Велосипед - AGbike

»  

ВыборТехникаFAQОбзорыСсылкиПоездкиФотоРазноеФорумИнтернет-магазин ПоискКонтакты
Главная » Велосипедные поездки »

Четыре дня за трое суток (марафон 1000 км Москва - Котлас)

Михаил Бабич

Маршрут: Москва - Котлас

24-27 июня 2006.

Пролог

Проверить – узнать за какое время я проеду 1000км мне хотелось очень давно. Когда-то в 70-е годы, когда мы, вместе с велосипедом «Спутник» выяснили, что проехать 100км вполне возможно, меня стала занимать «возможность добавления нуля». Однако «то сенокос, то некогда» – иногда повода не было, иногда возможности... Однажды, лет 15 назад, попробовал проехать круг Санкт-Петербург-Лодейное Поле-Тихвин-Боровичи... и куда-то дальше. Все пытался «выйти на 350км/день», но в Боровичах «заскучал» (устал), и на утро с огромным(!) трудом проехал 20км до Окуловки, откуда на электричке вернулся домой.

И вот теперь, когда Таня Маслова (далее просто «Таня») предложила мне участвовать в 1000-километровом веломарофоне я, изрядно подумав, решил поехать.

За эти 15 лет изменилось многое и многие. Появилось понятие «экстремальный спорт». Оно сразу же стало меня раздражать тем, что в статьях и передачах как правило, смаковались именно те моменты и ситуации, которых нужно избегать, чтобы достигнуть действительно лучшего (а не «экстремального»:) результата.

Образно говоря, я считаю, что на гонках 1911 года в Антарктиде, «экстремалом» – в нынешнем расхоже-газетно-разрекламированном смысле был, конечно же, Роберт Скотт, ну а победил тогда, если кто не знает, зануда Руал Амундсен, на знамени которого было написано: «Победа ожидает того, у кого все в порядке, и это называется удачей». Отмечу, однако, что «Дневник» Скотта это великое(!) драматическое произведение, а записи Амундсена сухи и переполнены мелочной информацией о содержании ящиков и тюков, весе каждой собаки. Вернемся, однако, к веломарофону.

Моей целью было пройти его «в стиле Амундсена», то есть «скучно и не напрягаясь» – сохраняя потенциально-принципиально-физическую возможность вернуться обратно своим ходом за то же время.

Выпросив у сына его новый велосипед, подаренный на День Рождения (гибрид Author Reflex – люблю дарить подарки!), я вместо тренировки съездил СПб-Выборг-СПб, тщательно прислушиваясь к своему организму. Все О'К, но на следующий день, ехав на работу (с «Просвета» к Аничкову мосту), я понял, что сегодня еще одна такая велопрогулка (СПб-Выборг-СПб) была бы «вряд ли уместна».

Таким образом график 333км x 3 + 1км отпал. Вместо него был взят-придуман метод, вынесенный в заглавие – 300км x 3 + 100км, то есть проезжать в день не больше 300км, и, встав как можно раньше, на четвертый(!) день добить эти 100км, используя то, что в 3-х сутках, начатых в 7 утра на самом деле четыре(!) утра. Сильной стороной этого плана я считал (и считаю!), что именно и только в утренние(!) часы можно к запланированной «сотне» прибавить и весь «мусор», который, неминуемо скопится из-за недовыполнения «кабинетного» плана.

Незадолго до отправления узнал, что первая ночевка будет через... 370км! Мда. «Имущему добавится, у неимущего последнее отымется» – надо ехать в автономном режиме, везя с собой весь скарб – палатку, спальник, котелок, продукты, горелку. Не хотел, но все-таки придется "уязвить" «спортсменов» – тех, что шутя пролетают изо дня в день по 400 верст! Уязвить тем, что у них я выиграю не только без аэродинамического комбинезона, но и с «утяжелителями» – с грузом, и временем-силами, потраченным на разбивку лагеря и кашеварство. В победе я, как всегда, не сомневался... правда в моральной, других, пока, одерживать мне не приходилось:))).

