AGbike
(812) 989-44-99

Шелдон Браун,
перевод с английского - Игорь Карпов

Последняя версия перевода этой статьи Шелдона Брауна (Sheldon Brown) была сделана Игорем Карповым, за что ему огромное спасибо!

Трещотки и втулки (Freewheels and freehubs)

Трещеточные задние втулки имели стандартную резьбу, на которую можно было навинтить стандартную трещотку с блоком звездочек (freewheel). Это позволяло использовать трещотку любой фирмы со втулкой любого производителя. Если ваши звездочки изнашивались или же вам хотелось иметь другой набор звезд, вы могли просто отвинтить трещотку и привинтить другую.

В настоящее время кассетные втулки (freehub) почти полностью вытеснили традиционные резьбовые трещотки. Грустно терять взаимозаменяемость, но новые втулки работают столь хорошо, что их смело можно признать новым стандартом.

Традиционная
резьбовая трещотка
(Threaded Freewheel)
Традиционная
резьбовая втулка
(Threaded Hub)
Кассетная втулка
(Cassette Freehub)
Блок звездочек
(Cassette Cluster )

Преимущества кассетных втулок

Из-за расположения подшипников в кассетных втулках Shimano поддержка оси располагается ближе к концам. В результате погнутые оси – редкая проблема с этими втулками. Не все производители кассетных втулок используют этот принцип – он запатентован Shimano.

Кассетная втулка включает в себя храповой механизм (он все еще заменим). Если вы изнашиваете задние звездочки, вы заменяете только их – не заменяя храповик. Обычно он работает намного дольше, чем звездочки.

Звездочки чаще всего продаются набором – кассетой. Для простоты установки звездочки в кассете чаще всего скреплены тремя маленькими болтами или заклепками. Эти болты/заклепки ни в коем случае не необходимы, они просто удерживают звездочки и прокладки (спейсеры) в правильном порядке и облегчают установку кассеты. В продаже встречаются и отдельные звездочки.

Некоторые из высококачественных кассет используют "паук" – промежуточную отливку из алюминия, скрепляющую 3, 4 или 5 самых больших звезд. Это снижает вес, но звездочки, "сидящие" на "пауке", не могут быть заменены кроме как все вместе.

Снятие и установка кассеты

На современных кассетах типа "Hyperglide" (т.е. на всех кассетах, производимых с конца 80-х) используется резьбовое стопорное кольцо (lockring), которое закрепляет звездочки на шлицах барабана (барабан - внешний корпус храпового механизма). Существует специальный инструмент (съемник кассеты), который подходит к пазам закрепляющего кольца. Некоторые съемники имеют длинную ручку, некоторые (вроде того, что на фотографии), имеют шестигранную форму – их можно зажать в тисках или же вращать с помощью мощного гаечного ключа.

Стопорное кольцо имеет стандартную правую резьбу – затягивается вращением по часовой стрелке. Если вы хотите снять кольцо, вращайте против часовой, но при этом храповой механизм будет прокручиваться и для удержания кассеты вам понадобится хлыст.

Внутри стопорного кольца можно видеть 12 шлицевых углублений (пазов) Съемник кассеты и хлыст установлены, можно отворачивать стопорное кольцо

Uniglide

Звездочки старых кассет Shimano использовали дизайн зубьев, называемый Uniglide. Они имели 9 идентичных пазов, которые соответствовали выступам на корпусе храповика (барабане). Между звездочками находились прокладки (спейсеры). С 5- и 6-скоростными кассетами использовались 3.65мм спейсеры, с 7-скоростными – обычно 3.1мм. Для 8-скоростных кассет использовались прокладки толщиной 3.0 мм.

Звездочки, имевшие меньше 14 зубьев, имели "встроенную" прокладку (прокладка была частью звезды), но остальные звездочки можно было перевернуть и использовать как новые! Звездочки с вмонтированными прокладками были доступны для 5- и 6-скоростных кассет, для 7-скоростных и для 8-скоростных.

Наименьшая звездочка на Uniglide-кассете не была шлицевой, она была резьбовой. При навинчивании на барабан (на конце которого соответственно была резьба) она сжимала все остальные звездочки вместе.

