Андрей Григорьев
По результатам длительных ходовых испытаний велосипедных цепей на горном велосипеде удалось собрать некоторые данные. Испытание состояло из двух частей: сначала около 14000 км было пройдено на шести 8-скоростных цепях, а затем ещё около 22000 км на семи 9-скоростных цепях. Учитывая, что износ цепи зависит от её чистоты, смазки, нагрузки и перекосов при работе, что можно оценить лишь приблизительно, некоторый разброс результатов всегда присутствует. На велосипеде я ездил как летом, так и зимой (много меньше), как по асфальту, так и по лесам. В целом, стиль катания за эти годы особо не поменялся. Также нужно учесть, что все цепи менялись по кругу по 2-3 раза.
Износ велосипедных цепей в зависисмости от пробега | |||||
---|---|---|---|---|---|
№ | Кол-во передач |
Наименование | Пробег, км | Удлиннение, мм/24 звена |
Условия использования |
1 |
8 |
KMC Z51 | 400 | 2.0 | исключительно грязь |
2 |
SRAM PC-48 | 2500 | 3.0 | смешанные | |
3 |
KMC X8.91 | 3000 | 2.5 | смешанные | |
4 |
SRAM PC-68 | 1600 | 2.5 | преимущественно грязь | |
5 |
SRAM PC-68 | 2900 | 2.5 | смешанные | |
6 |
Shimano IG-51 | 3500 | 3.0 | смешанные | |
7 |
9 |
Shimano HG-73 | 5000 | 4.0 | смешанные |
8 |
Shimano HG-73 | 3000 | 2.0 | смешанные | |
9 |
Shimano HG-93 | 2500 | 3.0 | преимущественно грязь | |
10 |
Shimano HG-93 | 4500 | 3.5 | смешанные | |
11 |
KMC X9.73 | 2900 | 3.0 | смешанные | |
12 |
Shimano HG-53 | 2500 | 2.5 | смешанные | |
13 |
Shimano HG-53 | 1700 | 1.0 | преимущественно асфальт |
Итак, совсем бюджетной в тесте была лишь 8-скоростная цепь KMC Z51, к тому же, ее использование было крайне грязевым, скорость износа - 5 мм (на 24 звена) на 1000 км пробега. Это очень плохой показатель. Для всех прочих цепей, которые можно отнести к диапазону от средних до относительно высокого уровня цепей, скорость износа составила порядка 1 мм на 1000 км пробега. Разброс не более, чем в полтора раза. Причем, если сравнивать цепи Shimano HG-53, HG-73, HG-93 или SRAM PC-48 и PC-68, которые относятся к разным классам, явной разницы в скорости износа замечено не было. В то же самое время, одинаковые модели, использование которых больше попадало на зиму или лето, могли показывать почти двукратную разницу. Чисто «зимних» цепей в испытании не было, но опыт других людей говорит, что одинаковые цепи зимой при песчано-солевом режиме изнашиваются раза в три быстрее, чем летом на асфальте.
Учитывая эту и другую, не вошедшую сюда, статистику можно сделать вывод, что использование совсем дешевых цепей нецелесообразно из-за много более быстрого их износа. Но особой разницы между средними и дорогими цепями в плане износостойкости нет.
Все описанные цепи не сущесвенно отличаются по весу: цепей с полыми пинами и щёчками среди них не было. А, вот, корозионная стойкость у цепей разная: например, HG-53 ржавеет много сильнее, чем HG-73 и, тем более, HG-93. Считать KMC хуже Shimano причин нет: относительно дорогие KMC X8.91 и KMC X9.73 ведут себя ничуть не хуже прочих цепей того же ценового диапазона. К тому же, они комплектуются замками, что повышает удобство их циклической замены.
Некоторый вопрос вызвала чёткость переключения передач. С 8-скоростными цепями использовалась кассета Shimano Deore XT (M737) и система Shimano Alivio (M410), с 9-скоростными цепями использовалась кассета Shimano Deore XT (M750) и система Shimano Deore LX (M572). Явной разницы в чёткости переключения спереди в зависимости от используемой цепи не было. По мере износа она постепенно падала. Сзади по мере износа кассет чёткость падала весьма ощутимо (цепи менялись по 2-3 круга, тросики и рубашки по мере необходимости). Но в целом, нужно признать, что шимановские цепи с шимановской кассетой работали немного лучше, чем альтернативные.
Вы также можете почитать о цепях:
- велосипедные цепи
- ответы на часто задаваемые вопросы по велосипедным цепям
- стратегии замены цепей
- легенду о "плохих" велосипедных цепях
- о шаге и укладке велосипедного привода
Последнее обновление 19 февраля 2016.