Павел Белоусов
Июль 2005
Павел Белоусов, гибридный Wheeler 2600.
Мой вес 85 кг + рюкзак 25-30 кг + канистра на 5 л воды. Продуктов взял на 3 дня, воду всегда вёз с собой по максимуму). Спицы на заднем колесе подтягивал каждый день.
День 1
На семьдесят первом километре у меня отвалился багажник.
Ну не то чтобы совсем отвалился… Наполовину… Но у меня с собой было. И болтики запасные были, и отвертки-плоскогубцы имелись, в общем починил. Благо, руки к правильному месту приделаны.
На семьдесят третьем километре у меня был обед. Первый прием пищи в дороге. Точнее- первый прием пищи по дороге из Е-бурга. Куда? Ориентировочно в Волгоград, но это только ориентировочно.
На чем? На велосипеде. Конкретнее – на велосипеде класса «гибрид», купленном за два дня до отъезда. За день до отъезда я его перебрал, прикрутил поперек багажника пару трубок, чтобы помещался рюкзак, купил палатку, консервов, наточил топорик (какой поход без топорика), постригся наголо, и на следующее утро выехал на юго-запад, в сторону Волги.
Зачем? Что за глупый вопрос? Просто так. Кто-то с парашютом прыгает, кто-то в тайгу уходит, а я вот так…
Ну, значит еду. Нормально еду. На горизонтальных участках скорость порядка 25-27, под горочку побольше, в горочку поменьше… А поскольку на велосипеде в этом сезоне я еще не катался, да и вообще вел исключительно неспортивный образ жизни, ибо диплом писал, то физическая форма моя, скажем так, неоптимальна. И через 130 км я уже не еду, а вяло волокусь вдоль обочины, нехотя перебирая педалями и обмотавши язык вокруг шеи. Проволокся мимо города Касли. Через пару километров доволокся до приятного озерца, на котором и решил заночевать.
Но это легко сказать, а на деле надо еще дотащить себя, рюкзак, и велосипед от трассы до бережка, а это метров 60… Много… Ну да где наша не пропадала, минут пять – и расстояние героически преодолено, еще минут десять – и я уже могу самостоятельно встать с земли, еще через десять минут я уже достаточно окреп, чтобы расстегнуть рюкзак и вытащить палатку. Через час, попивая горячий чай с консервированной перловой кашей вприкуску, я уже свободно думал о смысле жизни. Почти даже оптимистично думал. Да.
- от еды сильно болит небо. Вкус еды трудно различим.
- обгорел. В первый же день. Очень по этому поводу доволен. По солнцу соскучился.
- пробег 148 км, средняя скорость порядка 18 км/ч.
День 2
На пакете написано: «Суп куриный с вермишелью. 4 порции.» На каких то карликов расчитаны эти порции… Кидаешь весь пакет в котелок – и одному туристу на завтрак хватает.
Едется достаточно легко, ничего на удивление не болит, только горят обгоревшие колени, руки, уши. Нос уже облазит.
Но хорошего понемногу – дорога явно забирает вверх. Подъемы все круче и длиннее. Через пару часов это уже надоело. Помнится, год назад, когда этим же путем ехал на автомобиле, дорога была не в пример горизонтальней, почти все подьемы пролетал на пятой передаче, переключаясь вниз только для обгона. …У машины есть свои неоспоримые плюсы - думаю я, отмахиваясь ушами, так как руки на руле, а ноги на педалях, от черных облаков дизельной копоти, которой щедро окатывают меня проезжающие фуры.
После одного особенно неприятного тягуна трасса буквальна проваливается вниз, в Златоуст. Обидно… Весь день карабкался вверх, а теперь за пять минут все спустил в пыль от колодок.
Обиду заел и запил холодным молоком с булочкой из Златоустовского универсама. Ничо так… Вкусно… Отчего-то дома такого вкусного молока и булочек не бывает.
Как не тянул, а все равно молоко закончилось, надо дальше ехать. Неохота...
Долго из города выезжал… Златоустовцы – горцы. Весь город – один большой подъем. Причем независимо от направления движения. Вперед подъем, и назад подъем. Я проверял. Загадка природы, одним словом.