Чтобы снять такую кассету, необходимы 2 хлыста – один для удержания кассеты, другой для отвинчивания маленькой звездочки. Поворачивайте маленькую звездочку хлыстом против часовой стрелки, другим хлыстом удерживая остальные звезды от вращения. Втулки Dura-Ace использовали другую, меньшую резьбу, которая работала только с резьбовыми звездочками Dura-Ace. (Одно время можно было отдельно купить 11-зубую резьбовую звездочку под Dura-Ace, но потом они исчезли).

Кассеты Uniglide больше не производятся. Если у вас есть втулка, предназначенная для таких кассет, лучшее, что можно сделать – это модернизировать ее, заменив храповой механизм с барабаном (все это вместе еще называют "орехом") на механизм, совместимый с Hyperglide.

Как вариант, можно поставить Hyperglide-кассету на Uniglide-барабан, сточив на нем один широкий выступ (или же расточив узкий паз на каждой из звезд, что проще). Это не очень сложно. Правда, для закрепления кассеты вам все равно понадобится маленькая резьбовая Uniglide-звездочка. Достать ее сегодня не так-то просто.

Ранние Hyperglide-втулки (фото посередине) имели как внутреннюю, так и наружную резьбу, так что они могли работать с обоими типами кассет.

Hyperglide ®

При использовании традиционных систем переключения смена передачи осуществляется смещением цепи вбок – до тех пор, пока она не перестанет сцепляться со звездочкой, на которой была. Отцепившись, она падает (или поднимается) на следующую, ближайшую с этой стороны звезду.

В конце 80-х Shimano представило "Hyperglide" – новый дизайн звездочек, который позволял цепи одновременно зацеплять две смежные звездочки. Цепь зацепляет новую звезду прежде чем отцепляется от предыдущей. Результат – переключение осуществляется мягче, тише и быстрее.

Это достигается путем придания зубьям звездочек различных форм, а также формированием наклонных плоскостей на боках звезд – для облегчения перехода цепи.

Для того, чтобы эта система работала, вращательное положение каждой звезды должно быть четко зафиксировано относительно смежных звезд. Uniglide-звездочки могли быть установлены на барабан в 9 различных положениях (18 если считать перевернутые позиции!). Звездочки Hyperglide могут быть установлены только в одном. Для этого один из пазов на звездочках уже, чем другие. Он подходит к соответствующему выступу на Hyperglide-барабане. На каждой звездочке есть значок "^", указывающий на широкий паз.

Так как поворотная позиция звездочки критична к созданию "Hyperglide", резьбовые звездочки не могут использоваться. Все звездочки в Hyperglide кассете - с пазами, и специальное стопорное кольцо с внутренней резьбой зажимает набор вместе. Это стопорное кольцо использует тот же самый съемник, как и для обычных Shimano и Sachs трещоток.

Соответственно, резьбовые Uniglide-звездочки уже не могут использоваться в Hyperglide-кассете. Наименьшая звездочка (закрепляемая стопорным кольцом) является шлицевой и может быть установлена только в одном положении на барабане.

Люди часто говорят, что Shimano меняет стандарты, не обеспечивая обратной совместимости. В данном случае это не так. Когда Shimano разработали Hyperglide, они сделали корпус втулки совместимым с Uniglide-кассетами. Многие, особенно ранние, Hyperglide-барабаны имеют наружную резьбу, позволяющую навинтить на них маленькую резьбовую Uniglide-звездочку (см. фото выше)

К тому же большинство старых кассетных втулок Shimano могут быть модернизированы установкой Hyperglide-храповика (ореха). Это несложная и недорогая модификация (прим. пер.: не такая уж и недорогая – иногда до 80% от стоимости втулки).

Для того, чтобы Hyperglide-кассета работала, каждая звездочка должна быть разработана для использования в определенном положении относительно соседних звезд. К примеру, в 7-скоростных кассетах есть 3 различных звездочки на 15 зубьев: одна для работы между 13- и 17-зубыми звездами, другая для работы между 14- и 17, и третья работает между 14- и 16-зубыми.

