AGbike
(812) 989-44-99

Андрей Чесноков

Маршрут: Оленегорск – Ревда – г. Аллуайв – г. Кедыкварпахк – Пунча – Октябрьский – Кировск – пер. Кукисвумчорр – пер. Южный Чоргорр – г. Индивичвумчорр – оз. Гольцовое – ст. Имандра – ст. Хибины – Апатиты – Кировск – пер. Юкспоррлак – Коашва – Октябрьский – Инга – Муна – Вост. Мунозеро – Умба – Кузрека – Умба – Колвица – Пувеньга – Кандалакша.

18 июня – 1 июля 2006.

Участники:
Андрей Чесноков, Москва, гибридный Author Airline '2004;
Пётр Колчин, Санкт-Петербург, горный KHS.

Идея этого маршрута появилась у меня ещё в 2005 году, когда я читал отчёты о велопоходах в северных краях, готовясь к маршруту Кемь-Кандалакша. Но в прошлом году я не нашёл себе компаньона на вторую часть – Кандалакша-Оленегорск, поэтому пришлось отложить поездку на год. Кроме того, в планах укрепилась мысль о том, чтобы не просвистеть мимо Ловозёр и Хибин, а сделать остановки и совершить небольшие восхождения.

Где-то за месяц до предполагаемого начала похода я оставил на форуме AGbike сообщение о поиске компаньона, и мне написал Пётр. Мы быстро договорились и 17 июня рано утром он уже садился на Ладожском вокзале в поезд Москва-Мурманск, в вагон, в котором уже содержался я.

День первый, 93 км / 18 км/ч

В девять часов утра мы выгрузились из поезда в Оленегорске. Было довольно холодно, небо было затянуто тучами и дул ветер. Быстро собрали велосипеды и покатили искать турмагазин: я забыл дома горелку, на которой мы собирались готовить в горах. Посетив единственные два магазина (в одном продавщицы долго допрашивали нас, откуда мы и женаты ли мы) и не обнаружив в них горелки, мы сели на байки и покатили в сторону Ревды. Дорога до Ревды представляет из себя ровный асфальт, трафик – порядка 1-2 машин в час. По дороге попадаются разнообразные воинские части с замаскированными огневыми точками и полуразобранными военными машинами во дворе.

Доехав до Ревды, нашли магазин, закупились едой на три дня (было неясно, работает ли магазин в Октябрьском). Взяли языка и быстро выяснили, где начинается дорога на Октябрьский (первый серьёзный поворот направо, через дом после милиции). На вопрос, проедем ли мы там, был получен утвердительный ответ. Проехали 10 км по отличному асфальту и свернули направо, к железной дороге. Эта дорога идёт до самых Апатит, накат на рельсах очень слабый, но есть; самые гнилые шпалы заменяют. До самого Октябрьского автомобильная дорога идёт параллельно железной, метрах в десяти от неё. Вскоре начались многочисленные и глубокие ручьи. Пытаясь понять, какие же из них обозначены на имеющейся у нас карте (Ловозёрские тундры. Туристическая карта. В 1 см 1 км, довольно дурацкая), мы пришли к выводу, что на ней обозначены те ручьи, которые мы не можем переехать в седле. Перебродив и переехав около 10 ручьёв, мы встали на стоянку на левом (орографически) берегу ручья Азимут. Самый глубокий брод был глубиной примерно 3/4 28" колеса.

День второй, 25 км / пешеходка

На этот день мы запланировали совершить вылазку в Ловозёрские тундры. Стартовав в 9 утра, мы начали подниматься по правому берегу Азимута. Сначала тропинка шла по лесу, затем вышла на тудровые плато. Траверсируя, поднялись на г. Аллуайв, прошли пер. Геологов и посмотрели на Зап. цирк Раслака. Затем по курумнику двинулись в сторону Вост. цирка Раслака. Восточные и южные склоны гор были уже практически свободны от снежников, в отличие от западных и северных. Поэтому до вершины г. Кедыкварпахк пришлось идти по градиенту высоты. На г. Кедыкварпахк нашли записку группы Ильи Слепцова (сайт "Скиталец") аж от 2004 года; своей не оставили – не было ручки. Посмотрев сверху на оз. Горное, отправились к г. Ангвундасчорр, где стали свидетелями интересного природного явления – водопада вверх. Дело в том, что цирк оз. Сенгисъявр работает как аэродинамическая труба, и собирает ветер со всего ущелья в направлении г. Ангвундасчорр. В свою очередь, этот ветер поднимает в воздух влагу из многочисленных ручейков, стекающих – изпод дотаивающих снежников.

