AGbike
(812) 989-44-99
Главная » Велосипедные поездки »

По Вепсской возвышенности (на Шимозеро)

Игорь Егоров

Маршрут: Заборье - Красный Бор - Корвала - Макарьевская - Шимозеро - Бабаево.

5-8 октября 2005.

Участники: Игорь Егоров (основной текст), Андрей Лебедев, Андрей Григорьев (комментарии синим цветов).

Фотографии Андрея Григорьева.

На границе Ленинградской и Вологодской областей есть Вепсская возвышенность. Примечательно сие место тем, что когда-то здесь жили вепсы, малая народность. Жили никому не мешали, пока в 60-х годах прошлого века Советская власть не решила, что места там бесперспективные и надо бы всех вепсов оттуда переселить, что и было сделано. И вот на территории примерно 100 на 100 км остались брошенные деревни, церкви и погосты. Все это медленно умирает, и скоро смотреть будет совсем нечего. Правда в последние годы в некоторые места начинают возвращаться люди. Еще в этом медвежьем углу активно ведутся лесоразработки, что как облегчает, так и осложняет поездки по району – лесозаготовители как строят новые дороги и укрепляют старые, так и сильно похабят их. Дороги нарисованные на картах в реальности отсутствуют, зато есть куча ненарисованных. Вот и решили мы посетить эти края. Мы – это Андрей Лебедев (Achilles), Андрей Григорьев (AGbike), Игорь Егоров (IngWar).

Во вторник прикатили на Ладожский вокзал, чтобы сесть на комфортную электричку до Бабаево, но выяснилось, что именно со вторника (а точнее, периодически без какой-нибудь видимой закономерности) ее отменили. Следующая электричка через почти 4 часа и совсем не комфортная, пришлось закусывать и выпивать прямо на вокзале. Ладно, в итоге мы были на станции Заборье Бокситогорского района Ленинградской области около 12 часов ночи.

Уже в поезде я обнаружил, что в GPSе нет карты начала нашего маршрута, и в бумажном виде ее тоже нет, есть только несколько точек с координатами деревень, заранее залитых в GPS – хорошее начало. Но я сделал вид, что так и должно быть, чтоб не расстраивать компаньонов. Заборье – станция проходная, поэтому мы приготовились быстро десантироваться на низкую платформу. При выгрузке из вагона GPS совершил полет на платформу с высоты около 2 метров. Я подумал, что поход закончился, даже не начавшись. Но нет, сия «шайтан-машина» благополучно работала, а электричка нагло простояла еще минут пять.

Октябрь, ночи уже холодные и совсем темные. Поселок Заборье встретил нас нетрезвыми молодыми людьми и холодным светом окон одноэтажных домиков. Надо искать место для ночлега. Проехали в темноте по пустынной дороге около 9 км, повосхищались ярким звездным небом, в Питере такого нет – сильно мешает городская засветка и постоянная взвесь пыли и сажи в воздухе. Нашли озеро Песочень, там и встали. Легли в третьем часу, встали в 8 утра. Дубак. Согревались ломкой дров. Начиная часов с пяти утра мимо нас началось активное движение, лесовозы, буханки, ПАЗики везли людей в лес. Глубинка живет лесом. Стартовали неспешно, пересекли реку Колпь, сфотали остатки старого моста. Проехали Лиственку, Костерино, Ивановское. Дорога – широкий грейдер, катится легко. Небольшая запутка вышла в Ольеши, основная дорога в самом поселке разветвляется, в итоге мы проехали по самому длинному варианту, зато посмотрели разрушенный свинарник ?. За Крутым Ручьем дорога немного ухудшилась – рыхлый песок. На месте бывшей станции Белая бывшей узкоколейной железной дороги перекусили, полазили в кабине от тепловоза. Узкоколейка давно разобрана и превращена в лесовозную дорогу, как и подавляющее количество узкоколеек в Ленинградской и Вологодской областях. Перекусили, после чего ехать стало лучше, ехать стало веселей.

Проехали Бор, Белую, Сидорово. В Сидорово, довольно крупном и симпатичном поселке, мы немного поплутали. Но взяли языка, и все стало понятно. Также к нам привязался пес, помесь русского спаниеля не пойми с кем, впоследствии прозванный Бобиком. Черненький, с проседью. Он уверенно держал 18 км/ч. А более быстро ехать не получалось. Саньков Бор, Красный Бор, дорога постепенно ухудшается. Первые мокрые ноги. На Екшозере очередной перекус. Горячая кружка Магги пошла неплохо, но мало. Кстати, вообще не понимаю, что в ней есть кроме специй? «Всего две калории!» ©

В Ур. Лижма в очередной раз пересекли разобранную узкоколейку. Проехали Корвалу. Деревня жилая, даже есть новые дома. Дорога на Нойдалу совсем плоха. Около 50% времени пешком идем. Уже в темноте ставим лагерь на Хозозере. Бобик за ночь никуда не делся, встал вопрос о его питании. Мы же не рассчитывали на четвертого члена путешествия. Пришлось поставить на довольствие. С утра проснулись, туман, прохладно. Вечером озеро выглядело не очень красиво, но утром, когда ветер разносит туман!

