Андрей Григорьев
Маршрут: Вирмутйоки – Похья-Ланкила – Пункахарью – Савонлинна – Сулкава – Вирмутйоки
7-9 мая 2006.
Участники: Таня и Петя Масловы, Андрей Григорьев.
На вторые майские праздники мы всей семьей решили съездить на велосипедах в Финляндию, благо у обоих открыты шенгенские мультивизы, которые нужно как-то тратить, ибо глобальных планов на них нет. Выходных три дня. Едем с трехлетним сыном Петей. Т. е. дороги должны быть приемлемого качества, а дневной пробег относительно небольшим. Пересекать границу на велосипедах значит потерять слишком много времени, а грузиться в автобус с велосипедами и ребенком – слишком много возни. Решаем заехать на машине до ближайших городов: Лаппеэнранта или Иматра.
Первое, что приходит в голову – широко раскрученный тур «вокруг озера Саймаа». Читать описание лень. Посмотрев на карту, решаем, что круг великоват для наших условий и нам стоит ехать вокруг озера Пихлаявеси, что расположено северо-восточнее Саймаа. Круг поменьше, начинать маршрут и заканчивать его не обязательно прямо в Иматре, а можно подъехать на авто поближе к «колечку». Как потом выяснилось, основная часть тура «вокруг озера Саймаа» как раз и проходит вокруг Пихлаявеси, а не вокруг Саймаа, как могло бы показаться.
Часа четыре тратим на дорогу от Петербурга до Светогорска, покупку «зеленой карты», пересечение границы и проезд через Иматру в поселок Вирмутйоки, что расположен в 15 км севернее. Поселок маленький, единственное место, где реально оставить машину – это площадка около местного кафе-магазина. Все остальные отвороты от шоссе в поселке ведут к частным домам: машину не поставишь.
Собираем велосипеды, и грузим на них барахло. У Тани на багажнике кресло, в котором сидит Петя, а сзади к нему привязаны пенки, у меня велорюкзак со всем остальным скарбом. Запираем машину и отъезжаем по местной непронумерованной дороге на Похъя-Ланкила. Размер дорог в Финляндии определяется их номером: одно- и двухзначные номера соответствуют магистральным шоссе, трехзначные – шоссе между городами, четырехзначные – местным шоссе, непронумерованные – проездам между населенными пунктами, которые могут быть как асфальтированными, так и нет. Дорога неширокая без разделительной полосы, машин фактически нет. Асфальт почти идеальный. Дорога вьется между озер и скачет по горкам. Каждые 300-500 метров отвороты на хутора. Развлекаюсь чтением указателей. Обычно, названия – это комбинация слов природного содержания, несколько реже производные от имен.
Где-то на полпути Татьяна жалуется на неработающую манетку. Останавливаемся, и как раз в этот момент из манетки на асфальт начинают высыпаться ее «потроха». К счастью, все детали кроме гайки были оперативно найдены и на привале в середине дня манетка была восстановлена.
От Ланкила едем по дороге 4063, где нас начинают сопровождать коричневые значки 14-го национального веломаршрута. Дорога поскучнее, к тому же, ощутимый встречный ветер порядком тормозит. Петя в своем кресле начинает засыпать и стучаться головой в спину маме. Останавливаемся, но вместо сна Петя начинает радостно носиться по берегу озера. По дороге через каждые 10-20 минут по одному, по двое, реже больше проносятся мототуристы. Такого количества байков, тем более, обычно, навороченных, я не видел давно.
Часам к семи вечера выезжаем на 14-ю магистраль, которая идет от Париккала через Савонлинна и Юва. На самом деле, не доезжая пары километров до перекрестка, где-то в районе старой выборгской дороги (Vanha Viipurintie) нужно было свернуть налево по маленькой дорожке, как это сделал 14-й веломаршрут, но мы не заметили его значков. Есть у них такое неприятное свойство – в виду маленького размера, направление стрелочки на знаке видно только с метров с десяти, т. е. все время приходится вглядываться. От кемпинга Култакиви через лес и железную дорогу выходим на дикий берег озера. На нем проведена выборочная вырубка леса, поэтому место не очень красивое, но все другие берега застроены. Ставим палатку и готовим ужин на купленной по случаю газовой горелке.