Таков был план. Сообщаю сразу, что выполнить мне его не удалось. Более того, потом, уже в поезде Котлас-СПб, Даня Жуков мне растолковал, что мой план изначально противоречил международной букве правил таких марафонов. Нельзя делать «четыре дня из трех суток», не "вписываются" они во временнЫе ограничения прохождения КП. Не говоря уж о том, что я опоздал на контрольный пункт в Пыщуге и, более того, только учитывая сделанный по ошибке крюк Мантурово-Шарья, я проехал 1000км за 75 часов – на «торжественный финиш» (смотри ниже:) в Котласе все-таки опоздал...

День первый 24 июня

Накануне, перед посадкой в поезд, и далее – уже в вагоне празднуем День Рождения Тани Масловой. Шампанское, птифуры. Но как-то все «тиховато», не «разгульно». Тост почему-то не придумывается, чувствую что «не оправдываю»:(, вспоминается поговорка «ни кого не убили – плохо погуляли».

Утром обнаружил, что забыл завтрак – заливаемую кипятком кашу. Спасает Таня. Бесстыдно «грабастаю» кучу вкусных пакетиков и заглатываю, запивая кипятком – там в животе разберутся!

Прибываем на Ленинградский вокзал 5:30. Погода замечательная – небо чистое, ветра нет.. Пока собираем велики, пока то-се, выехали с вокзала только в половине седьмого.

Утро субботы 24 июня было прекрасно. Москва – как в старинных фильмах. Широченные проезды, редчайшие машины, открыточные виды. Проезжаем здание Государственной Думы (вот они где засели!), гостиницу «Россия»... Что-то знакомое. Где-то я видел эти башни, кажется на советской «трехрублевке», может еще где... Да это же Кремль! Хорошенькое начало...

Все чаще и чаще встречаются группы нарядный молодых людей. Соображаю – сегодня же «Алые Паруса»! Это все – выпускники-2006, идущие домой с бала на Красной Площади «по нашей приветливой Москве-красавице», как написали бы в соответствующей заметке лет 50 назад...

Возле места старта, напротив Исторического музея, фонтан. Там плещутся в своих черных выпускных костюмах совсем уже одуревшие парни. Громко орут. Повернувшиеся, было, в ту сторону милиционеры одним своим намерением(!) прекращают безобразие. Вот это «биополе»!:)

В переулке какие-то «мимолетные видения», похожие на крылышки стрекоз, садятся в белоснежный лимузин размером с электричку. С удивлением отмечаю, что эти немыслимые выпускницы так свежи и потусторонни, что древние египтянки с барельефов кажутся перспективнее...

Регистрируемся, сдаем по 500р. стартового взноса (однако!), общаемся. Толпится человек пятнадцать. Большинство – в шлемах, «контактных» велотуфлях и обтягивающих комбинезонах (видимо высших аэродинамических свойств) на разноцветных шоссейный великах (ужас!), но есть и попроще. Двое – на «Старт-Шоссе» (слава богу!), некоторые вообще, как и я, «с грузом», так что «Ура! Ура! Я не одинок! Тра-ля-ля! Поглядим-посмотрим:)))»...

Выехали около 7:00. На мой жалобный вопрос – как выбираться из этих «каменных джунглей» успокаивают, что по Москве едем все вместе. Едем быстро, но сносно. Москва действительно красива: ВДНХ, Останкино...

Нехороший знак – «похожие на людей» спутники начинают исчезать. Это были провожающие. Вот махнул на прощание рукой и свернул куда-то вбок, в свой собственный велопоход, симпатичный мужик лет 60-ти, он был последний с велорюкзаком... Тем временем мы уже на Ярославском шоссе.

Держусь группы «с нашими», поближе к хвосту. Спрашиваю у Тани с какой скоростью мы едем (у нее есть велокомпьютер) – 31км/час. ОГО! Долго не протяну... Но «долго» и не потребовалось. Нас обгоняет какой-то пожилой (за 50?) велогонщик, и все (почти:), выстроившись в цепочку, уходят вперед на такой скорости, что я, попробовав, не смог продержаться и минуты – а ведь мы и 30км не проехали, ну их... Дальше еду один. Дело привычное.

В 12:30 (т.е. через 5:30) проезжаю Переславль-Залесский. В магазине беру пачку творога и литр йогурта – очень хорошо. Встречаю кого-то из участников (Даню), стало быть не сильно отстал. Средняя скорость 25км/час=139км/5.5часов (опять) ого! Так нельзя. Ехать еще и ехать, а тут гонка какая-то! Решил двигаться по системе «55+5», то есть перед каждым целым часом 5 минут отдыхаю. Жара усиливается. Часы начинают тянуться. Когда же Ростов Великий?! Вот уже совсем близко, там – машина поддержки, вода...