Hyperglide-кассеты обычно продаются в сборе и различные комбинации звезд обозначаются буквами (к примеру, ab, ba, bd, be и др.). Существует довольно большое число комбинаций.

Кассеты, переключатели и втулки: "дорожные" или "горные"

При обсуждении кассет термины "дорожная" или "горная" имеют скорее маркетинговое, а не техническое происхождение.

Любая Hyperglide-кассета Shimano совместима с любой Hyperglide-втулкой Shimano со следующими оговорками:

Внимание: Хотя с точки зрения совместимости с кассетами «Дорожные» и «Горные» втулки не имеют между собой никаких различий – разумеется, с учетом приведенных выше замечаний, – они различаются измерением «контргайка-контргайка» (Over-Locknut-Dimension), которое должно соответствовать расстоянию между дропаутами рамы (Spacing). Это измерение/расстояние равняется 130 мм для «дорожных» втулок и велосипедов, тогда как в «горных» втулках это значение обычно составляет 135мм.

Дополнительные 5 мм придают заднему колесу несколько большую жесткость благодаря уменьшению его асимметричности (см. Dishing). «Горные» втулки также обычно лучше защищены от грязи и воды.

Стандартные 7-скоростные кассеты Shimano

Code 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 32 34
E 12 14 16 18 21 24 28
F 14 16 18 21 24 28 32
G 13 15 17 20 23 26 30
K 13 15 17 20 24 29 34
M 13 15 17 19 21 24 28
H 13 15 17 19 21 23 26
L 12 13 14 15 17 19 21
I 13 14 15 17 19 21 23
J 13 14 15 16 17 19 21
ab 11 12 13 14 15 17 19
ac/aj 11 13 15 18 21 24 28
ad (6-speed) 12 14 16 18 21 24
ai 11 12 14 16 18 21 24
am 11 13 15 18 21 24 30
Megarange 11 13 15 18 22 26 34
Звездочки, выделенные цветом, взаимозаменимы с другими звездочками того же размера, выделенными тем же цветом!

Стандартные 8-скоростные кассеты Shimano

Code 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 32 34
Megarange 11 13 15 17 20 23 26 34
ak/an 11 13 15 17 20 23 26 30
P 12 14 16 18 21 24 28 32
Q 12 13 14 16 18 21 24 28 Discontinued
R/ah 11 12 14 16 18 21 24 28
S 12 13 14 15 16 17 19 21
T 13 14 15 16 17 19 21 23
U 12 13 14 15 17 19 21 23
V 13 14 15 17 19 21 23 26
W 12 13 15 17 19 21 23 25
Звездочки, выделенные цветом, взаимозаменимы с другими звездочками того же размера, выделенными тем же цветом!

Стандартные 9-скоростные кассеты Shimano

Code 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 32 34
Dura-Ace 11 12 13 14 15 16 17 19 21
Ultegra 6500 11 12 13 14 15 16 17 19 21
Dura-Ace 11 12 13 14 15 17 19 21 23
Ultegra 6500 11 12 13 14 15 17 19 21 23
XT ar 11 12 14 16 18 21 24 28 32
LX ar 11 12 14 16 18 21 24 28 32
XT as 11 13 15 17 20 23 26 30 34
Dura-Ace 12 13 14 15 16 17 18 19 21
Ultegra 6500 12 13 14 15 16 17 18 19 21
Dura-Ace 12 13 14 15 16 17 19 21 23
Ultegra 6500 12 13 14 15 16 17 19 21 23
HG70 (105-5500) 12 13 14 15 16 17 19 21 23
Dura-Ace 12 13 14 15 17 19 21 23 25
Ultegra 6500 12 13 14 15 17 19 21 23 25
HG70 (105-5500) 12 13 14 15 17 19 21 23 25
Dura-Ace 12 13 14 15 17 19 21 24 27
Ultegra 6500 12 13 14 15 17 19 21 24 27
XTR 12 14 16 18 20 23 26 30 34
XT 12 14 16 18 20 23 26 30 34
Ultegra 6500 13 14 15 16 17 18 19 21 23
HG70 (105-5500) 13 14 15 16 17 18 19 21 23
Ultegra 6500 13 14 15 16 17 19 21 23 25
HG70 (105-5500) 13 14 15 16 17 19 21 23 25
Ultegra 6500 14 15 16 17 18 19 21 23 25
Harris Century Special 13 14 15 17 19 21 24 27 30
Harris Cyclotouriste 13 13 15 17 19 21 24 27 30 34
Harris Cyclotouriste 14 14 15 17 19 21 24 27 30 34
Code 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 32 34
Звездочки, выделенные цветом, взаимозаменимы с другими звездочками того же размера, выделенными тем же цветом. Отдельные 9-скоростные звездочки на 16 зубьев и меньше также взаимозаменимы!
Дополнительно Shimano производит cпециальные втулки и кассеты Capreo
для велосипедов с маленькими колесами:
9 10 11 13 15 17 20 23 26