На следующий день движемся в сторону Пункахарью. Шоссе относительно нагруженное, но вскоре из леса появляется 14-й веломаршрут. Едем то по велодорожкам, то по местным подъездным дорогам. На выезде из городка пересекаем мост и сворачиваем на дорогу 4792 – очевидно старое шоссе, идущее по гребню естественной песчаной косы – одной из главных достопримечательностей Пункахарью. В ее конце – музей леса Lusto, а еще в десятке километров в Керимяки огромная деревянная церковь. Но Татьяне совершенно не хочется смотреть что-либо, и мы проезжаем мимо. Вскоре веломаршрут уводит нас в сторону от трассы по небольшому шоссе на Мойнсалми и далее на Савонлинна, где мы оказываемся в середине дня.
Окраина – обычный малоэтажный городок. В универсаме Spar покупаем печенье и йогурт. У магазина стоит 7-8 велосипедов. Половина – горные, половина – ситибайки, из известных марок – только Scott, из местных – Tunturi. Пристегнутых нет, но почти на каждом велосипеде есть блокиратор заднего колеса: штырь проходящий через него от правого пера рамы к левому.
Отъезжаем от магазина и наблюдаем разведенный среди дня мост через пролив из озера Пихлаявеси в озеро Хаапавеси, по которому идет грузовое судно. Слева от нас возвышается старинный замок Олавинлинна. На другом берегу центр города с большим количеством относительно старых зданий в 2-3-4 этажа. Напоминает старую часть Выборга и Сортавалы. Город произвел очень приятное впечатление!
Километров семь едем по велодорожкам, а дальше приходится выбираться на шоссе, т. к. мы снова теряем 14-й веломаршрут. Быстро доезжаем по не очень приятной загруженной дороге до Каллислахти, где сворачиваем на относительно тихое 435 шоссе. Петя спит в кресле.
Солнце нещадно печет, и мы останавливаемся на заливе Пихлаялахти около лесосклада на берегу озера. Но в итоге перекус затягивается, а Петя явно никуда не хочет больше ехать, увлекшись киданием в воду камней.
Пока сидели и собирались ставить палатку, подъехала машина с катером на прицепе. Пожилая пара спросила у нас что-то, но после «En puhu suomea» (не говорю по-фински) мы кое-как на ломаном английском перекинулись с ними парой фраз. Мы были уведомлены, что это земля ничья, и мы можем ставить здесь палатку, что ближайший кемпинг был в Савонлинне и что они сейчас спустят на воду лодку и через час уедут.
Ставим палатку у самой кромки воды, сидим любуемся на закат. Вскоре приехал знакомый финн на велосипеде, погрузил его в машину и уехал. Потом подошел лесовоз с логлифтом, минут за 15 накидал себе полный прицеп бревен и тоже уехал. Татьяна обнаружила в 50 метрах от нового вырубленного в скале шоссе остатки старой дороги и памятный знак – небольшая доска под крышей – на которой висела карта и некоторое количество материалов на финском и шведском, из которых можно было понять, что здесь проходила граница между Швецией и Россией с 1743 по 1807(9) годы, т. е. тогда, когда губерния Кюми вместе с Выборгом принадлежала Российской империи, а остальная Финляндия – Швеции.
На следующий день обнаруживаем, что снова едем по 14-му маршруту, т. е. он незаметно вышел на шоссе как раз около Пихлаялахти. Все-таки нужно пользоваться именно велосипедными картами Финляндии: маршруты проложены с умом по самым красивым и малозагруженным дорогам, им стоит следовать, но делать это проще при помощи карты, а не дорожных значков. Перед поселком Сулкава сворачиваем на шоссе 438. Начинаются безумно красивые виды. Дорога идет по грядам и холмам среди озер и болот, но здесь еще красивее, чем в Пункахарью! Машин совсем мало. Наслаждаемся природой. Жаль, у нас нет с собой фотоаппарата.
Едем, гадаем, сколько стоит паром между Рауханиэми и Руокониэми, но он оказался бесплатным, причем и для автомобилей тоже. После Лохилахти делаем привал на озере. После него дорога становится более скучной, и Таня с Петей стрелой уносятся вперед, мне их никак не догнать, хотя стабильно еду 26-30 км/ч. Встречаемся ближе к Вирмутйоки.
Немного волнуюсь за машину, но она ждет нас там, где мы ее и оставили. На финской таможне нас досматривают, интересуются происхождением велосипедов, но, увидев в багажнике контактные туфли, отпускают с миром.
Наш пробег – порядка 220 км. Если бы ехали от и до Иматры было бы около 260, если от и до Светогорска – около 290 – отличный поход на три дня.