Вдруг бах – выстрел! Велосипед сразу затрясло – это с грохотом лопнула задняя покрышка. Приехал. Слезаю и бреду в город.

В порядке подготовки к марафону я купил тоненькие (25мм) гоночные покрышки, но так и не смог найти к ним соответствующие камеры. Как-то (с большим трудом-насилием!) затолкал туда «обычные» (на 37мм?) камеры. Переднее колесо прошло в таком режиме весь марафон и еще потом сынок Вася на нем долго ездил, зато заднее С ЛИХВОЙ на мне отыгралось, в Ростове было только начало.

Субботний вечер в Ростове Великом. В мои навороченные обода лезут только тонкие гоночные нипели. Где тут ближайший спортивный магазин? Тот, в котором торгуют таким велотоваром, что я за две недели в Питере найти не смог?! Похоже что «конец маршрута – Бобкин-стрит»! Эх....

Показания аборигенов противоречивы. Решаю идти к машине сопровождения, надеясь что на четырех колесах проклятые камеры-покрышки искать легче. Если они, конечно, в продаже есть.

Однако в машине просто нашлась запасная покрышка, а вот камеры, к моему удивлению, нет. Поскольку дыра большая (был «бабах!»), заклеиваю двумя заплатками. Поехали! Сейчас около 18:00, так что теперь 206/11<21км/час – другое дело!

Около 19:00 жара спадает, но ехать еще расстояние немыслимое – до «официальной» ночевки еще 170км – «не реал». Впрочем у меня для «автономки» все с собой. Вычисляю, где надо ночевать, чтобы поспеть на ночную стоянку – КП. Ее надо проехать до 8 утра, так что если выехать в 4, то можно оставить около 80км.

Тем временем вижу у дороги «нашу» парочку. Экстравагантный молодой человек с душевным прозвищем Атилла и его подруга Жаннет. Атилла клеит камеру. У него полный карман тюбиков, как выясняется, пустых – клей не то кончился, не то высох. Даю ему свой, пошутив, что когда я проколюсь он мне этот подвезет.

Жаннетт – симпатичная девушка в желтых «памперсах» (специальные велоштаны с особой прокладкой в промежности) и желтом топике. Она спит, лежа навзничь на придорожной насыпи. Общаемся. С Атиллой. Жанетта за все время не подала признаков жизни. Думаю «приехала». Знаком мне этот способ удовлетворять девушек. Более чем хотелось бы, в смысле – знаком много больше чем другие способы удовлетворения...

Уезжаю вперед. Приближаемся к Ярославлю. Дорога широкая, движение не плотное, не сравнить с Приозерским шоссе, не говоря уже о трассе «Скандинавия». Наша сторона – солнечная. Решаю «перекурить» в тени, на встречной обочине. Переехав разделительную травяную полосу чувствую что обмякло заднее колесо. Снимаю колесо, достаю камеру – подъезжает Атилла, подвозит клей. Накаркал. Они с Жанетт улетают вперед и я опять замыкающий.

Проезжаем Ярославль, оставляя его по левую руку. Вечереет. Около 20:00 очередной КП, это 20км/час=265км/13часов. Ясно, что еще 100км(!) до «официальной ночевки» не проехать.

КП этот – стайка ларьков возле, видимо, «значимого» перекрестка. Пью удивительно гадкий сок, похоже сделанный на знаменитом ярославском шинном заводе. В качестве «вещдока» был нужен чек – там напечатано когда именно ты проезжал этот ларек, вот и купил. В горле першит. С сожалением рассматриваю разбросанные повсюду чеки – надо было просто подобрать.

Тут же тусуются Атилла и Жанетт. Она устала так, что упала с велосипеда и поцарапалась. Ищем лейкопластырь. Нашелся в каком-то кафе, причем не в продаже, а «так». Как же она поедет сейчас 100км – палатки-то у них нет?! Предлагаю разделить со мной ложе, но они отказываются, дескать поедут «до ночевки». Мда, прогулочка...

Потом я узнал, что Жанетта села на поезд в Костроме и уехала домой. Но еще 70км этой ночью ей пришлось проехать – кошмар!