Пошли дальше. Именно пошли, так как дорога до Нойдалы оставляла желать лучшего. Нойдала – мертвая деревня. Полазали по домам. Все строилось очень основательно. Крепкие, но уже размытые дождями через провалившиеся крыши, печи, скотники большие, мельничный жернов, корыто, выдолбленное из целого дерева. За Нойдалой дорога стала лучше, просто по ней давно не ездили потому и не испортили. Только на крутом спуске к речушке и на другом берегу были жуткие колеи в глине. За Колмозерами стали искать поворот на север, на карте отсутствующий, но имеющийся на космоснимках. Вживую поворот тоже отсутствовал, вернее что-то угадывалось, как направление, но вскоре терялось на старой делянке. Это был просто лес, с кустами и деревьями. Мы с AG прошлись около километра по этому лесу и вышли на довольно устойчивую рыбацкую тропу. Вернулись, забрали байки, рюкзаки и двинулись в лес. Со временем эта тропа превратилась в колею, а потом, через несколько км в настоящую отсыпанную дорогу с мостами и гатями. Этому мы были очень рады, так как я думал, что мы будем идти пешком на протяжении 15 км, а на самом деле очень неплохо ехали.

Около оз. Сенного раздался громкий и резкий «Пшшшшшшшш...» И я остановился – разрыв покрышки по корду. Ремонт и перестановка с заднего на переднее колесо занял около 40 минут. Едем дальше. По хорошему грейдеру скорость растет до 25 км/ч, Бобик заметно отстает. На развилке он падает посреди дороги и пытается отдышаться. Развилка: налево Миницкая, прямо Винницы, направо Мининская. Нам направо. В поселке пересекаем Оять, предлагаем Бобику остаться с местными, он – в отказку, не смотря на то, что мы его уже конкретно умотали. Дальше участок тоже был не известен, есть ли дорога, в каком состоянии. Но вроде везет, прям до Сарручья, потом дорога кончается и начинается направление. Встали лагерем прям на Сарручье. Все устали, спали крепко.

С утра встали и размялись путем перетаскивания байков и рюкзаков в течение трех часов на протяжении девяти километров через лес по поваленным деревьям и болотам. Добрались до Ояти. В своем верховье она шириной всего метра 3 и достаточно мелкая, но бобры устроили плотину и она серьезно разлилась. Переправились прямо по плотине, перекусили. Вылезли на дорогу, по которой можно было ехать, были счастливы. Втопили, Бобик отстал. Пролетели около 30км, повернули на Шимозеро, перекусили у безымянного озерца и ломанули к самому Шимозеру. Участок в 8 км довольно рельефен. Понравилось. Выкатили на Шимозеро. Обнаружили 2 церкви, одна каменная, почти развалилась, одна деревянная. Внутри есть маленький алтарь, заваленный перестроечными купюрами и монетами – иногда, видимо, проводятся службы. Дверь запирается старинным кованым замком. На карте нарисованы еще две церкви, одна на восточном берегу Шимозера в Бабинской, другая на Линжозере в 10 км на запад – посещение церквушек вроде как входило в «культурную программу». В Бабинскую мы не пошли, так как и с западного берега были видны ее развалины, а на Линжозеро сходили. Правда там тоже только деревянный остов стоит и ямами вокруг все изрыто (типа землянки у церкви были).

Вернулись на место перекуса к безымянному озеру. Заночевали. В последний день нам предстояло преодолеть около 150 км. Стартовали. Недалеко от Кленозера были остановлены автомобилем с тремя мужиками. Оказалось, что это ребята из Череповца, охотятся (не выходя из машины), отдыхают. Выпили с ними водки, Андрюха даже пострелял из «ружжа». Предложили мужикам забрать себе пробежавшего с нами за три дня около полутора сотен верст Бобика, благо он смахивает на охотничьего, но услышав выстрелы, тот сбежал совсем. На водке неплохо доехали до Красной Горы. Посмотрели церквушку. Почти не действующая деревянная церковь и большое кладбище.

Покатили в Пяжелку. Это крупный поселок. Мы с AG сделали крюк в 20 км и заехали на Каргозеро, поискать еще одну церковь. Долго искали, ползали по лесоразработкам. Нашли, в совсем не очевидном месте. Остался тока остов и маленькое кладбище. От Пяжелки до Борисово-Судского добрались еще засветло. Там начала работать сотовая связь. Отъехали км 10, встали на перекус. В итоге даже поспали около часа у костра. В 23 часа стартовали и к двум часам ночи были в Бабаево. После сна мне долго не удавалось войти в нормальный ездовой режим, раскатившись лишь к концу. Итого 408 км самых разных, приятных дорог.

Андрей Григорьев © 2000-2024