AGbike
(812) 989-44-99
Главная » Велосипедные поездки »

Поездка в Ояярви

Татьяна Маслова (основной текст)
Андрей Григорьев
(комментарии синим цветом)

Кузнечное - Ояярви - Дымово - Бородинское

20 июня 2004

Наверно, звучит странно, что покатушка, начинавшаяся в Кузнечном, имела своей целью посещение деревни Ояярви, до которой всего-то 25 километров. Объясняем: в планировавшемся маршруте Ояярви было вовсе не главным пунктом, а проходным, и отрезок пути до него должен был составлять не более одной пятой от всей покатушки. Но, видимо, такая роль деревню не устраивала, и на протяжении большей части дня она манила нас к себе, оставаясь недостижимой.

Начнем с начала. Всю неделю мы с Андреем собирались со Стренжером и компанией на покатушку «Транскарелия-2» длиной 140 км. Туда должны были ехать грунтовые монстры Питера, такие как сам Стренжер, ДенисДНС (с недавних пор - и шоссейный монстр), Ахиллес, Томас, победитель внедорожного марафона трехнедельной давности Мастодонт и еще несколько человек. Мы предвкушали отличную тренировку и побаивались не выдержать их темп. Наш сын Петька был специально отвезен в субботу на дачу к бабушке, будильник заведен на 6.50…И тут в 00.15 звонит Ахиллес и говорит, что все отменяется. Это был тяжелый удар, но мы быстро оправились и решили ехать «Транскарелию-2» самостоятельно. Не то, чтобы большой удар, т. к. я за последние три года проехал в разных 1-2-дневных походах весь маршрут «Транскарельской-2», за исключением последнего кусочка Озерное – Осиновка – Верхнечеркасово.

Утром в электричке Андрей предложил другой маршрут, который нет смысла здесь приводить, поскольку из него мы проехали только участок из Кузнечного до Дымово. Скажу только, что заканчиваться он должен был в Гаврилово, и асфальта в нем почти не было. Из электрички я позвонила Диме Лаушкину, который должен был быть в это время на Больших скалах и хотел присоединиться к «Транскарелии» утром, но оказалось, что он, узнав, что Стренжер не едет, предпочел Белые ночи, которые проводились как раз этой ночью на воскресенье, и в этот момент возвращался с них домой. Так что мы поехали вдвоем.

От Кузнечного почти до поворота на Ояярви доехали без приключений: неслись на хорошей скорости и, не доезжая до Севастьяново, повернули направо на грунтовку. По ней ехали прямо, не сворачивая ни направо на Большие скалы, ни на другие дорожки. Но даже такое постоянство нас не спасло, как выяснилось в дальнейшем.

Увидев слева озеро Белокаменное, заехали на него искупаться и перекусить. Правда, пройдя метров 10 по колено в иле, купаться я расхотела и решила отложить это до другого озера. Минут через 15 выехали на дорогу и поехали дальше. Дорога стремительно стала ухудшаться, появилось много луж и жидкой грязи. Я почти сразу хорошенько упала в глубокую лужу и долго оттирала седло и руль от грязи. В падении обвинила Андрюху, который, поленившись, не поставил мне накануне «злую» резину.

Еще метров 500 можно было ехать. Жидкая грязь была однородной и напоминала лаву, а езда по ней даже доставляла определенное удовольствие. Но вскоре ехать стало невозможно, и еще пару километров мы прошли пешком, причем даже везти велосипед рядом было часто нельзя из-за набросанных в грязь бревен. Несколько раз были большие участки гати. Через несколько километров мы вышли на делянку лесозаготовителей, на которой стоял работоспособного вида трактор и были разбросаны кружки, ложки, ванночки от «Доширака» и прочее. Дальше дороги видно не было. При более внимательном рассмотрении она там все-таки нашлась, но была сильно заросшей травой, а главное – вела на юго-запад, что было нам совсем не по пути. До этого в карту мы не смотрели, т. к. от поворота перед Севастьяново до Ояярви должна была идти прямая основная дорога в северо-западном направлении. Стало очевидно, что мы приехали совсем не туда, куда хотели, и решили поискать любую дорогу в нужном направлении, чтобы выйти на железную дорогу Каменногорск – Хийтола, пусть и не в Ояярви. Андрей вспомнил, что километр назад направо вела отвилка как раз в нашем направлении, так что мы поехали туда. Та дорожка вначале была более-менее ничего, но быстро испортилась, и колеи стали едва заметны в высокой траве. По траве через пару километров мы пришли к озеру, и Андрюха по характерной форме опознал в нем озеро Лещевое. Это было очень странно, поскольку мы рассчитывали быть гораздо севернее. Стали строиться различные предположения о том, как мы сюда попали. Было совершенно непонятно, как мы могли сбиться с основной дороги, тем более что там и развилок-то никаких не было. Последним местом на дороге, которое мы еще четко идентифицировали, было озеро Белокаменное. У меня мелькнула шальная мысль, что мы с озера вышли не на нашу дорогу, а на другую, которая случайно оказалась рядом. Но я даже вслух это произносить не стала, чтобы не обижать Андрюху. Со мной такое еще могло произойти – я часто ворон считаю, но чтобы с ним… И когда эту же мысль «озвучил» он сам, и мы посмотрели это место на карте, то это стало уже более вероятно. Правда, я сомневалась до последнего.