Пора ночевать. Ложусь в 23:00, проехав, по моим расчетам, ровно 300км. Собирался ложиться не позже 21:00, но не успел. Образуется дефицит. Набрал в ручейке воды в пластиковую бутылку, умылся, и в первом же месте, где был подходящий придорожный лесок, встал.

Вечером гречневая каша, чай.

День второй 25 июня

Утром бульон «Горячая Кружка», чай, корейка с хлебом.

Выехал в 4:00 (спал 0:00-3:00) до Костромы 35км пролетел быстро, в Костроме небольшая заминка – куда с моста через Волгу ехать? где эта чертова Галицкая улица? Спросить некого. Наконец нашел людей, выяснилось что не туда ехал. Вернулся, поехал «туда». Теперь – главное не пропустить «ночное КП». Оно должно быть, как сказано в легенде, «плюс-минус 10км» от 35-го километра за Костромой, иными словами между 25-м и 45-м километрами. Пристально вглядываюсь в окрестности, высматриваю палатки, машину.... Нарастает беспокойство. Вот и 45км. Времени еще 7:40, то есть успевал!, но пропустил. Где ж они были!? Эх... Может все-таки дальше?

Кончилась вода, которой я вовремя не заправился в расчете на «харчи» официального КП. Сворачиваю в деревеньку что виднеется слева – там что-то копошится. Прошу воды. Тетка меня отсылает в другую избу. Там оказался мужик-инвалид. Он еле ходит, как-то болезненно волоча левую ногу. Возится вокруг совершенно раздолбанного «Запорожца». Машина похожа на кучу ржавых консервных банок. На просьбу воды мужик сказал «подожди».. Медленно-медленно кончил что делал, и похромал в дом. Через изрядное время, опять очень медленно, вернулся с водой – с половиной ковшика. Я спросил где колодец. Там, на той стороне – и махнул рукой в сторону лесистого оврага. Проследил глазом кривую и крутую тропинку. Представил как он, волоча свою ногу, ковыляет от колодца с ведром воды сначала вниз, в овраг, потом вверх, к дому... Не радостно.

Скорее уж чтобы не обижать доброго мужика (знал бы сколь тут дорога вода, набрал бы где-нибудь в другом месте) заливаю воду в бутылку, бормоча что-то благодарственно-общеподдерживающе – типа добрых слов о владельцах «Запорожецев». Возвращаюсь на дорогу.

Вот и Судиславль. Теперь уже точно проехал. Пропустил КП, сошел...

Решил ехать дальше «вне зачета». Вдруг догоняет наша «судейская» машина. В беседе выяснилось, что с дороги их не было видно(!), на асфальте была нарисована стрелочка(!), и от шоссе надо было ехать вбок 2км(!) по проселку. Оказывается всем были разосланы SMS-ки с этой информацией. Я же, как «бестелефонный», ничего не знал и не подозревал. Вобщем я еще не сошел. Настроение наладилось.. «Машинисты» (кто в машине:) предложили через несколько километров приготовить мне «кипяточку». Я с радостью согласился.

После села Островское, на травке, в тени огромных берез был накрыт чудо-стол: чай, сахар, кашка растворимая, печенье... «Жить – хорошо!», как сказал это с правильной интонацией Г.Вицин в фильме «Кавказская Пленница».

Выезжаю на дорогу. Откуда-то сбоку появились Таня с Егором: «Мы тут, в Островском, обедали, сейчас купались!»

Махнув прощально-приветственно рукой, продолжают прерванную беседу. Нажимают на педали – и на шоссе видна только пара велосипедистов, быстро сливающихся в одну точку.

К этому моменту было уже 10:30 и 120км позади (120км/6.5часов<20км/час). Следующий «серьезный» КП – это ночевка перед Пыщугом. До нее 280км. Сегодня проехать нереально (это 400км в день!), нужно успеть туда до 8 утра, то есть оставить на следующий день опять километров 80=4часа х 20 км/час. Нужно доехать до Мантурова (600км от старта) и еще эдак километров 20...

Но как «туго идет»! Еду по системе 30мин – попил воды, 25мин – отдых 5мин, но получается плохо. Жара страшная, ни минуты, ни километры не движутся. На «отдыхе» зажирают слепни, комары. Даже, «вот, чудо!» – в живот укусил клещ (но, слава богу, не успел присосаться!). Откуда он взялся? Как на велосипед запрыгнул? Ну да черт с ним.