Посмотрев сверху на оз. Сенгисъявр, двинулись вниз к оз. Горному. Съехав на каблуках по снежнику на южной границе цирка, устроили привал. Я искупался, а Петя просто походил босиком по льду (озеро ещё не всё растаяло). Вода очень чистая и очень холодная. Отдохнув, двинулись обратно по левому берегу ручья Азимут. Последние два километра шли почти бегом, так как были атакованы комарами. Петр утверждает, что левый берег более удобен для подъёма/спуска, однако я с ним не согласен.

День третий, 65 км / 11 км/ч

Первые 20 км после начала пути представляли из себя полный атас: много крупных камней, каждые 300 м надо было переезжать через ручей, а примерно каждые два километра ручей был такой глубины и напора, что приходилось слезать с байка и перетаскивать его вручную. Стоит отметить, что практически всегда метрах в 20 от переправы есть железнодорожный мост, но пробираться к нему через болото и залезать на насыпь не сильно проще. Таким образом доехали до Пунчи. Пунча обозначена на карте как нежилая, однако это не так: мы обнаружили нескольких охотников и огородников, которые живут там летом. После Пунчи дорога на некоторое время улучшается, однако за 5 км до поворота на запад, к Октябрьскому, снова портится: появляются глубокие мутные лужи с остатками бревенчатой гати на дне, почти непроезжие. Завязнув в одной из них, рву цепь. Вылезли, под атакой комаров с воздуха сняли два сломанных звена, соединили цепь и поехали дальше. Цепь рвалась по соединению ещё два раза, пока Петя не дал мне свой съёмник. То ли в съёмнике дело, то ли ещё в чём, но после ремонта цепь успешно доехала до Москвы.

Пока я чинился, Петя съездил в Октябрьский в расчёте успеть в магазин; однако выяснилось, что магазин там работает вт, чт, сб с 12 до 15. Только починившись, услышал страшный грохот. Через пару минут – из-за поворота выехал танк. Танк был слегка модернизирован: башню спилили, а на её месте водрузили кресло и вывели руль, за которым важно сидел драйвер. Пространство за креслом было покрыто шерстяными советскими одеялами, на которых спали ещё два мужика. Выяснилось, что так местные браконьеры ездят ловить сёмгу. Через 3 км после Октябрьского, сразу за мостом через р. Умба, начинается асфальт и тянется до самых Хибин, где превращается в бетонку. На ночёвку встали на правом берегу Умбы, чуть выше моста. Место – самое комариное за весь поход.

День четвертый, 63 км / 14 км/ч

Встали поздно – отдыхали после чудо-дороги, доели последние продукты и выехали на шоссе. Довольно бодро долетели до поворота на Кировск (последние 10 км там скорее спуск) и поползли вверх в Кировск. В Кировске совершили вторую неудачную попытку найти горелку, выпили йогурта, купили еды и закатились в велоцентр X-Кант (Олимпийская, 50), где на всякий случай я купил запасную цепь. Сразу за Кировском – отличный спуск где-то на километр. Около профилактория "Тирвас" нас настиг давно собиравшийся дождь. Петя успел упаковаться, а я плюнул и поехал так. Дождь шёл минут 25 и был чрезвычайно силён. Возле оз. Мал. Вудъявр я переоделся и мы медленно покатили дальше. Дорога около километра идёт прямо по руслу ручья, по залитой водой сыпухе, однако потом нормализуется. Пер. Кукисвумчорр проехали, не заметив. После большого размыва дороги ручьём Кунийок свернули налево, к ручью Петрелиуса, по дороге. Разведка следующего дня показала, что дорога идёт к г. Петрелиуса, а не к базе КСС, как показано на карте. Встали возле действующей скважины. С дровами дела средненько, но так как было сухо, то хорошо горели мелкие сухие упавшие березовые ветки.

