Cyclo Cross 3 несколько сотен километров по самым разным дорогам – от гладких шоссе до зубодробительных грейдеров. Штатное передаточное отношение трансмиссии (кассета 12-25, система 34-50Т) не обеспечивало уверенного покорения подъемов на грунте, поэтому кассета была заменена на 12-32Т, а задний переключатель – на Deore XT (разумеется, цепь тоже пришлось поменять на более длинную). Таким образом, по тяговым характеристикам байк стал примерно аналогичен горному велосипеду без малой звезды системы.
Вес велосипеда – всего 10,1 кг в ростовке 55 см, с педалями Shimano PD-M540 (в комплекте педалей нет). Горный велосипед той же ценовой категории будет весить примерно на 3 кг больше.
К удивлению скептиков, циклокроссер показал хорошие внедорожные качества. Он отлично ведет себя на сухом грунте и в грязи, а благодаря своей легкости без труда взлетает в горки, которые на горном велосипеде нужно проезжать внатяг. Байк весьма тряский, но в случае одиночных корней, кочек и трещин в асфальте это не доставляет проблем. Разумеется, пешие участки проходятся заметно легче, чем с горным велосипедом – циклокроссер показан для известных в узких кругах поездок, в которых байк путешествует на своем владельце, а не наоборот. ;-)
На шоссе скорость велосипеда по сравнению с горным вырастает на 3-5 км/ч, и это на внедорожной резине! Если установить на байк тонкие слики, то скорость вырастет еще больше, и разницу с чистокровным шоссейником сможет почувствовать только опытный спортсмен. Благодаря шоссейной посадке, заметно снижается сопротивление воздуха (особенно при езде против ветра), за что, однако, приходится платить напряжением мышц рук, спины и шеи. На фото справа – посадка с хватом «за пистолеты», которая используется при езде на низких и средних скоростях. Спросите себя сами, готовы ли вы ехать в такой позе целый день? А ведь есть еще и посадка с низким хватом...
Разумеется, у велокроссового байка есть и недостатки. Из-за малой по внедорожным меркам толщины покрышек и большого веса на переднем колесе, байк практически беспомощен на песке и в рыхлом снегу любой глубины, даже с зимними покрышками 622х42 мм – велосипед моментально сносит передним колесом, он пытается катапультировать наездника. Кроме того, на дорожном покрытии типа «стиральная доска» быстро отбиваются руки и плечи, накапливается усталость – после подобного «испытания на вибростенде» ехать становится заметно тяжелее. Автор считает, что замена вилки на карбоновую сильно ситуацию не изменит, а вот титан – должен помочь. Интересно, что «пятая точка» практически не страдает при езде по любым дорогам – вес на нее приходится очень небольшой. Кстати, именно поэтому эффективность заднего тормоза стремится к нулю – колесо начинает идти юзом очень рано.
По сравнению с хорошей дисковой гидравликой, кантилеверные тормоза (велокросс – это чуть ли не единственная дисциплина, в которой они до сих пор используются) требуют приложения значительных усилий, особенно в наиболее часто используемом хвате «за пистолеты». Разумеется, в грязи мощность заметно падает, как и у других ободных тормозов – эту проблему можно частично решить заменой колодок на более «зацепистые». Дополнительные тормозные ручки, которыми оснащаются многие циклокроссеры, реально используются нечасто (хотя и позволяют развивать большое усилие торможения). Но приятно ощущать, что в любом хвате тормоза будут под рукой. В целом, тормоза и посадка на циклокроссере будут привычными для владельца шоссейного велосипеда, а другим категориям байкеров придется привыкать. Кстати, с 2011 года на велокроссовых байках будут использоваться и дисковые тормоза, что решит некоторые из перечисленных проблем.
На велокроссовые байки традиционно ставятся шоссейные колеса с ободами 700х15С, бывают даже модели с вилсетами Mavic о 20 спицах. Поэтому если байкер тяжелее 75 кг, то возможно, рано или поздно ему придется переспицевать колеса на гибридные обода 700х19С – например, Mavic A319. Несмотря на то, что циклокроссер – это гоночная машина, к удивлению автора, на Merida Cyclo Cross обнаружились крепления для багажника и полноразмерных крыльев. Более того, крепления для крыльев есть и на ряде карбоновых вилок, что на самом деле нонсенс. Таким образом, после упомянутой выше модернизации привода и замены колес байк отлично подойдет для асфальтового туризма, при этом сохраняя способность к езде по грунтовым дорогам. Кстати, грязевые зазоры вилки и рамы свободно вмещают в себя шины с профилем 40 мм, в том числе различные туристические и шипованные модели.
Несмотря на то, что велосипед позволяет развивать большую скорость на асфальте, его нельзя рекомендовать для городской езды. Из-за низкой посадки байкер имеет плохую обзорность, а не очень мощные тормоза заставляют чаще уклоняться от препятствий, чем снижать скорость. Хоть горный велосипед и медленнее, при рваной городской езде это будет не очень заметно.
Финансовый вопрос. Нижняя планка для покупки велокроссового байка – около 540 евро. Во столько обойдется велосипед с 18 передачами, алюминиевыми вилкой и рамой, оборудованием Tiagra по кругу (аналог Deore для МТВ) и качественными (но не очень прочными) колесами. Обязательная статья расходов – педали (в идеале, контактные, без них половина достоинств байка окажется нераскрытой). Остальные траты – на вкус владельца. Любители езды по грунту будут модернизировать привод, любители шоссе – менять покрышки, а туристы – усиливать колеса.
Позиционирование
Итак, кому же нужен такой велосипед? Можно выделить несколько групп потенциальных покупателей, не считая гонщиков, занимающихся велокроссом:
- «Асфальтовые» туристы;
- Владельцы МТВ, тайно мечтающие о шоссейнике, но не готовые отказываться от езды по грунту;
- Радоннеры;
- Шоссейные гонщики, нуждающиеся в тренировочной машине для межсезонья;
- И, наконец, просто байкеры, желающие получать новые ощущения от езды.
Со временем, кроссовые велосипеды, несмотря на свою специфичность, будут находить все больше и больше своих любителей, для которых шоссейный велосипед – слишком капризный к дорогам, а гибрид – слишком тяжелый.
Вы также можете почитать о гибридном велосипеде с шоссейным рулем.
Последнее обновление 14 января 2011.