Вчера на некоторых автозаправках показывающие время/температура табло высвечивали +35. Сегодня много жарче.

Сделал открытие – лучшая тень под мостами. Там же и сквозняк, отгоняющий комаров. Искупался. Бррр – холодно! Но необходимо. Иначе слепни, летящие на запах пота, просто облепляют. Лезут в глаза, в уши...

Опять спустила задняя шина.. Что ж это такое?! Остановился на берегу какой-то речки. Не могу найти дырку, ну НЕТ пузыриков! Накачиваю сильнее – почти воздушный шар – ага! Только при сильном давлении травит из-под одной из заплаток. Леплю следующую поверх. Когда же все это кончится?! Забегая вперед скажу, что пришлось клеиться еще два раза, правда уже в Котласе и в поезде в Питер.

Жарко невообразимо. Надо было, наверное, переждать, поспать днем, а ехать ночью, но уже поздно – не успеть тогда на ночное КП до 8:00.

Поселок Макарьев, шестой час. Это КП. Нужен чек. В магазине душно настолько, что время от времени темнеет в глазах. Начинаю всерьез думать – не пора ли одерживать моральную победу типа «хороший альпинист – живой альпинист», в смысле без марафона, но и «без криминала» вроде теплового удара или еще чего похуже, в комплекте с местной больницей.

В магазине опять взял творог, несуразное количество мороженого, молока и лимонада. Только попытавшись забрать покупки с прилавка понял, что столько зараз человеку не съесть. Например мороженого оказался целый торт. Глядя на него вспоминались нарядные кружевные свертки с младенцами из Дворца Торжественной Регистрации Рождений, что напротив немецкого консульства. Сел за магазином в тенечке. Ел творог, запивая молоком и лимонадом. Молоко не допил – оставил. Мороженое вообще не пошло. Сунул прозрачную коробку под эспандер багажника – пора.

Выехал из села – «что-то не так». И не дышится и не едется. Поспать что-ли? Там на свежую голову разберемся.

Село кончилось. Кругом комары. Метнулся вбок. На опушке какой-то свалки прицепил к кусту палатку и отрубился на пол-часа. Казалось, что не спал, но, вроде, легче. Съел растаявшее, разделившееся на фракции мороженое. Можно ехать. Но уже восьмой час! А до КП 180км. Решил ехать до 23:30 (в это время темнеет), и сократить сон до 2-х часов (ошибка!). Заночевал у дороги на каком-то выезде. Не то здесь был склад песка при строительстве дороги, не то еще что-то, в общем много относительно ровного места без болота.

Ужин – супчик и чай.

Третий день 26 июня

Завтрак – чай с грудинкой. Выехал 2:30, около 4:00 подъехал к Мантурово, где нужно было взять чек, и за оставшиеся 4 часа проехать 100км «с гаком». Похоже что не вписываюсь, «за что боролись»?! Эх!...

Где взять чек в 4 утра? При везде в город никаких ларьков «24 часа». Объездная дорога уходит налево – вокруг города, а я мчусь прямо, в надежде что через центр, как обычно, короче, а там, глядишь, и ларек найдется. Это была ошибка, произошедшая вследствие невыспанности. Конечно же необходимо было посмотреть на карту. Там сразу видно, что Мантурово устроено не так. Дорога не «вокруг обходит», а, скорее, просто идет западнее города, уходя потом на север. Путь же через центр, продолжение исходного направления, ведет «никуда» (на карте:)... Вобщем «главная» улица-дорога после железнодорожного переезда стала не мощенной, захирела, тротуары превратились в пешие тропинки, по которым велосипед пришлось вести «подузцы» (шины 25мм!). Однако встречный мужик сказал, что действительно эта улица «выводит на трассу» и, где-то к 5 утра я – таки выбрался на шоссе.. Но куда оно идет? Указателей нет. Катаясь туда-сюда отыскал еще одного аборигена. Да, говорит, это на Котлас. Я и поехал...

Дорога хорошая, но едется плохо – мало спал. Попадаются какие-то деревни, но «не те». Нужно Георгиевское, а его нет. А после него еще 50км до пункта – не успеваю! Вдруг – что за черт!? Выезд на дорогу, идущую поперек(!?). Направо – Нижний Новгород, налево – Киров, Шарья. Ой, мамочка, где я?!