За исключением группы Capreo, 8- и 9-скоростные втулки Shimano полностью взаимозаменимы. Так что любая 8-скоростная втулка может быть использована в качестве 9-скоростной и наоборот. Если вы выбрали кассету, где маленькая звездочка имеет 11 зубьев, см. ниже раздел про Hyperglide C.

Примечание: Кассеты ak, P, Q, R и большая часть 9-скоростных кассет используют паук для скрепления больших звезд. Это позволяет снизить вес, но такие звездочки могут быть сменены только все вместе.

Стандартные 10-скоростные кассеты Shimano

8-, 9- и 10-скоростные кассеты/втулки полностью взаимозаменимы если речь идет об оборудовании, предназначенном для использования со стальными (или титановыми) барабанами. Единственное, что действительно будет различаться с изменением числа скоростей – это манетки.

Начиная с 2004 года Dura-Ace использует алюминиевый барабан (корпус храповика), он может работать только с соответствующей 10-скоростной кассетой Dura-Ace.

Начиная с 2005 года колеса Ultegra WH-R600 также имеют алюминиевый барабан. Он также работает лишь со специальной 10-скоростной кассетой (обычные втулки Ultegra имеют стальной барабан).

На 10-скоростных кассетах Dura-Ace звездочки, имеющие 18 зубьев и более, сделаны из титана.

Part Number Series 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
FW0711 Dura-Ace 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 21
FW0712 Dura-Ace 10 11 12 13 14 15 16 17 19 21 23
FW0713 Dura-Ace 10 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
FW0714 Dura-Ace 10 12 13 14 15 16 17 18 19 21 23
FW0715 Dura-Ace 10 12 13 14 15 16 17 19 21 23 25
FW0716 Dura-Ace 10 12 13 14 15 16 17 19 21 24 27

Расстояние между звездочками (sprocket spacing)

Center-to-center
Spacing
Sprocket Thickness Spacer Thickness Total Width
"Regular"
5-/6-speed
5.3 mm 1.85 mm 3.5 mm
Sun Tour "Ultra"
6-speed
5.0 mm 1.85 mm 3.15 mm
Приведенные выше значения приблизительны. До появления индексного переключения единого стандарта на эти цифры не было.
Sun Tour
"Accushift" 6-speed
5.5 mm 2.0 mm 3.5 mm 30 mm
Shimano HG
7-speed
5.0 mm 1.85 mm 3.15 mm
Shimano IG
7-speed
5.0 mm 2.35 mm 2.65 mm
SRAM Freewheel
7-speed
5.0 mm 1.8 mm 3.2 mm
Sun Tour
7-speed
4.8/5.0 mm 2.0 mm 3 x 2.8 mm(L)
3 x 3.0 mm(H)
31.5 mm
Campagnolo
8-speed
5.0 mm 1.9 mm 3.1 mm
Sachs 7-speed &
1997 8-speed
5.0 mm 1.8 mm 3.2 mm
Sachs 1998+
8-speed
4.8 mm 1.8 mm 3.0 mm
Shimano
8-speed
4.8 mm 1.8 mm 3.0 mm
SRAM Cassette
8-speed
4.8 mm 1.8 mm 3.0 mm
SRAM Freewheel
8-speed
5.0 mm 1.8 mm 3.2 mm
Sun Tour
8-speed
4.8/5.0 mm 2.0 mm 3 x 2.8 mm(L)
4 x 3.0 mm(H)
36.5 mm
Campagnolo
9-speed
4.55 mm 1.75 mm 2.8 mm
Shimano
9-speed
4.34 mm 1.78 mm 2.56 mm
SRAM
9-speed
4.34 mm 1.8 mm 2.54 mm
Campagnolo
10-speed
4.12 mm 1.7 mm 2.42 mm
Shimano
10-speed
3.95 mm 1.6 mm 2.35 mm