Долго ли коротко ли, выбрался я из Златоуста. И уткнулся прямо в знак «подъем 7%, 7 км». Е-мое... Ну что ж делать, слез с велосипеда и полез в гору. Как обьяснил водитель «Урала», мотор которого (Урала, а не водителя) не выдержал нагрузки и заклинил - это известное у дальнобойщиков место «Уреньга». Вот уж где я нанюхался горящих КамАЗовских тормозных колодок… Едет такое перегруженное чудо вниз, по обочине, в кабине водила с озабоченной миной на лице, а из колес валят клубы дыма премерзкого запаха… На этом фоне синюшный выхлоп поднимающихся грузовиков уже почти и не раздражает.
Прошло почти два часа. Передо мной знак спуска. Те же 7 км и 7 %. Как обычно, спустился гораздо и гораздо быстрее, чем поднимался, и уперся в еще один километровый подъем. Чувствую, это надолго… Влез наверх и стал на ночь, просто в лесочке, в 15 метрах от трассы. Хватит на сегодня.
- в Златоусте маршрутки по 6 рублей.
- весь день ехал в куртке-ветровке и длинных плащевых штанах. Спасался от солнца.
- пробег162 км, средняя скорость порядка 14 км/ч.
День 3
Вчера была халява.
Оказывается Уральские горы – это и вправду горы! Многокилометровые подъемы/спуски уже в порядке вещей. Подымаюсь пешком час-полтора-два, спускаюсь за несколько минут. Даже уже и не обидно терять с таким трудом набранные метры высоты.
Достиг искомого состояния нирваны. Все происходящее потеряло смысловую нагрузку. Вверх или вниз, тепло или холодно, дождь или солнце, сытый или голодный, зима или лето, добро или зло – это не имеет никакого значения. Устал – валяешся на обочине и отдыхаешь, отдохнул – руль в руки и вперед и вверх. Потом цикл повторяется. И еще раз. И еще, и еще… Это я понимаю, это отдых.
В этот мир вернулся неожиданно. На придорожной стоянке краем глаза заметил знакомые контуры. БЕЛАЗ!!! Это же надо, диплом защитил по БелАЗам, а живьем впервые увидел только здесь и сейчас… Самосвал маленький, сорокатонный, но все равно внушительный. Недомерки-Камазы около него просто теряются.
Зашел в кафе на стоянке, купил сока и хлеба. Обедал, наслаждаясь видом Белаза. Получил исключительное эстетическое удовольствие.
После обеда дело легче пошло, горы постепенно трансформировались в холмы, цикл подъем/спуск занимает уже не 10-15 километров, а около километра.
Завтра хочу дойти ло Уфы, поэтому на привал ухожу поздно, в 22-30. Ужин готовить нет ни желания, ни сил. Поел вечером в кафе жареной картошки с сосисками, в палатке перекусил шоколадным батончиком.
- весь день пасмурно, солнце вышло только к вечеру. Перманентный дождик. Обновил дождевик и полиэтиленовый чехол на рюкзак. Все работает как положено.
- на обочине валяется много пустых одноразовых зажигалок. За день я мог набрать их штук 30.
- пробег 150 км. Средняя скорость порядка 15 км/ч.
День 4
Зачем человеку на голове волосы? Правильно, для теплоизоляции. Теперь я тоже это знаю. Проснулся с заледеневшим черепом и головной болью. На улице дождик, прохладно. Я спал в спальнике весь, кроме головы, которая в него не поместилась. Вот и получил локальное переохлаждение.
Проглотил таблетку, запил соком, заел хлебом, закусил шоколадкой, жду окончания дождя.
Чу, показалось солнце… ? Голова прошла, собрался, поехал. Еду мимо автозаправки, вижу – сидит около колонки человек, пряники кушает, около него велосипед с огрооомными баулами, вокруг руля запасные покрышки обмотаны. Никак коллега! Надо пообщаться. Подьезжаю, останавливаюсь, здороваюсь.
Блин, ну кто же знал, что знание иностранных языков – действительно полезная вещь! Парень оказался голландцем, по русски понимает хуже, чем я по английски… С помощью жестов, карты, и нескольких знакомых английских слов выяснилось следующее: Марко Гертс (Marco Geurts) выехал в марте из Голландии, и едет в Магадан (!). Но это еще не все. Из Магадана Марко планирует добраться до Аляски, и пересечь обе Америки с севера на юг. Естественно, на велосипеде. Финиш всего мероприятия ориентировочно намечен на 2008 год. Вот это я понимаю, экстрим… Куда уж тут мне… Его сайт: www.crossingcontinents.nl.
