Андрей Григорьев
Жихарево - Подолье - вдоль Староладожского канала - Кобона - Бор - ур. Коровий Хребет - Новая Ладога - Волхов
13-14 ноября 2004
Мне давно хотелось побывать на Коровьем Хребте. Место не столь отдаленное от Петербурга, но, в то же самое время, относительно дикое. Да все как-то было не собраться. А тут Роман Зверьков взялся организовать походик туда на выходные. Как раз, повод познакомиться с компанией Романа, так как заочно мы были уже некоторое время знакомы, но вместе еще ни разу не катались.
Единственный отчет о походе на хребет нашелся на сайте Славы Синкевича (CrazyBiker). Тогда группа за два дня проехала по реке Лаве, переночевала в Таничкиной пещере под Старой Ладогой и штурмовала, собственно, Коровий Хребет. Наш маршрут был короче, и мне не очень хотелось ночевать в лесу в ноябре. Я предложил проехать сам хребет ударным темпом за день. Это около 100 км, правда, по дорогам сомнительного качества, и много времени отнимает подъезд к маршруту и отъезд с него. Роман решил не рисковать, и мы поехали на два дня. Погода способствовала ночевке – на улице явный плюс не характерный для этого времени года, и не способствовала езде – грязно.
Всего собралось шесть человек: сам Роман, Катька (Cath) из его же компании, Лена Чернорот (helena_cher), Петр (PETRiK), Александр Пронин (Pushkin) и ваш покорный. Со станции Жихарево поехали к пересечению с Мурманским шоссе, завернув в Васильево к мосту через Лаву. Даже здесь видны характерные обрывистые берега реки. После перебрались через "мурманку" и, углубившись в лес по маленькой дорожке, метров через сто уперлись в большие лужи. Роман и Александр облачились в бахилы от ОЗК. Процедура растянулась на полчаса. После полукилометра движения по этой "дороге" мы застряли еще на полчаса, пока Александр склепывал порванную цепь. Та никак не хотела поддаваться из-за очень жестких заклепок: интересно, как Саша ухитрился порвать ее. Проехали еще километр и снова встали, теперь не было видно Романа и Кати. Пока около часа ждали высланного на поиски пропавших Петра, успели основательно набахаться припасенным Леной во фляжке бальзамом и обсудить, что отставших, видимо, уже давно пожрали хищные бобры-гиганты, оставившие на окружающих деревьях следы на высоте 3-5 метров. Наконец появился Петр и Катя с сообщением, что Роман свернул переключатель, а ехать по этой, так сказать дороге, на одной передаче не желает и эвакуируется обратно.
Выбрались на берег Староладожского канала и с остановочками добрались до Кобоны. Договорились устроить обед у поворота на Коровий Хребет в Бору через шесть километров. Домчались туда и стали кипятить на горелке воду, поджидая отставшую Катю. Поели, но ее все не было. Пошел дождь. Я съездил назад до самой Кобоны, где мы с ней виделись последний раз, но так и не нашел ее. Стоит сказать, что, несмотря на населенные места, сотовой связи фактически нет. Вернулся, и мы уж собрались ехать дальше, как появилась Катька. Немного подумав, она сказала, что уже настроилась ехать в город, да и у нее болит голова. На том и расстались.
Надо отметить, что, несмотря на ранний выезд из города, в связи со всеми нашими "затупами" на хребет мы въехали уже в сумерках. Первый километр дороги идет по насыпи – очень вязкий песок, пришлось идти пешком. Затем пара километров неплохой лесной дороги. Затем самый плохой участок пути: дорога ушла в мелкое болото. В колее воды постоянно выше втулок, по краям дороги – по щиколотку и тьма кустов, через которые надо переть груженый велосипед. Примерно через километр мы снова очутились на неплохой лесной дороге. Среди бескрайних болот идет песчаная коса шириной 10-50 метров поросшая сосновым лесом, впечатляет. Иногда попадались не очень большие лужи. Наступила полная темнота, и все достали фары. Скорость движения держалась около 12-15 км/ч.
Около часа езды, и мы свернули на восток: значит через 2-3 км мы должны выехать на берег Сосенского озера. Карта двухкилометровая, поэтому не совсем ясно, проходит ли дорога вдоль самого озера или в некотором отдалении от него. Пару раз сунулись в лес и, наконец, выехали на берег озера. Дорога все-таки подходит к нему.
Расположились на полянке около кострища. Дождь стих. Сухостойная сосна нашлась метрах в ста от стоянки, ближе только мелочь, все уже выбрано. Довольно быстро распалили костер и поставили палатки. Провели вечер у жаркого костра за приятной беседой, наливкой и коньяком.