Если вы хотите использовать кассету/втулку одной фирмы с манеткой/переключателем другой фирмы, возможно, вам придется заменить некоторые прокладки в кассете. Однако современные индексные системы переключения столь хороши, что многие, теоретически несовместимые, комбинации на практике вполне работоспособны.

"HyperDrive-C" кассеты на обычных втулках

Shimano использует термин "HyperDrive-C" для обозначения систем, рассчитанных на использование 11-зубой звездочки ("C" обозначает "compact" – "компактный". Обычно 11-зубые звездочки используется с меньшими, чем обычно, ведущими звездами – к примеру, в горных велосипедах).

Из-за проблем зазоров пазы на звездочках с 11 зубьями идут лишь на половину толщины звезды. Соответствующие выступы на барабане HyperDrive-C также не доходят до края.

bicycle cassette freehub freewheel derailleur derailer shimano index  sprocket cog cassette freehub hyperglide 7-speed 8-speed 9-speed uniglide freewheel ultegra dura ace exage acera alivio hyperdrive bent axle bicycles sheldon brown capt bike captbike captain 

HyperDrive-C корпус   не HyperDrive-C корпус

Если установить кассету, содержащую 11-зубую звездочку на старый, не-компактный барабан ("обычный"), кассета не будет правильно закреплена и все звездочки, кроме 11-зубой, будут люфтить и шататься.

Есть 2 способа решения этой проблемы:

Внимание: Если вы заменяете наименьшую звездочку в кассете на 11-зубую, вы должны заменить и стопорное кольцо (локринг). Вместо обычного кольца вам необходимо будет использовать кольцо HyperDrive-C. Локринги, рассчитанные на 11-зубые звездочки, имеют меньший внешний диаметр. Если же вы используете обычное стопорное кольцо, боковые пластины цепи будут задевать за его края и цепь не будет правильно работать на 11-зубой звездочке. (Стопорные кольца «компакт» также совместимы и со всеми другими размерами наименьших звезд).

Сборка собственных кассет

Shimano хочет, чтобы вы использовали одну из их стандартных комбинаций, и они предлагают достаточно большой выбор. Этого хватает для удовлетворения нужд большинства велосипедистов, но вы не обязаны использовать их, если не хотите. Не так уж трудно собрать собственную кассету Shimano. Если нарушить принцип Hyperglide, поставив вместо фирменной другую звездочку, переключение на/с этой звезды будет работать, хотя и не так четко. Учитывая, что люди жили и катались, не зная Hyperglide, в течение нескольких десятилетий, не стоит этого бояться. Кстати, если вы хотите поставить нефирменную звездочку в качестве верхней или нижней (т.е. в качестве наименьшей или наибольшей в кассете соответственно), то переключение на этих звездочках не станет сильно хуже (ухудшение будет более заметно, если "неодобренная" звезда стоит где-нибудь в середине).

Зачем собирать свои кассеты? К примеру, Shimano не производит настоящих "corncob"-кассет ("кочерыжки", кассеты с шагом в 1 зуб) – для велосипедистов, живущих в равнинной местности или же для шоссейных гонок с раздельным стартом.

Среди 7-скоростных кассет наиболее «тесное» сочетание – J (13/14/15/16/17/19/21). Если удалить 21-зубую звездочку, то, добавив 18-зубую между 17 и 19, можно сделать настоящую "кочерыжку". Или же можно сделать из этой кассеты 12-18, убрав 19 и 21 и добавив 12 и 18.

