Планировавшийся маршрут: Приозерск - Кузнечное - Севастьяново - Маслово - Мельниково - Озерское - Новая Деревня - (Мыс) - Ромашки - Лосево. Около 180 км за 2 дня.
Осуществленный маршрут: Приозерск - Кузнечное - Севастьяново - Маслово - оз. Михалевское - Маслово - Озерское - Белый Мостик - Новая Деревня - Ромашки - Лосево. Около 175 км за 3 дня.
Изначально планировался небольшой поход на два дня с посещением остатков финских кирх в северо-восточном районе Карельского перешейка. Основная часть верующего населения Финляндии и теперь, и раньше относилась к лютеранской евангелической церкви, а данная территория до 1940 года принадлежала Финляндии, поэтому раньше здесь и находилось значительное число этих сооружений. Планировалось посмотреть кирхи в Приозерске (Käkisalmi, построена в 1930), Севастьяново (Kaukola, 1933), Мельниково (Räisälä, 1912), Озерском (Vuoksenranta, 1935) и, возможно, на противоположном от Ромашек (Vuoksela, 1929) берегу Вуоксы. Сейчас это самый "густо застроенный" район, если учитывать то, что большая часть кирх в других частях Карельского перешейка была разрушена в ходе Зимней и Великой Отечественной войн. Ни одна из них в настоящий момент не является действующей, по крайней мере, в полном понимании этого слова. После насильственного отчуждения этой территории от Финляндии, в этом регионе просто не осталось коренного населения, в отличие от района Токсово - Всеволожска, где до сих пор живет достаточно большое количество местных (ингерманландских) финнов, которые раньше относились к протестантам, как, впрочем, и сейчас. Действующие кирхи есть в Токсово (Toksova), Колтушах (Keltto) и Осиновой Роще (Haapakangas).
Так как полной определенности с поездкой не было, давать объявления на форуме Велопитера не хотелось, да и это было бесполезно: многие собрались ехать в поход в Реконьскую Пустынь или на соревнования по кросс-кантри в Выборг. Из знакомых собиралась поехать только Таня Маслова. Встретились с ней на Кушелевке, доехали до Финляндского вокзала на электричке и, пересев на Кузнечную электричку, выехали из города. Это оказалось не лишним, поскольку, садись мы на Кушелевке, где-то до Сосново нам пришлось бы стоять в тамбуре, хотя сказать, что народа было очень много, нельзя.
Выходя в Приозерске на платформу, встретили Михаила The Ace'а, который тоже направлялся со своей семьей куда-то на велосипедах. Правда, он меня, похоже, не узнал. Докупив недостающих продуктов, двинулись к центру города. Проехав мимо кучи магазинов, сквера, в котором сидели рядом Маугли и Багира, и православной церкви, очень скоро нашли и кирху. Благодаря своей высоте, она видна с приличного расстояния. Здание из тесаного камня оказалось занято центром досуга молодежи. Неподалеку установлен памятный камень, на котором выбиты годы действия кирхи. По крайней мере, снаружи, это оказалась единственная не разрушенная кирха.
Смотреть на Приозерскую крепость мы не поехали, так как недавно видели ее с воды, со стороны Вуоксы. Проехав по городу еще немного, мы оказались на выезде из Приозерска. Вскоре увидели поворот к Ладоге. К сожалению, доехать по этой дороге к одному очень красивому и довольно немноголюдному песчаному пляжу у нас не вышло: на берегу находится радиолокационная станция или что-то в этом роде, территория которой окружена высоченным забором из колючей проволоки. Как только мы подъехали к воротам, также замотанным проволокой, из вагончика вышел военный. Видимо, подъезд к пляжу идет с другой стороны вдоль берега Ладоги от центра Приозерска. Так что, повернув обратно, мы вернулись немного назад и подъехали к Ладоге в глубине одного из заливов, и полюбоваться водными просторами на этот раз нам не удалось. Дальнейший путь до Кузнечного занял около часа. Постоянно петляющий и идущий между гранитных скал с горки на горку асфальт, машин немного. Пересекли речку Тихую (Pärnänjoki), по которой байдарочники обычно сплавляются от Приозерска в Ладогу. Собственно, мы и сами проходили здесь за неделю до этого.
В Кузнечном купили бутылку кваса, переехали на другую сторону железной дороги и, поднявшись на крутую гору, покатили к Севастьяново. Вскоре асфальт кончился, и пошел довольно разъезженный грейдер с большим количеством рыхлого песка и, местами, булыжника, так что ехать стало заметно тяжелее. На полпути полюбовались на арку старого моста через Ильменйоки (Бегуновку).