На следующее утро существенно похолодало: вместо 6-8°C всего – 1-3°C. Пока готовили завтрак и собирали шмотки, показалось солнце, но быстро исчезло. Еще пара километров и после моста через ручей дорога испортилась. Километров пять тащились велопешком по старым гуляющим под ногами гатям. Далее дорога вышла на более сухое место, и мы снова оказались в седле. Правда, луж многовато. Постепенно дорога стала улучшаться. Перед выездом на грейдер к Новой Ладоге устроили горячий обед. После него Саша вновь порвал цепь.
5-6 км по хорошему грейдеру и мы оказались на асфальте около Новой Ладоги. Пошел мелкий снежок. Около 20 км по шоссе через Старую Ладогу вдоль Волхова, и мы – в Волховстрое. Ура, электричка идет через полчаса.
А на следующие выходные группа под предводительством Сергея Гаврилова уже по ледку проехала тот же маршрут за день. Их отчет находится ниже.
Фотографии из этой поездки находятся здесь.
Сергей Гаврилов
Войбокало – Бор – ур. Коровий Хребет – Новая Ладога – Волхов
Неделей позже
Участники: Tanma, Serzh, Sam_spb, serge_g.
Выехали из Войбокала в сумерках в 8:30. Морозец по ощущениям где-то -10. В 9:30 посетили магазин в дер.Сухое и полетели дальше. На дороге снег, в лесу его сантиметров 5 минимум. Едем с крейсерской где-то 23-25. В 9:45 приехали в Бор. Нашли поворот направо в точности там, где он должен быть в соответствии с картой. Дорога изрядно присыпана снегом, под которым ощущается присутствие рыхлого песка, но ехать километров 8-10 в час можно. Вскоре становится ясно что мы ушли с трека и едем в 400 метрах правее дороги, обозначенной на карте. Странно, поворотов налево вроде не было. Находим дорогу, перпендикулярную нашей, проезжаем по ней 400 метров и находим правильную дорогу, идущую в точности в соответствии с картой. Ура! Проехали еще километр и тут началось болото (видимо с плавающими гатями). Собственно гатей мы почти не увидели - они были обильно присыпаны снежком, а болото замерзло. Сначала мы пытались идти по обочинам, но там периодически проваливались в болото. Потом оказалось, что посереди дороги лед крепче и там можно спокойно идти или даже ехать. К слову, я проехал весь маршрут в ботинках с фонариками м почти не замочил ног. Едем дальше; крейсерскую скорость удается держать где-то 10. Погода отличная, светит солнце. Едем почти без остановок. В 13:00 выезжаем на берег замерзшего Сосенского озера, останавливаемся на обед. Серега Радолицкий требует костер, но ему отказано: до Новой Ладоги еще почти 30 км. В 13:20 трогаемся в путь. Вскоре слева к нашей дороги подходит другая (по-видимому идущая из дер. Сумское). Дорога езженая, снега на ней почти нет. Некоторое время удается ехать быстрее (12-13 км/ч). Вскоре дорога выходит на болото, встречается много больших замерзших луж и кучи дробленого льда. Ехать трудно; километра 1.5 в основном идем пешком. Перед разворотом на ЮВ (урочище Велицы) снова можно ехать. Теперь дорога превращается в довольно техничную трассу с дробленым льдом, ухабами, лужами и прочими радостями. По мере продвижения вперед снега становится все больше и больше; в лесу его уже сантиметров 10 минимум. Ехать можно только по узкой колее, чуть в сторону - и байк заносит. В 16:00 у Сереги спустила камера. Оставили его чиниться; сами идем вперед. В 17:10 дошли до выезда на грунтовку, ведущую в Новую Ладогу; тут подоспел и Серега. Полетели вперед, подъехав к Новой Ладоге обнаружили, что Серега опять куда-то пропал. Позвонили, выяснилось, что у него заклинило конуса в задней втулке. Серега, как всегда, имел с собой полный комплект снаряги для ночевки, поэтому сказал нам, что бы мы не ждали, а он в крайнем случае останется до завтра. На пересечении с Мурманским шоссе посетили кафе. Вскоре отзвонился Серега, сообщив нам, что едет в догонку. В 19:20 прибыли в Волховстрой на вокзал. Через 20 минут мы воссоединились и в 20 с чем-то уехали в Питер. Пройдено 103 километра, из них 50 по грунту. Отлично открыли зимний сезон, всем участникам - большое спасибо!