Похожие превращения могут быть сделаны со всеми другими сочетаниями. Обычно наименьшая звездочка должна быть спроектирована специально для крайнего (верхнего) положения – т.е. иметь встроенный спейсер. Что касается блоков звезд на пауке, вы не можете добавлять/удалять звездочки между ними, но вы вполне можете добавить звезды до или после блока.

К примеру, вы можете сделать нестандартное 9-скоростное сочетание 13-32, имея на руках 12-27:

В кассетах Shimano, не использующих паук, большая часть звезд удерживается 3 маленькими болтами или, в некоторых случаях, 3 длинными заклепками. Эти болты/заклепки НЕ необходимы. Они нужны для удобства –установка/снятие кассеты становится чуть проще. Скорее всего, для создания собственной кассеты их потребуется удалить. Просто отбросьте их, они не очень-то и нужны.

Нет никаких проблем в добавлении, скажем, 9- или 8-скоростных звездочек в 7- или 8-скоростную кассету. По идее, звездочки, имеющие встроенный спейсер (т.е. предназначенные для использования в качестве наименьшей), должны иметь соответствующую толщину своего спейсера, но на практике это не так уж и важно.

I.G. (Interactive Glide)

В более новых 7-скоростных кассетах Shimano принцип Hyperglide был использован даже полнее – путем добавления наклонных плоскостей и придания специальных контуров обеим сторонам звездочек. Для того, чтобы сделать это, не уменьшая толщину зуба, разработчикам пришлось сделать сами звездочки толще. Соответственно, спейсеры (прокладки между звездочками) стали тоньше. Кроме того, из-за увеличения толщины звезд Shimano утверждает, что не следует использовать H.G. цепи на I.G. кассетах. Цепи Sachs (в настоящее время Sram) совместимы с обеими типами звезд.

Shimano говорит также, что не следует смешивать I.G. звездочки и звездочки других типов в одной кассете, но если для I.G. звездочки использовать I.G. спейсер, все должно заработать. Возможно, для достижения полного успеха придется немного поэкспериментировать..

Замена храпового механизма ("ореха").

Практически на всех кассетных втулках Shimano можно заменить храповой механизм (орех). Причем заменить его можно на любой другой храповик от Shimano. Исключения:

Sheldon Brown photo

Для того, чтобы снять храповой механизм, сначала вытащите ось. Затем вставьте 10мм шестигранник в центр ореха (в полый фиксирующий болт). Отвинтите этот болт (обычная правая резьба – крутите против часовой стрелки, чтобы открутить). Орех отойдет и его можно будет снять. Болт закреплял его на шлицах, через которые вращательное движение передается втулке.

Орехи Dura-Ace требуют специального шлицевого ключа для снятия – инструмент Shimano #TL-FH10.

В самых ранних кассетных втулках Uniglide (1970-е и самое начало 80-х) использовалась другая система – см. ниже.

Хотя большинство орехов и подходит к любой кассетной втулке, может возникнуть проблема из-за несовместимости между правым конусом и пыльником, идущим в комплекте с новым орехом. Обычно можно выковырять пыльник из старого ореха или же можно купить подходящий новый конус.

Частой причиной смены ореха является желание сделать из 6- или 7-скоростной втулки втулку на 8/9/10 скоростей. Обычно в таком случае изменяется расстояние «контргайка-контргайка». Соответственно придется изменить натяг спиц с одной стороны (также должно измениться расстояние между дропаутами рамы – см. далее).

Новая ось не нужна!

Некоторые ребята говорят, что при этом надо сменить ось во втулке на более длинную. Это неверно. Типичная ось под эксцентрик на 11мм длиннее, чем расстояние «контргайка-контргайка» во втулке, так что с каждой стороны после контргайки «торчит» еще 5.5 мм оси. Если вы берете 7-скоростную втулку (расстояние между контргайками – 126мм, длина оси 137мм) и, сменив орех, делаете из нее 8- или более- скоростную, расстояние между контргайками становится 130мм. Теперь у вас торчит «всего лишь» 3,5 мм оси с каждой стороны – если, конечно, вы передвинете правый конус для того, чтобы ось во втулке располагалась по центру. Этих миллиметров хватит вам с избытком. (Примечание пер.: 130мм – расстояние, используемое в 8-/9-/10-скоростных дорожных втулках, тогда как в горных велосипедах/втулках эта величина составляет 135 мм. См. spacing).

