AGbike
(812) 989-44-99
Главная » Велосипедные поездки »

Линия Маннергейма

26-27 мая 2001.

Каннельярви - Поляны - Рябово - Высокинское оз. - Озерки - Зеленогорск - Петербург. 155 км.

Дорога в Рябово Застрельщиком данного мероприятия был Дмитрий (Dyoma), который успешно подбил на это еще несколько ВелоПитерцев: Аню, Дениса (DAN), Дмитрия (Matrockin-san), Юлю и меня. Встретившись в электричке на Выборг, узнаем, что идет она всего лишь до Каннельярви, что, впрочем, не испортило наши планы посетить старые разрушенные доты на "линии Маннергейма" между Рябово (Kuolemajärvi, Pentikkälä) и побережьем Финского залива. Это самый западный участок линии. Единственное, что мы не смогли увидеть при таком раскладе - это озеро Красавицу, очень достойное место, но зато нам не пришлось ехать вдоль полигонов. Пока ехали на поезде, временами шло нечто похожее на снег, температура при этом держалась где-то на уровне 5-7 градусов, дул северный ветер средней силы, но дождя так и не было, а к вечеру погода вообще разгулялась - ветер ослаб, прояснилось. Выйдя на платформу, тут же купили продуктов и, не торопясь, двинулись в сторону Семиозерья и дальше, к Рябово. Собственно ничего примечательного на этом участке и не происходило. За Полянами асфальт сменился грейдером среднего качества, повстречалось несколько спусков и подъемов разной крутизны. На всем протяжении этих дорог нас сопровождали довольно приятные пейзажи вокруг.

Рябово расположено на южном берегу озера Пионерского - в прошлом Куолемаярви (раньше это была одноименная волость Выборгской губернии Финляндии), что в переводе с финского означает "озеро смерти". По поводу такого мрачного названия Евгений Балашов в своей книге "Карельский перешеек. Земля неизведанная" приводит три версии, которые основываются на старых легендах. Одна из них - в 1557 г. финский епископ, просветитель и государственный деятель Микаэл Агрикола возвращался с мирных переговоров в Москве, но по дороге внезапно заболел и умер неподалеку - в доме рыбака на мысу Кюринниэми. Сейчас там стоит памятная доска, но, к сожалению, мы поленились доехать до нее. Вторая - во времена постоянных конфликтов между Швецией и Россией 14-17 веков, шведское войско переправлялось через озеро на плотах, но внезапно налетевший шторм разбил плоты, и войско утонуло. Третья - это ледниковое озеро с крутыми берегами очень склонно к штормам, не глядя на свою длину всего лишь в 13 км. К тому же оно очень холодное из-за множества ключей - все оказавшиеся в его водах очень быстро замерзают.

Дот Инкиля 2 Доехав до Рябово, мы уже успели несколько подмерзнуть и проголодаться, поэтому, посетив и местный магазин приступили собственно к поиску первого дота и места в лесу для удобной непродуваемой холодным северным ветром стоянки. Дот Ink1, все они располагались неподалеку от несохранившейся деревеньки Inkilä, был найден очень быстро на берегу речки Велички в километре от поселка. Это сооружение из бетона, арматуры и камней различного размера, развороченное взрывом и заваленное огромными "клубками" ржавой колючей проволоки. После захвата финских оборонительных сооружений "линии Маннергейма" (линии Энкеля) и "Карельского вала" (линии Vammelsuu - Taipale) в ходе Зимней войны в конце 1939 - начале 1940 г. большинство из этих сооружений было подорвано и, многие уже не восстанавливались в ходе последующей Второй Мировой. Из следующих сооружений только второе (Ink2) оказалось почти целым. Осмотрев первый дот, мы нашли в лесу небольшую полянку, где и засели с костром, жаркой колбасы и соками-водами разной крепости. Посидели, "обсудили меню", послушали лес и тишину, поспорили о сути Зимней войны - недоверчивые могут заглянуть на http://www.funet.fi/pub/culture/russian/html_pages/Karelia/Stalin.html, это доклад Сталина, касающийся ее, а я приведу оттуда всего несколько фраз: "Правильно ли поступили правительство и партия, что объявили войну Финляндии? ... Невозможно было обойтись без войны. Война была необходима, так как мирные переговоры с Финляндией не дали результатов". Переговоры шли об обмене обжитого финнами Карельского перешейка, где проживало около 10% населения, на бесполезную тундру на самом севере в районе Печенги. Делайте выводы.

Грязь :-) Выехали с привала не рано, подгоняемые Денисом, видимо он один смотрел на часы. Второй дот нашли почти сразу, заросшая тропинка вывела нас прямо к нему. Решив побыстрее выбраться на дорогу, пошли дальше по тропинке, пока не попали на просеку газопровода или чего-то в этом роде. Попытка идти по ней быстро привела к постоянному увязанию в зыбучей глине. Кое-как выбрались на дорогу, которая тут же превратилась в подобие очередного глиняного месива. Через километр мы, наконец, выбрались на поля, где принялись отмываться у родника. Рядом в траве Денис обнаружил несколько птенцов, прятавшихся от нас. Сфотографировав их, двинулись на поиски третьего и четвертого дотов. Обнаружили и их на удивление быстро, не глядя на не слишком подробную карту. Видимо сказывалось их расположение относительно недалеко от дороги. Куски одного из них, здоровенные бетонные глыбы по несколько сотен килограммов разлетелись на расстояние до 100 метров! В более активном темпе докатились до пятого, проехали вдоль огороженного колючкой Высокинского озера, выскочили на Приморское шоссе, около которого и обнаружили два последних дота. Ink6 оказался самым большим и самым развороченным. Помимо огромной воронки сохранилась и приличная часть, которая пострадала не очень сильно. Любители всяких подземелий найдут здесь много интересных полузаваленных лазов.

Птенцы чибисов-? Насмотревшись на весь этот кишмиш, мы взяли курс на дом, все еще не удосужившись повнимательнее посмотреть на часы и на карту, хотя это уже не помогло бы. В Озерках, набирая воду, мы, наконец, заглядываем в расписание и осознаем, что до последней электрички остается около часа, а до Зеленогорска еще 45 км. Чрезвычайно ободренные этим, не торопясь, катимся к городу. Проезжаем мимо маяка, на котором отражается солнце. Начинают опускаться сумерки, холодает. Машин мало, вдоль дороги поют соловьи и другие птицы. Красота. При быстрой езде этого обычно не замечаешь. Вдалеке на заливе видна светящаяся вереница кораблей. С небольшими передышками к половине первого добираемся до Зеленогорска, где покрутившись и не найдя удобного кафе перекусываем прямо в павильончике с продуктами. Дальнейший путь по хорошо знакомой части Приморского шоссе является уже просто доезжанием. У въезда в ЦПКиО останавливаемся около четырех часов, уже светает. Нам повезло, что ночь была ясная - полной темноты уже не было, а в районе Зеленогорска частично помогло уличное освещение. Торжественно завершаем маршрут несколькими глотками лимонада. От Каннельярви по моему компьютеру пройдено 155 км, называются и большие цифры, до 165. Все разъезжаются по домам. Всего мной с 9.00 часов 26-го до 4.35 27-го пройдено 175 км.

Фотографии Дмитрия Matrockin-san'а.

Последнее обновление 30 мая 2001.

Андрей Григорьев © 2000-2024