День пятый, 15 км / пешеходка

На этот день мы задумали совершить вылазку наверх, в горы. В отличие от Ловозёр, у нас не было единства мнений, куда идти. Некоторое время пообсуждали и решили пойти по нашей дороге дальше. В итоге всё же решили идти на пер. Южный Чоргорр, и там думать дальше. Перебродили без особых проблем ручей Петрелиуса, быстро вышли на тропу и поднялись на перевал. На перевале нашли записку и оставили свою, что, дескать, группа велосипедистов поднялась на перевал ну итд. После осмотра ближайших гор решили подниматься на г. Индивичвумчорр. Плохо договорившись, мы случайно разделились и долго искали друг друга. Встретились уже на плато на вершине горы. Спускаться стали прямо, держа направление на лагерь, о чем несколько пожалели: попали на склон 45 градусов с сыпухой. С трудом перейдя ручей Петрелиуса (ниже по течению он гораздо сильнее и хуже дно), вернулись в лагерь, где и отметили Петров день рождения.

День шестой, 52 км / 10 км/ч

Полдня спали в палатке: шёл дождь. Выехали только в 17-00. На КСС пообщались со спасателями, узнали, что в целом в этом году снег сошёл довольно рано, и что дорога на Кукисвумчорр обычно открывается от снега числа 5 июля. Бодро доехали до озера Щучье, где местные рыбаки посоветовали нам бродить озеро не у его южного конца (потому, что потом на север очень плохая дорога, почти тропинка), а возле его северного конца. Мы им поверили, надели рюкзаки на плечи и смело отправились через оз. Щучье (главный совет был таков: вы не приближайтесь к берегу, там глубоко, в середине озеро мельче). Затем шли 3 километра по песку берегом Гольцового оз., дорога то появлялась, то пропадала. Потом началась более приличная лесная дорога, выведшая нас точно к броду через р. Куна. В два приёма переправили велосипеды и рюкзаки, течение в Куне весьма сильное. Где-то здесь у Петра в задней втулке умер орех, в результате чего на его байке почти пропал свободный ход педалей. Не покупайте втулки "Chosen" на промах!

Затем поехали на запад по среднего качества лесной дороге (много участков с крупными камнями и заболоченных участков). Не заметили мостик в сторону ст. Имандра и уехали километра два на север вдоль ЛЭП. Вернувшись, встали на ночлег у заливчика километрах в трёх от ст. Имандра.

День седьмой, 57 км / 10 км/ч

Утром быстро собрались и поехали на ст. Имандра. Магазин довольно бедный, хлеб только по предварительной записи. Однако Петя очаровал продавщицу и она продала ему буханку просто так. Со второй попытки нашли дорогу к подвесному мосту через р. Гольцовка, он совсем рядом с железнодорожным мостом. Затем поехали по весьма тяжелой дороге к ст. Хибины. Дорога много идёт вверх, и много невысохших непроезжих болот – ходилось спешиваться и тащить байк почти на себе. Возле подвесного мостика через р. Малая Белая нас настиг дождь, после которого появилась здоровущая радуга. По мере приближения к Апатитам начался асфальт, мы нашли отворотку к дачному посёлку и неподалеку от него встали на стоянку.

День восьмой, 73 км / 13 км/ч

Утром снова быстро собрались и через Вторую Апатито-Нефелиновую обогатительную фабрику въехали в г. Апатиты. Петя посетил банкомат, а я купил наконец ложку взамен забытой ещё в Москве. Поели и бодро покатили в сторону Кировска: дорога там почти всё время идёт вниз. В Кировске отобедали в кафе "Вечернее" (на центральной площади направо и вверх, если ехать из Апатит), закупились едой и поехали штурмовать пер. Юкспоррлак. Доехали до рудника Расвумчорр, где горный спасатель Сергей (спасибо ему!) показал нам дорогу на перевал. Сам перевал – около 3 км курумников с крупными камнями и нерастаявших снежников, по которым тяжело даже вести байк. В целом, нам не кажется правильным наше решение лезть в этот перевал с велосипедами; всё же, он пешеходный. Пробравшись через курумники, выпили йогурт, запасённый в Кировске, и поехали дальше. Дорога идёт через Восточный рудник, где нам встречалась масса разнообразных Белазов, а возле заводоуправления стоял один на вечном приколе. Выбрались на дорогу в Апатиты, неподалеку от которой и заночевали на берегу одного из ручьёв.

День девятый, 53 км / 16 км/ч

Полярный день – друг туриста! Вчера встали на ночлег только в 1-30, так что спали долго, да и пошёл дождь. В итоге выехали только в 17-00. Быстро просвистели 20 км по шоссе до Октябрьского, почти сразу за мостом свернули направо и поехали в сторону Умбы. Дорога довольно раздолбанная, но сухая, без бродов. На одной из развилок – памятник ещё живому рыбинспектору. Километров через 20 выехали на полосу заброшенного аэродрома. Взлетных полос две, качество недурное, длина около 2 км каждая. Посидели без комаров, поехали дальше. Встали на небольшом торфяном озерце после развалин д. Ингозеро. Место для стоянки – лучшее за весь поход. Сухо, ровная земля, много отличных дров и тёплое озеро.