В принципе, ось может и совсем не выступать из контргаек. Просто при установке колеса удобнее иметь некоторый запас. Шелдон однажды устанавливал колесо на велосипед, в задней втулке которого ось была «заподлицо» с контргайками. Это был «fixed-gear» (велосипед без механизма свободного хода), но при этом с вертикальными дропаутами, так что Шелдон использовал такую втулку для того, чтобы иметь возможность хоть немного регулировать натяжение цепи. Он проехал много миль на этом велосипеде и ни разу у него не возникло проблем из-за отсутствия выступа оси.

(Примечание пер.: Выглядит ненадежно. Весь вес велосипеда и велосипедиста, включая нагрузки от прыжков и неровностей, приходится на один маленький тонкий эксценрик. Вероятно, Шелдон ездит очень аккуратно).

Не-Shimano Втулки

В общем-то, орехов не-Shimano, совместимых со втулками Shimano, не существует. Т.е. даже если у вас есть втулка не-Shimano, орех у которой можно снять, ко втулке Shimano он не подойдет. У многих не-Shimano втулок орех приклепан к корпусу втулки.

Некоторые «высококачественные» не-Shimano втулки имеют алюминиевые барабаны (корпуса орехов) для экономии веса. Это ПЛОХАЯ ИДЕЯ, поскольку стандартный рисунок шлицов Shimano не рассчитан на этот материал. Стальные звездочки часто оставляют зазубрины на выступах барабана, что не только портит барабан, но и может сделать практически невозможным снятие кассеты. (Прим. переводчика: к примеру, на втулки Chris King по умолчанию устанавливается алюминиевый барабан)

Справа на фотографии показан алюминиевый барабан, пострадавший от стальной кассеты.

Начиная с 2004 г., компания Shimano начала использовать алюминиевые барабаны на 10-скоростных моделях Dura-Ace. Для того, чтобы решить вышеописанную проблему, Shimano изменило рисунок шлицов – выступы на алюминиевом барабане стали значительно выше. Обратной стороной медали является то, что эти втулки будет работать только с 10-скоростными кассетами Dura-Ace от 2004 г. и позже.

Из 6-/7-скоростной втулки (126мм) делаем 8-/9-скоростную (130мм)

Как уже говорилось, большинство 6- или 7-скоростных кассетных втулок может быть модернизировано до 8-/9-скоростей – путем замены ореха.

Расстояние между контрайками в 6-/7-скоростных втулках обычно составляет 126мм, тогда как в 8-/9-скоростных втулки эта величина обычно равна 130 мм (дорожные) или 135 мм (горные велосипеды/гибриды).

При изменении этой величины необходимо менять натяг спиц: сильнее натянуть спицы с правой стороны, возможно, немного ослабить с левой – для того, чтобы колеса обод вновь стал располагаться по центру рамы.

Кроме того, придется менять и расстояние между задними дропаутами («спейсинг»). Шелдон предлагает прочитать его статью об изменении спейсинга рамы.

Прим. пер.: Не все так просто: речь в основном идет о стальных рамах, тогда как на сегодняшний день более распространены алюминиевые, которые плохо переносят эту операцию (не говоря уже о карбоновых). Кроме того, и это объясняется в статье, могут возникнуть сложности с симметричным расположением и взаимной параллельностью дропаутов. Так что я не рекомендовал бы эту операцию. Не проще ли оставить 6-/7-скоростную раму такой, какая она есть: классическая и обаятельная? :)

Shimano Freehub ® обслуживание

Freehub disassembly tool Обычно орехи (храповые механизмы) никто не чинит, поскольку их ремонт может обойтись дороже, чем покупка нового ореха. Но если вы действительно хотите разобрать и перебрать его, то это может быть сделано по аналогии с обычной трещоткой. Вам понадобится довольно редкий инструмент Shimano TL-FH 40 для отвинчивания в орехе чашки, которая также является конусом для подшипников ореха.

Последнее обновление 20 ноября 2007 г.

Андрей Григорьев © 2000-2024