Для того, чтобы велосипед служил долго, все резьбовые соединения: болты, винты и гайки должны быть затянуты с определенным усилием. Не слишком слабо, во избежание расшатывания соединения, но и не слишком сильно, во избежание обрыва крепежа. Усилие в резьбовых соединениях традиционно характеризуется моментом затяжки. Для создания необходимого момента и его контроля используются динамометрические ключи.
Приводимые в инструкциях или литературе данные, подразумевают, что резьба соединения чистая и, если необходимо, смазанная: чтобы быть уверенным, что значение крутящего момента на ключе характеризуется именно силой затяжки соединения, а не повышенным трением в резьбе.
В случаях, когда соединение невозможно затянуть с достаточным усилием, или оно раскручивается вследствие вибрации, необходимо применение уплотнителя резьбы (стоп-лака), например, Loctite, Würth, и др.
| Моменты затяжки резьбовых соединений велосипеда | |
|---|---|
| Компонент |
Момент затяжки (Нм) |
| Колеса, втулки | |
| Гайки крепления оси колеса к раме (вилке) | 30-45 |
| Стопорное кольцо кассеты | 30-50 |
| Резьбовая трещетка | 35-50 |
| Контргайки конусов осей | 10-25 |
| Корпус храповика типа freehub | 35-50 |
| Система, педали | |
| Педали | 35-40 |
| Шипы SPD педалей | 5-6 |
| Болты шатуна | 30-50 |
| Крестовина шатуна (на старых системах) | 50-70 |
| Стальные болты звезд (бонки) | 8-12 |
| Алюминиевые болты звезд (бонки) | 5-10 |
| Каретка регулируемого типа | 70-80 |
| Каретка картриджного типа | 50-70 |
| Каретка Hollowtech II: адаптер | 35-50 |
| Каретка Hollowtech II: болты левого шатуна | 12-15 |
| Каретка Hollowtech II: крышка левого шатуна | 0.7-1.5 |
| Переключатели, манетки | |
| Крепление триггерных манеток | 6-8 |
| Хомут переднего переключателя | 5-7 |
| Зажим тросса в переднем переключателе | 5-7 |
| Крепление заднего переключателя | 8-10 |
| Зажим тросса в заднем переключателе | 4-6 |
| Болты роликов заднего переключателя | 3-4 |
| Ободные тормоза и тормозные ручки | |
| Крепление тормозных рычагов к раме | 6-8 |
| Тормозные колодки | 5-7 |
| Зажим тросса | 6-8 |
| Дисковые тормоза | |
| Ротор (тормозной диск) | 2-4 (Shimano) 4 (Magura) 6 (Formula) 5 (Hayes) |
| Калипер (тормозной суппорт) | 6-8 (Shimano) 6 (Magura) 9 (Formula) 12 (Hayes) |
| Штуцеры гидролиний | 5-7 |
| Стопорное кольцо ротора centerlock | 40 |
| Винты крышки расширительного бачка | 0.3-0.5 |
| Вынос, руль, седло | |
| Вынос руля безрезьбового типа | 5-8 (M5) 10-14 (M6) |
| Другое | |
| Задний амортизатор | 8 |
| "Петух" | 8-10 |
Ориентировочные значения моментов зтяжки резьбовых соединений в зависимости от размера резьбы.
| Ориентировочные моменты затяжки резьбовых соединений | |||
|---|---|---|---|
| Типичный размер под ключ (внешний) | Типичный размер под ключ (внутренний) | Размер резьбы | Момент затяжки (Н*м) |
| 6 | 3 | M4 | 3 |
| 7-8 | 4 | M5 | 5 |
| 9-10 | 5 | M6 | 10 |
| 10-11 | 6 | M7 | 15 |
| 12 | 6 | M8 | 25 |
| 14 | 8 | M10 | 50 |
Формулы для перевода моментов затяжки резьб в другие единицы:
- 1 фунт*дюйм (in-lb) = 1/12 фунт*фут (ft-lb)
- 1 фунт*дюйм (in-lb) = 1.15 килограм*сантиметр (kgf-cm)
- 1 фунт*дюйм (in-lb) ~= 0.115 Ньютон*метр (Nm)
- 1 килограм*сантиметр (kgf-cm) ~= 0.1 Ньютон*метр (Nm)
Последнее обновление 18 августа 2005.