Вскоре добрались и до Севастьяново. Кирха красного кирпича чисто внешне показалась значительно новее, чем в Приозерске, однако при этом, ни стекол, ни дверей в ней давно уже не осталось. Так и стоит она продуваемая всеми ветрами с расписанными заборными надписями стенами. Из убранства, естественно ничего не осталось. Побродили немного по ней и вокруг, залезли на хоры.
Выезжая из Севастьяново, мы, конечно же, забыли посмотреть дорогу к Ястребиному озеру. Проехав еще несколько километров по направлению к Мельниково, свернули на Шушино, за которым решили устроить привал. Так как ехать уже стало достаточно лениво, привал решили отметить и варкой супа, что успешно и осуществили на берегу небольшого ближайшего озера. В осиннике, в котором мы сидели у костра, уже чувствовалось дыхание осени, пока еще не навязчивое, но уже вполне отчетливое. Как потом выяснилось, мы несколько поспешили со стоянкой, дальше по дороге попадались значительно лучшие подъезды к воде.
Кстати, дорога Шушино - Маслово оказалась очень интересной для езды на велосипеде - постоянные спуски-подъемы, почти полное отсутствие луж и достаточно плотный грунт с большим количеством камней, и, практически полное отсутствие машин и людей. И это на протяжении почти 20 км. Очень рекомендую любителям горного велосипеда. Искупавшись в одном из озер, двинулись дальше и тут же уткнулись в непонятную развилку среди домиков какой-то базы отдыха, совершенно не соответствующую карте, но нам помогли люди весьма хиппового вида, рассекавшие на УАЗике и сами искавшие нужный выезд.
В Маслово мы хотели посмотреть на большую гранитную скалу высотой под 40 метров, нависающую над берегом Любимовского озера, но время уже поджимало, а прямого подъезда к ней нет, кроме как с воды. Начинало смеркаться и холодать, ехать в футболке было уже холодно. Проскочив поселок ходом и переехав шоссе Каменногорск - Приозерск, вскоре снова углубились в леса. Ночевка планировалась на Михалевском озере, до которого было еще около 8 км. Все-таки хотелось и покупаться, да и иметь перед глазами красивый пейзаж, а не останавливаться просто в лесу у какого-нибудь ручья. Да и набирать питьевую воду, чтобы везти с собой, было попросту не во что.
Пара попыток свернуть не туда, куда следует, потерпели неудачу, и мы снова возвращались на правильную дорогу. В результате почти в полной темноте около половины одиннадцатого мы все же доехали до озера, на котором оказалось несколько автотуристов. Но выбирать было уже некогда, поэтому, пробравшись немного дальше них, мы встали на последней незанятой полянке, до которой еще можно было доехать в темноте не слезая с велосипедов.
При последних отсветах на небе успели поставить палатку и разжечь костер, а все последующие ходки за дровами осуществлялись уже с велосипедной фарой вместо фонаря. Стало настолько холодно, что сидеть в одном свитере можно было только у костра. Понравилось полное отсутствие комаров, а не понравилось почти полное отсутствие ягод, что выяснилось на следующий день. Отведав вкуснейших макарон с тушенкой, отправились спать.
К сожалению, посетить кирху в Мельниково не удалось по причине нехватки времени - слишком долго мы обедали, отдыхали и купались днем. Но это легко можно будет исправить в течение какого-нибудь однодневного похода.
На следующий день проснулись поздно, не торопясь позавтракали, побродили вокруг палатки, поглядывая на озеро. В конечном счете, тронуться в путь получилось только днем. При этом, очень большие сомнения вызывала возможность успеть на последнюю электричку в Лосево. По самым скромным подсчетам, впереди было около 90 км почти одних грунтовок и шесть с половиной часов времени. Однако не успели мы чуть-чуть проехать по основной дороге, как уперлись в шлагбаум с надписью, воспрещающей въезд и пугающей злыми собаками. Неподалеку за ним виднелся дом. Разведка, проведенная в обход оного, ничего не дала, кроме потери еще получаса времени. В конечном счете, рабочие около дома с несколько подозрительной ухмылкой заявили, что моста через протоку (Козловку) в паре километрах за ним нет, а дорога на Озерское начинается чуть ли не в Маслово. Конечно, их слова прозвучали не совсем убедительно, но встречаться с обещанными злыми собаками не очень хотелось, поэтому пришлось вернуться на шесть километров назад и двигаться другой дорогой, которая, имея такое же обозначение на карте, как и тупиковая, оказалась вместо отличной плотной лесной грунтовки сильно заболоченной и грязной. Примерно пять километров пришлось двигаться попеременно, на велосипеде и рядом с ним. Тут же напомнили о себе и комары, зло накинувшиеся на нас, которых до этого не было видно вовсе. Танина попытка форсировать одну, небольшую на вид, грязь увенчалась ее застреванием там. Путем ряда почти акробатических трюков она выбралась из западни, почти не испачкавшись. Следом выдернули и велосипед.