Сейчас уже около 8 утра, то есть опоздал, сошел. Но как отсюда выбираться? Наконец отыскал какую-то турбазу, где мужики-сторожа мне объяснили, что это – новая дорога(!), на моей карте не нарисованная. Поехал искать телефон, чтобы сообщить, что я не успеваю на КП. Дело оказалось просто невозможным. Наконец разжалобил какую-то продавщицу, которая дала мне позвонить по своему сотовому. Позвонил судьям в машину, сказал что нахожусь незнамо где у станции Шарья(?), и меня больше ждать не надо. Тем временем, в этом же кафе, я отдохнул и перекусил.

Пара слов о придорожных кафе

Зря я боялся их как огня. Дело в том, что я вообще не люблю «общепита» во всех его видах, предпочитаю купить что-нибудь съедобное и съесть «сидя на лавочке», а тут недавно еще не повезло. На тренировочной прогулке в Выборг, в аналогичной «точке общепита» за хлипкий 150-граммовый пластиковый стаканчик кипятка и бумажный пакетик («чай») с меня запросили 35 рублей. Вот я и испугался. Зря – на самом деле большинство придорожных кафе это нынче ни какие не кафе, а обыкновенные столовые, обслуживающие работяг-дальнобойщиков. Цены там вполне приемлемые – гречневая каша 11р., чай 7р., порции нормальные.

Это был мой второй завтрак. Поехал я уже особо не спеша по дороге Нижний Новгород – Котлас – Архангельск, и приехал в райцентр Пыщуг (где было ночное КП) уже днем, в районе полудня. Опять творог, йогурт и вперед! Пыщуг меня удивил множеством плакатов, где на все шесть падежей склоняется слово «пыщугане», а так же кафе «Пыщуганка» на выезде.

Тем временем начали собираться тучи – «в воздухе пахнет грозой». Подыскиваю место возле дороги, и вдруг вижу под стандартной вывеской «Берегите лес от пожара!» спящего на придорожной лавочке велосипедиста – одного из москвичей. Значит пару сотен метров я буду не последний, и это после проклятого Мантурова! Вот уж не ожидал!

Ставлю палатку и пытаюсь заснуть. Ну ни как! Только что слипались глаза, а тут ни как.. Перележал – перекимарил грозу. Погода стала просто отличная. Жара спала, места – сказка! Надо на будущее запомнить – граница Костромской и Вологодской областей.

Стараюсь ехать 55мин+5мин. На самом деле – просто каждый час выискиваю автобусную остановку без народа (в этих местах они ВСЕ без народа), и ложусь на 5 минут поспать. Вдруг появляется Даня Жуков! Вот это да! Откуда?! Но не важно. Теперь едем вместе.

Господи, насколько же веселее и интереснее! Хотя темп для меня и высоковат, но кручу просто изо всех сил – страшно отстать! За беседой часы и километры просто мелькают.

Вот пролетели, не притормаживая, Никольск. Впереди Кичменгский Городок. Вечереет.

В Городке в 22:00, уже темно. Там пара магазинов-кафе. Заряжаемся какой-то едой (сыр, чипсы), водой, лимонадом.

Пора ночевать. Завтра тяжелый «день», в смысле утро. По расчетам надо этим «утром» отмахать 170км до Котласа. Несмотря на мои уговоры поспать в палатке, Даня непреклонен. Спать он не будет, поедет в Котлас.

За околицей, в бурьяне на окраине поля, устраиваем «прощальный ужин». Варим чай, едим сыр, какое-то печенье. Даня бодро уезжает, а я кое как ставлю палатку и отрубаюсь. 23:00.

День четвертый 27 июня

Встаю в 3:30. На завтрак супчик «Горячая Кружка», чай с сыром. (В этой «Горячей Кружке» ничего хорошего нет. Наверняка просто бульонный кубик с каким-нибудь картофельным пюре был бы лучше, но что под руку попалось, то и купил.)

Выезжаю. Сначала, выражаясь языком лыжников, «тупит» – то есть немного тяжеловато, но быстро «раскатываюсь». Появляется азарт. Тем временем светает. На пустом шоссе хорошо слышно как жужжат шины, отматывающие последние десятки километров.

Вдруг замечаю сидящую на автобусной остановке фигуру, рядом велосипед. Это Даня. Думаю проехать мимо, пусть поспит, но от звука шин он просыпается.