Надо было думать, как выбираться. По карте от Лещевого озера есть тропинка в район высоты 37 недалеко от станции Хаколахти железной дороги Хийтола-Выборг. Но разведка показала, что она по качеству такая же, как и наша. И тут Андрей вспомнил, что, когда мы шли на Лещевое, он видел дорожку на север, и наверняка это та самая, что есть на карте и ведет мимо озера Бобровского на нашу дорогу, которая обозначена на карте двойной линией и которую мы так давно потеряли. Пришлось опять вернуться назад на километр. Когда Андрей показал мне дорожку, которую он имел в виду, я поразилась его наблюдательности, поскольку сама в жизни бы там никакой дороги не заметила. Правда, надо сказать, что я продолжала ее не замечать почти все время, что мы по ней шли, а шли мы по ней полкилометра, после чего она скрылась и от Андрея. В общем, разочаровавшись во всех эти дорожках, пришлось вернуться к началу наших блужданий - на озеро Белокаменное, чтобы установить истину. Через гать, через разнообразную грязь с ветками. Когда мы вернулись на место выезда с Белокаменного на дорогу, то увидели, что от него до развилки дорог (на Ояярви и левее к мостику на Озерной речке) всего метров двадцать. Если бы мы, выйдя с озера, случайно оглянулись назад, это могло бы нас спасти! А если бы мы не стали срезать, выезжая с озера на дорогу, вообще всего этого бы не было.

Зашли на Белокаменное, опять перекусили на нем и под начавшимся ливнем поехали наконец в Ояярви. Что нам ливень, если мы на верном пути! Этот верный путь, кстати, тоже изобиловал лужами и грязью, но слезать с велика почти не приходилось. По дороге я пыталась найти какие-нибудь хорошие стороны в нашем приключении, но мне это не удалось. Просто глупо потеряли полдня, и все. В связи с этим хочется сформулировать пару правил:

Кстати, что характерно, выехав в этот поход, я вспомнил, что читал отчет, как прошлым летом здесь два дня блуждала группа Мерлина (Бориса Мельникова). И если сначала мне все это казалось странным, то, когда мы заблудились сами, я перестал хихикать в их адрес. Все-таки, как показала практика, нужно чаще смотреть в карту, если не помнишь дорогу по предыдущим поездкам, а здесь мы с Таней были впервые. И что еще интереснее – оказалось, что в эти же самые выходные в этих же самых краях ездила часть той прошлогодней группы, доискиваясь правды о том, где же они провели два дня в прошлом году. Так вот чьи следы мы видели в районе Белокаменного озера! Вот, собственно, результаты их изысканий. Что, опять же, характерно, мы «уперлись» в одни и те же самые болота и озера. Только мы чуть раньше поняли, где же мы есть. Какое-то заколдованное место!

Доехав до Ояярви, поняли, что не успеваем доехать дальше Каменногорска. В связи с этим решили попробовать проехать вдоль железной дороги до Инкиля (Зайцево) и оттуда по шоссе добраться до Каменногорска. Вернулись полкилометра назад в сторону Кузнечного до начала дороги на Инкиля. Оказалось, что она совсем заросла: видимо, мост через реку развалился и ездить перестали. Вернулись к станции. Кстати, деревенька напрочь заброшена: десяток развалившихся домов, 3-4 обитаемых, разъезд разобран (остался только один путь главного хода). От переезда едем на запад на Дымово. Дорожка сначала совсем заросшая. В полях – 2 колеи в траве. В лесу она видна несколько лучше. Через три-четыре километра из леса подходят такие же небольшие дорожки, и наша постепенно расширяется. В нескольких километрах перед Дымово начинаются очень крутые спуски и подъемы, которые проходятся на передаче 1-1.

Наконец спускаемся в поселок. Посмотрев на часы, понимаем, что уже не успеваем в Каменногорск к последнему поезду на Выборг, соглассованому с последней электричкой на Петербург, который идет из Элисенваары. Проезжая Зайцево, понимаем, что только и успеваем доехать до Бородинского, где и садимся на поезд до Выборга. Через полтора часа мы в Выборге, еще через два с копейками – в Петербурге.

Андрей Григорьев © 2000-2024