Ладно, поговорили, поехали дальше. Я – на запад, Марко – на восток. Вскоре я уже был под Уфой, на берегу увековеченной Шевчуком реки Белой. Развел костер, сварил макарон, открыл банку тушенки, поел, искупался, помылся-постирался, погрелся на солнышке. Хорошо!
- оказывается, в придорожных кафе очень неплохо готовят! Надо только всего по две порции заказывать.
- Интересное наблюдение: при проезде под высоковольтной ЛЭП велосипед начинает бить током! Причем бьет от руля по рукам, и из-под седла по понятно чему. Очень оригинальные и яркие ощущения. Едешь, никого не трогаешь… И тут тебе в мягкое место электрошок! И одновременно по рукам искры шьют!! Естественно, тут же с седла подскакиваешь… А с руля руки не уберешь, только подальше от металлических частей можно отодвинуть. Хорошо, ручки резиновые. Так и проезжаешь под опорами – враскоряку.
- пробег 112 км, средняя скорость 17.7 км/ч.
День 5
Запись из походного дневника:
«Завтрак – лапша с тушенкой. Ехалось с трудом. Сильный встречный ветер. Очень сильный. Отдыхал через 300-500 м. К обеду сделал 70 км. Сил не осталось. Ветер. Остановился ловить машину. Стоял минут 15. Потом кое-как прошел еще км до кафе. Поел пельменей, чаю, кекс.»
В кафе посидел, отдохнул, посмотрел телевизор, Вышел – ветер как-то стих… Или это еда так положительно повлияла?
В общем, еду дальше. Думаю. За пельменями разговорился с дальнобойщиком, тот рассказал, что подвозил недавно автостопщика из Екатеринбурга, парень направлялся на Грушинский фестиваль. «Груша» – практически мне по дороге, крюк от Самары в 40 км. С одной стороны – там можно будет отдохнуть, в Волге покупаться, да и вообще атмосферой проникнуться, с другой стороны – крюк. 40 км в одну сторону, да 40 км назад, да еще наверняка дорогу искать придется, и спуск там к Волге на фестивальную площадку жестокий, «подъем оптимистов» называется… Думаю.
Вечером, дабы подтвердить дневное наблюдение, заехал в кафешку, поел. Действительно, при наличии ощущения сытости в желудке едется куда веселее. Беру на вооружение.
Заночевал на речке Усень. Красивый закат.
Пожалуй, впервые просто любовался закатом. Нет, закаты я и раньше наблюдал, но тогда меня тыкали носом – мол, смотри, красивый закат. Положено любоваться. А я не люблю делать как положено. Красивый и красивый, любуйтесь. Я рядом посижу. А сейчас – никто ничего мне не говорил, не показывал пальцем, ибо некому.
Просто закат. И просто красиво. Сидел, смотрел. Долго. Ночь.
- проехал 152 км. Средняя скорость 15,5 км/ч.
День 6
Один из самых противных напитков – кофе со сгущенкой с сахаром. Соотношение кофе, сахара и сгущенки примерно 1:1:7. Липкая сладкая горячая жидкость с запахом кофе. Гадость. Выпил все. Энергия, блин, килокалории.
Ровный, спокойный день. Я, видимо, уже втянулся в ритм, да и горы окончательно сменились невысокими холмами, целый день вверх-вниз, вверх-вниз… Несколько километров даже был ровный участок. Его пролетел на скорости порядка 30. Приятно.
Встретил по очереди троих стопщиков. Все на фестиваль, и все из Е-бурга. Странно. Из других городов, что ли, не ездят?
Обедал в кафе «Фея» где то на трассе за Октябрьским. Взглянул на себя в зеркало: страшный, небритый, лицо мокрое, красное, глаза воспаленные, нос шелушится, нижняя губа лопнула… Жаль, фотоаппарата не было. Это стоило запечатлеть. Мне понравилось. На бандане белые разводы – соль проступила. За ужин расчитывался – руки трясутся.