Боже! Опухший, закусанный комарами, толком не спавший... Начинаем ехать вместе, но он уже не спутник. До чего же себя можно довести... По-хорошему, так надо бы ему дать палатку и спальник – часа через 4 сна он бы снова ожил, может и меня бы догнал. Или ехать вместе – на всякий случай, вдруг заснет на ходу? Или свернет на встречную полосу? А, с другой стороны, что я тогда смогу сделать?! Я ведь тоже на велике...

Вспоминаю, как давно, в 80-е годы, Миша Терентьев, мой руководитель в горных походах, рассказывал – когда ему надоело вместо своего похода тратить сезон на спас-работы, он начал ходить в такие глухие места, где спасать и некого и некому.... В общем я в очередной раз убедился, что настоящий туризм лучше таких вот странных мероприятий вроде этого веломарофона...

Мучимый совестью, не находящий себе никаких оправданий, бросаю Даню одного и уезжаю. Вскоре догоняю работяг, на специальной машине делающих дорожную разметку. Надеясь, что Даня их все-таки нагонит, оставляю ему подарок – кулек шоколадных конфет. Прошу чтобы передали велосипедисту. Спрашивают: – А если тот не появится? – Вам подарок. Съешьте сами. За его здоровье!

Через пару часов мужики, кончив работу (кончилась смена? краска?), догоняют меня и возвращают кулек. Как-то там Даня...

Мчусь изо всех сил. Все время вычисляю свою скорость, пытаясь понять успеваю к контрольном сроку или нет. Поскольку в Москве мы стартовали не в 6:30, а позже, то ко времени закрытия Контрольных Пунктов, напечатанному на выданных изначально листочках, нужно добавить около часа. Потом, уже в поезде, я понял, что от усталости и недосыпа я иногда прибавлял этот несчастный час ДВА РАЗА, к уже исправленному времени. Вобщем я все время путался. То у меня получалось что успеваю, то что НЕ успеваю.

Вдруг, около 8 утра, на въезде в Великий Устюг навстречу едет знакомая судейская машина. Первая мысль – что-то случилось с Даней, и они едут за ним! Беседуем. Оказывается все уже финишировали и уехали на поезде. В Котласе никого нет! А ведь даже до не скорректированного времени закрытия КП еще больше двух с половиной часов на оставшиеся 65км. А славный финиш? Оркестр-цветы-шампанское? Ну как же так?!...

Помню как в 2002 году на Токсовском лыжном марафоне мерзнущая на финише тетка-судья посмела упрекнуть последнего участника (предпоследний финишировал больше часа назад). Директор марафона (экс-чемпион России и проч.) тут же при всех сделал тетке строгий выговор, и сам извинился за нее – до конца контрольного времени было еще 20 минут. Эх велосипедисты, велосипедисты...

Зато теперь я ни куда не спешу. Тем более что после Великого Устюга пошли замечательные, красивейшие места. Холмистая равнина, пересеченная глубокими долинами рек. Прекрасные леса. Местность испортилась только у самого Котласа, видимо началась пойма больших северных рек – Сухоны и Северной Двины.

Вот и Котлас. Уже жарко. Что же будет в середина дня, когда жара «наберет силу»? Привычно присматриваю местечко под большим мостом на въезде в город. Там гигантские песчаные пляжи, между ними протоки, отдельные лужи-озерца. При высокой воде это место – часть реки.

В городе сразу на вокзал. Длинная очередь, но мне теперь все хорошо, даже в очереди стою с видимым удовольствием. Какая-то дама затевает со мной явно провокационные разговоры, «направленные на дестабилизацию ситуации в регионе». Типа «тот стоял – этот не стоял». Наткнувшись на мое гробовое, но, в то же время(!), абсолютно благостное молчание, утихает.

Купил билет. Поезд вечером, сейчас около полудня. Узнаю, что если перейти пути, то прямо напротив вокзала замечательная столовая, называемая аборигенами почему-то «цыганской». В течение дня проверяю это дважды – дешево, много и вкусно. Проверил бы и трижды, но она рано закрывается:).

Еду под «наколотый» заранее мост. Купаюсь в самой теплой (к сожалению, по совместительству – самой грязной) луже, потом в тени моста стелю палатку, на нее спальник, приковываю к ноге велосипед (шутка – просто рядом положил:) и спать-спать-спать...