Зато потом, кроме плотной песчаной дороги, наградой нам стало и небольшое озеро, в котором мы искупались, и красивая песчаная гряда, по которой проходила дорога между двух озер. Местами ее пересекали живописные ряды гранитных надолбов. Еще около десятка километров по почти сухим лесным дорожкам - то круто ныряющим под горки, то идущим по плоским низинам вдоль болот, пара развилок, и мы оказались на дороге, ведущей в Озерское. Через несколько минут мы въехали в само село. Я очень люблю деревеньки и села такого типа - дома, стоящие не вплотную друг к другу, а на порядочном удалении, множество деревьев, почти полное отсутствие людей, при почти полном отсутствии нежилых домов. Нечто спокойное и умиротворенное.
Не успел я озадачиться на предмет поисков кирхи, как она мелькнула слева от дороги на взгорке за сосновой поляной. Внешне она оказалась похожей на кирху в Севастьяново, только высота колокольни поменьше. Однако, даже при отсутствии стекол в окнах, двери на месте, внутри не полная пустота, а ряды скамеек, сбитых из досок и березовых чурбаков и кафедра, из них же. У входа табличка с названием кирхи, внутри еще одна со списком имен финнов, жителей этого села, погибших во время войн 1939-40 и 1941-45 годов. Таня, зайдя за кафедру, спела Ave Maria Каччини. Потом мы влезли до половины колокольни и на хоры, обошли вокруг здания.
Солнце уже клонилось к закату, и мы быстро двинулись на юг, в сторону Вуоксы. Было желание попробовать прорваться к Мелководному озеру, километров на пять южнее Озерского, но отмеченной на карте лесной дорожки обнаружить не удалось. Проскочили несколько поворотов в сторону Балахановского озера, какие-то луга, землянку, около которой у костра сидели несколько мужиков, и оказались у поворота на Каменногорск. Насчет стоянок на Вуоксе были некоторые сомнения, поэтому, свернув направо, скоро оказались у Белого Мостика. Свернув еще раз в направлении дома лесника, тут же в него уперлись, поэтому, вернувшись немного назад, встали на ночлег на единственной полянке всего в ста метрах от моста на берегу протоки с весьма мутной водой, почти у дороги. Правда, за весь вечер и утро мимо нас по дороге никто не проезжал, а по протоке дважды проплыли рыбаки.
На следующий день выехали пораньше. Выезжая от Белого Мостика на прежнюю дорогу, повстречали рыбаков на машине и объяснили им их местоположение. Проехали еще несколько километров, проскочили пограничный столб, у которого фотографировались во время прошлогоднего осеннего похода Лосево - Каменногорск, и оказались берегу Вуоксы. Тут нас снова догнали рыбаки и попросили посмотреть карту. Оказывается, они ехали под Приозерск, но слегка так промахнулись, километров на пятьдесят, как минимум. С утра же, как они сказали, они вообще попали во Всеволожск!
На берегу Вуоксы несколько комбайнов и туча машин заготавливали силос, поднимая страшный шум, нам повезло, что мы решили не вставать на ночевку там. Кстати, дорога от Белого Мостика до Вуоксы, которая осенью представляла собой почти сплошную череду луж глубиной часто почти по втулки, сейчас была почти сухая. Очередное купание в Вуоксе. По дороге на Новую Деревню как раз перед нами прошел грейдер, в результате дорога стала достаточно ровная, но совершенно рыхлая. По этой причине избежать перекуса в Новой Деревне не удалось. У моста над протокой в Балахановское начинается асфальт, который вскоре привел нас в Ромашки, а затем и на Приозерское шоссе. Еще несколько километров, и мы в Лосево. До первой после перерыва электрички как раз около двадцати минут.
К огромному сожалению, пленка с большей частью фотографий погибла смертью нехрабрых, хотя возможно, несколько фотографий спасти еще удастся.
Последнее обновление 5 сентября 2001.