День десятый, 42 км / 10 км/ч

Вскоре после выезда встретили мужиков на УАЗе, уточнили дорогу на Ингу. Они посоветовали на развилке с зеленой табличкой ехать направо – там короче, дорога в целом лучше, но есть пара болот: зимник. По этой дороге выехали прямо к д. Инга. Пообщавшись с егерем, выяснили, что дорога на Вост. Мунозеро плоха, но проходима. После д. Муна, утверждал егерь, надо ехать прямо по правому берегу р. Муна. Доехав до Муны, мы признали дорогу по берегу непригодной для езды, и поехали по дороге, ведущей на север. Реальная ситуация отлична от изображённой на карте: дорога сворачивает на восток не через километр, а через пять километров, вволю поплутав по болотам. Сильно задолбавшись, с радостью встречаем обещанное егерем улучшение дороги по приближению к Вост. Мунозеру. Возле самой д. Вост. Мунозеро валяется много остовов техники: кабины от ГАЗ-66, от вездеходов, от тракторов, итд. Деревня нежилая, только в паре домов бывают рыбаки и вялят там же рыбу. На ночлег встали на одном из многочисленных озёр невдалеке от дороги.

День одиннадцатый, 103 км / 17 км/ч

По хорошей погоде бодро просвистели оставшиеся 70 км до Умбы. Дорога – грейдер, среднего качества, сухая, без бродов. Ближе к Умбе порядочно раздолбана.

Заехали в Умбу, закупились едой. В Умбе есть круглосуточные магазины, милиция, мобильная связь. Опросив местных (пытавшихся подвезти нас на машине до Кандалакши), решили ехать на море в сторону Кузреки. Первый поворот к морю – немного не доезжая столба "23 км", следующий удобный – уже в самой Кузреке. Мы же проломились по тропинке вниз, через километр после р. Чёрная.

День двенадцатый, 0 км / матрас!

Никуда не ездили, сидели на берегу Белого моря. Ночью увидели колоссальную радугу над морем: двойную, полный полукруг, километров 40 в диаметре.

День тринадцатый, 73 км / 19 км/ч

Собрались, быстро докатили до Умбы. Купили еды на оставшиеся два дня и поехали в сторону Кандалакши. Дорога хорошая, трафик – 3-4 машины в час. Увидели симпатичное озеро Щучье слева от дороги, встали там на ночлег между тремя маленькими озерцами. Через некоторое время справа начнётся оз. Колвицкое, но мы решили туда не лезть, опасаясь заболоченности берегов и засиженности их туристами.

День четырнадцатый, 76 км / 18 км/ч

Попрощались с озерами и поехали в Кандалакшу. В Лувеньге зашли в магазин в поисках минералки и обнаружили группу водников из Москвы – они сплавлялись по Умбе. Потом даже ехали с ними в одном вагоне в поезде. Оставалось часов семь до поезда, и эти товарищи порекомендовали нам неплохое место на берегу Кандалакшской губы (отворотка после между столбами 99 и 100 км). В Лувеньге Петя купил региональное пиво "Североморец", но выпить не смог: оно оказалось просроченное, да и изначальный его вкус оставлял желать лучшего. Пока мы отдыхали на скале, начался прилив, и мы оказались на острове. Переправившись через море (по колено), покатили в Кандалакшу. На шестом километре начинается нешуточный подъём (3 км), а затем – такой же спуск. На спуске я обогнал какой-то старенький "Москвич" с дедком за рулём (он ехал 60 км/ч, а я разогнался до 70) и влетел в Кандалакшу. Показав Пете город, отправились на вокзал, где уже находились наши водные друзья. Упаковали байки и успешно погрузились в поезд. Счастливо, Кандалакша!

Некоторые наблюдения

Мы склонны считать, что в середине августа данный маршрут может быть пройден гораздо проще: не будет такого количества воды и болот.

Перевалы с курумниками не очень подходят для велопоходов; нам кажутся более разумными пешие радиальные вылазки.

Дороги часто не соответствуют нарисованным на карте, потому разумно общаться с местными жителями.

Андрей Григорьев © 2000-2024