Женщины – официантки из «Феи» присели за мой столик, угостили чаем с лимоном, поговорили за жизнь. Смотрят на меня, как на нечто необычное. Наверное, за ненормального держат. Не так уж они и не правы.
Пью чай из нормальной керамической кружки (всем хороши придорожные кафе, кроме одноразовой посуды), доедаю вкуснющее пюре с сосисками, ловлю на себе и на велосипеде с притороченным рюкзаком заинтересованно-удивленные взгляды. Хорошо, блин…
Поехал дальше. Вечером, часов в девять, пюре закончилось. В смысле, снова есть захотелось. Ехать стало тяжко, неохота… Как на зло трасса пустая, придорожный сервис отсутствует, а в рюкзаке у меня из еды только хлеб остался. Пустой хлеб с водой есть невкусно, неинтересно. Дотянул до мужика на старенькой Ниве, что мед продавал. Взял маленькую баночку цветочного, тут же на обочине сел, достал хлеб, перекусил. Хорошо, блин…
Потерял фляжку. На очередном привале присел с флягой на обочине, попил, задремал. Проснулся, влез на велосипед, а про флягу вспомнил только через несколько километров. Возвращаться не стал. Вторая потеря за поход. Первыми потерял солнцезащитные очки. Они упали на одном из спусков, когда скорость была за 50. Тормозить не стал - не стоят эти очки потери такого количества кинетической энергии.
А фляжку очень жалко.
- пробег 175 км. Средняя скорость порядка 18 км/ч.
- еду на «Грушу».
День 7
Проснулся под звук дождя, барабанящего по тенту палатки. Выглянул на улицу – мерзко. Решил переждать. Ближе к обеду дождь вроде притих, я осторожно вылез наружу. Крапива вокруг мокрая, палатка мокрая, велосипед мокрый… Мерзко.
Вчера заночевал недалеко от трассы, в леске, посреди зарослей крапивы. Минут десять ее дергал, чтобы место под лагерь освободить.
Потихоньку стал собираться. Дождик то капает, то вроде перестает. Непонятно. Но когда стал собирать палатку - все стало ясно: дождь снова зарядил, конкретно и надолго. В итоге и я мокрый, и палатка мокрая, и рюкзак мокрый.
Ближе к вечеру все-таки солнышко выглянуло, я подсох. Стали заметны неплохой профиль дороги (преимущественно горизонталь) и отвратительный (местами) асфальт. К семи часам доехал до развилки Самара/Тольятти. Отсюда до фестиваля по карте около 30 км. Прикинул, что с учетом неизбежных плутаний и поисков правильной дороги часа за три до места должен доехать.
На грушу приехал к полуночи. Как назло, после поворота на Тольятти снова пошли подъемы. Довольно пологие, но все равно неприятно. От поселка (города?) Прибрежный к фестивальной площадке ведет очень интересная разбитая, но сухая грунтовка, километров на пять. С удовольствием преодолел этот off road. Оставил велосипед с рюкзаком на перекрестке палаточного городка, пошел искать земляков. Никого не нашел. Странно. Долго искать не было времени, уже почти стемнело. В итоге поставил палатку где-то в леске, недалеко от центральной площадки.
- Первый и единственный день, когда я не слезал на подъемах с велосипеда, всю дистанцию прошел на педалях.
- Доехал до Волги. Финиш.
- пробег 160 км. Средняя скорость 18,6 км/ч.
День 8
Отдыхал. Спал, ел, купался. Ходил на концертные площадки, культурно рос. Ел, спал.
День 9
Спал, ел. Ходил на концертные площадки, культурно рос. Ел, спал.
День 10
Наелся и выспался. Груша надоела.
Поехал в Самару. На электричке. Педали тоже надоели.
В Самаре сел на теплоход до Волгограда. Четырехместная каюта полностью в моем распоряжении. Полированное дерево, старенькие, но чистые паласы. Толстые и широкие диваны с льняными чехлами. На полке помещаюсь в длину. Целиком. Если высунуться из иллюминатора, то можно рукой достать до воды. Сказка.
В Саратове купил пару журналов, в том числе «Мото». Сижу на верхней палубе, в тени тента, под песни Вадима Казаченко, Кая Метова и кого-то еще из того же времени (тот еще репертуарчик судового радиоузла) читаю. Картинки смотрю.
Вот оно. Хочу мотоцикл. Круизер.