Андрей Григорьев
Ролики заднего переключателя передач – важный элемент в приводе велосипеда. От их состояния существенно зависит качество переключения передач. При своей работе ролики подвержены довольно интенсивному износу. Средний срок их службы для горного велосипеда составляет 3000-10000 км, в зависимости от материала, из которого они сделаны, типа подшипника и условий, в которых они работают. Для шоссейных велосипедов этот срок больше за счет эксплуатации в более щадящих режимах.
Зубчатые колеса роликов чаще всего пластиковые, реже алюминиевые. Первые – немного тише в работе, вторые – долговечнее. На недорогих роликах обычно применяются подшипники скольжения, на роликах высокого уровня – подшипники качения или керамические подшипники скольжения. Как показывает практика, подшипники скольжения предпочтительнее, так как шарикоподшипники при длительном простое иногда так ржавеют, что заклинивают и рассыпаются при приложении нагрузки.
Верхний и нижний ролики немного различаются по конструкции, поэтому не стоит менять их местами. На фото: слева – нижний ролик, справа – верхний.
Верхний направляющий ролик (guide pulley) направляет цепь прямо на нужную звезду кассеты, для чего он должен вращаться без заеданий и не иметь заметных люфтов. Но он имеет небольшой осевой люфт для точного позиционирования напротив нужной звезды, в случае небольшой разрегулировки заднего переключателя.
Нижний натяжной ролик (tension pulley) не позволяет цепи провисать при езде. Может иметь небольшие проточки по бокам зубьев, обеспечивающие плавную и тихую работу при набегании цепи на него (отмечены кружком).
Последнее обновление 15 июля 2014.