Вечером нахожу Интернет-кафе и посылаю Email-ы. Немного подробностей.

На почте тоже есть Интернет и Email, но настроить его не удалось, хотя симпатичная девушка куда-то звонила, и какой-то официальный «гуру» удаленно колдовал. Все было бесполезно. Связи в Котласе(!) нет и в ближайшее время вряд ли будет.

Нашел Компьютерно-игровой Клуб в бывшем Доме Культуры. Спрашиваю там: – Интернет есть? – Да, «сколько-то-там» рублей минута (или час? – не важно). Переспрашиваю: – действительно есть?! – Есть, есть! Вон тот «комп».

Молодой человек взял (или не взял) задаток и испарился. Интернета, конечно же нету. Ищу в огромном ДК этого парня. В конце концов нахожу.. Объясняю. Начинается все то же, что и на почте – звонки «гуру» (тому же?), но, в добавок, какие-то неуклюжие нажатия на клавиши «главного» компьютера.

В конце концов все-таки появляется «сам», этакий 30-летний хиппи («гуру»?). Ритм нажатия клавиш меняют эмоциональную окраску. Через минуту мне снова говорят «O'K», и сомнений нет. Все работает.

Перед посадкой в поезд опять прокалываюсь. Какой-то, заинтересованный моим не вполне стандартным видом, папаша с сынком живо интересуются процессом починки колеса и приводят ко мне Даню, видимо «вычислив» брошенного мной товарища по аналогичному очумело-усталому виду и похожему велику.

В поезде мило общаемся, выискиваем общих знакомых, делимся впечатлениями. Каждый, однако, остается «при своих», то есть уверенным в справедливости именно своей стратегии-тактики таких велопоездок. Напоследок Даня дарит мне свою запасную камеру – моя, заклеенная в Котласе, уже спустила...

Заключение – то, что я (для себя!!!) решил учесть на будущее

Имея 20км/час «крейсерскую скорость» за 3 дня 1000км не проехать, например мне в автономном режиме.

«Максимальный стационарный режим», допускающий движение на протяжение нескольких дней такой:

Утренняя смена (160км)...04:00 – 12:00 Обед, дневной сон........12:00 – 15:00 Вечерняя смена (160км)...15:00 – 23:00 Ужин, сон, завтрак.......23:00 – 04:00

Итак 320км/день это максимум. Реально будет меньше, потому что

1) вечером на покупку-приготовление-поглощение еды уйдет больше времени,

2) трудно найти место отдыха вовремя,

и тем не менее

!!!) сокращать ночной сон нельзя!,

потому что сон меньше 3 часов, организм «не засчитает» за «ночной сон», и не выдаст «положенные» на следующий день резервы. Другими словами «утра тоже не будет», это крайне невыгодно и неразумно.

Специфически-технические выводы

1) надо возить две пустые 2-х литровые бутылки. Они ничего не весят, а перед грядущей ночевкой их можно (чуть-чуть) заранее(!) наполнить водой, например в каком-нибудь нарисованном на карте ручейке или в деревне. При экономном использовании воды хватит на ночевку: 1/2 литра на суп + 1/2 литра на кашу + 1 литр чая (все два раза – утром и вечером).

2) для варки надо иметь несколько емкостей, например вставляющихся друг в друга консервных банок – отдельно для супа, для каши и для чая. Иначе много драгоценного времени и воды уходит на дурацкую «коммутацию» еды-питья, например проблему куда положить суп, пока варится каша, или на мытье «кашного» котелка для чая.

3) палатку лучше брать «составную», например отдельно полог от комаров, отдельно тент от дождя и солнца.

4) Надо иметь туклипсы, или «контактные» педали. Тонкие гоночные шины не надежны, все-таки часто пробиваются. Наверное выгоднее либо добывать какие-нибудь супер-прочные, «навороченные», либо все-таки брать пошире, чем 25мм.

5) Надо сделать сумку на руле и разделить ее на отсеки, чтобы карта, вода, еда, фотоаппарат, шапка и прочее не перемешивались.

Эпилог

От вибрации руля, несмотря на фирменно-навороченные велоперчатки, у меня занемели мизинцы на обеих руках. Отошли через пять месяцев...

Миша Бабич – mbabich@pdmi.ras.ru

Copyright © Андрей Григорьев, 2000-2017