Для того, чтобы велосипед служил долго, все резьбовые соединения: болты, винты и гайки должны быть затянуты с определенным усилием. Не слишком слабо, во избежание расшатывания соединения, но и не слишком сильно, во избежание обрыва крепежа. Усилие в резьбовых соединениях традиционно характеризуется моментом затяжки. Для создания необходимого момента и его контроля используются динамометрические ключи.
Приводимые в инструкциях или литературе данные, подразумевают, что резьба соединения чистая и, если необходимо, смазанная: чтобы быть уверенным, что значение крутящего момента на ключе характеризуется именно силой затяжки соединения, а не повышенным трением в резьбе.
В случаях, когда соединение невозможно затянуть с достаточным усилием, или оно раскручивается вследствие вибрации, необходимо применение уплотнителя резьбы (стоп-лака), например, Loctite, Würth, и др.
Моменты затяжки резьбовых соединений велосипеда | |
---|---|
Компонент |
Момент затяжки (Нм) |
Колеса, втулки | |
Гайки крепления оси колеса к раме (вилке) | 30-45 |
Стопорное кольцо кассеты | 30-50 |
Резьбовая трещетка | 35-50 |
Контргайки конусов осей | 10-25 |
Корпус храповика типа freehub | 35-50 |
Система, педали | |
Педали | 35-40 |
Шипы SPD педалей | 5-6 |
Болты шатуна | 30-50 |
Крестовина шатуна (на старых системах) | 50-70 |
Стальные болты звезд (бонки) | 8-12 |
Алюминиевые болты звезд (бонки) | 5-10 |
Каретка регулируемого типа | 70-80 |
Каретка картриджного типа | 50-70 |
Каретка Hollowtech II: адаптер | 35-50 |
Каретка Hollowtech II: болты левого шатуна | 12-15 |
Каретка Hollowtech II: крышка левого шатуна | 0.7-1.5 |
Переключатели, манетки | |
Крепление триггерных манеток | 6-8 |
Хомут переднего переключателя | 5-7 |
Зажим тросса в переднем переключателе | 5-7 |
Крепление заднего переключателя | 8-10 |
Зажим тросса в заднем переключателе | 4-6 |
Болты роликов заднего переключателя | 3-4 |
Ободные тормоза и тормозные ручки | |
Крепление тормозных рычагов к раме | 6-8 |
Тормозные колодки | 5-7 |
Зажим тросса | 6-8 |
Дисковые тормоза | |
Ротор (тормозной диск) | 2-4 (Shimano) 4 (Magura) 6 (Formula) 5 (Hayes) |
Калипер (тормозной суппорт) | 6-8 (Shimano) 6 (Magura) 9 (Formula) 12 (Hayes) |
Штуцеры гидролиний | 5-7 |
Стопорное кольцо ротора centerlock | 40 |
Винты крышки расширительного бачка | 0.3-0.5 |
Вынос, руль, седло | |
Вынос руля безрезьбового типа | 5-8 (M5) 10-14 (M6) |
Другое | |
Задний амортизатор | 8 |
"Петух" | 8-10 |
Ориентировочные значения моментов зтяжки резьбовых соединений в зависимости от размера резьбы.
Ориентировочные моменты затяжки резьбовых соединений | |||
---|---|---|---|
Типичный размер под ключ (внешний) | Типичный размер под ключ (внутренний) | Размер резьбы | Момент затяжки (Н*м) |
6 | 3 | M4 | 3 |
7-8 | 4 | M5 | 5 |
9-10 | 5 | M6 | 10 |
10-11 | 6 | M7 | 15 |
12 | 6 | M8 | 25 |
14 | 8 | M10 | 50 |
Формулы для перевода моментов затяжки резьб в другие единицы:
- 1 фунт*дюйм (in-lb) = 1/12 фунт*фут (ft-lb)
- 1 фунт*дюйм (in-lb) = 1.15 килограм*сантиметр (kgf-cm)
- 1 фунт*дюйм (in-lb) ~= 0.115 Ньютон*метр (Nm)
- 1 килограм*сантиметр (kgf-cm) ~= 0.1 Ньютон*метр (Nm)
Последнее обновление 18 августа 2005.