The Complete SRAM Trigger Shifter Rebuild HOWTO, или Как я оСРАМился
Андрей Чесноков
Как собрать манетку SRAM
Мануал относится к манеткам SRAM X.9 2007 года.
Эпиграф (из обсуждения на форумах RideMonkey):
Q: kindof an old thread here, but what would be the best way to pull the shifter apart without having everything fly everywhere?
A: Haha, yeah. Take the top off. Do it slowly. If nothing else, you can also just cover your hands and shifter with a towel, then take it apart. If you do it right and the shifter explodes, you will at least have everything under the towel.
Примерно год назад завёлся у меня байк с системой переключения скоростей практически целиком от SRAM. В частности, на нём стояли SRAMовские шифтеры (они же манетки с индексным переключением, на сайте срама они зовутся "trigger shifter"). В некий момент пришла пора поменять тросик. Документация на сайте срама велит в такой ситуации отвинтить фигурную гайку с нижней стороны манетки (на ней написано Impulse Technology)
Манетка переднего переключателя в сборе:
Согласно задумке производителя, пластиковая крышка при этом должна сняться и открыть доступ к внутренностям манетки и тому месту, куда вставляется бобышка тросика.
Манетка переднего переключателя со снятой верхней крышкой:
Синяя внутренность - левая манетка (передний переключатель), оранжевая внутренность – правая (задний переключатель); в правой манетке тросик вставляется исключительно ублюдочно – его надо протянуть через узкий сильно изогнутый пластиковый тоннельчик. Тросики с прижаренным кончиком норовят соскоблить пластмассы внутри, а с неприжаренным норовят разлохматиться (первый камень в огород инженеров СРАМ).
Внутренности манетки заднего переключателя без верхней пружинки:
Собственно начинка манетки держится на одном болте в центре (серый болт с резьбой внутри на фотографиях выше).
Однако на практике фигурная гайка отворачивается не одна, а вместе с этим серым болтом. Как показывает обсуждение на форуме веломании, явление это чрезвычайно частое. Если серый болт вынуть, не придерживая при этом потроха манетки, то произойдёт её полный саморазбор. См. эпиграф. (Разумной здесь видится такая политика: если вывернулся центральный болт, то надо, придерживая внутренности манетки чем угодно, немедленно вывинтить из болта фигурную гайку и завернуть болт обратно. Не сделавшие этого сразу будут вынуждены читать этот мануал дальше.)
За такое решение инженерам СРАМ кидаю в огород второй кирпич.
Серый болт вместе с фигурной шайбой: как быть НЕ должно:
Сосредоточимся теперь на том, как же из имеющегося набора деталек собрать работающую манетку. Непосредственно после (само)разбора манетки вашему взору предстанут следующие её части (возможно, в менее упорядоченном виде):
Exploded view: нижняя сторона:
Шаг 1. Отвинтите два болта, которые держат маленькую пластиковую крышку и снимите её. Под этой крышкой спрятано крепление круглой пружины (на фотографии называется "пружина"). Снимите также эту пружину и после этого выньте пластину с дырками.
Шаг 2. Возьмите рычаг, наденьте на него сначала резиновое кольцо 2, затем металлическое кольцо 1. Проследите, чтобы выступ на кольце 1 попал строго в паз на рычаге. Возьмите h-образный зуб и вставьте его в рычаг (формы зубов для левой и правой манетки разные, не перепутайте; у меня они были отмечены соотв. буквами L и R). В рычаге есть единственное место, куда влезет этот зуб, не бойтесь перепутать. Закрепите h-зуб с помощью маленькой пружинки. Вставьте полый блестящий болт с внешней стороны рычага.
Рычаг с деталями на нём после шага 2:
Шаг 3. Теперь начинается самое интересное. Возьмите пружину (проследите, чтобы её витки не пересекались, а образовывали ровный цилиндр) и наложите её на рычаг. Маленький Г-образный выступ пружины должен зацепиться за корпус рычага. Для этого зацепления есть два возможных места – дырка 1 и дырка 2 на следующей картинке. Судя по царапинам на внутренней поверхности рычага, на заводе пружину вставляют в дырку 1. Однако у меня не получилось собрать работающую манетку в такой конфигурации, поэтому у меня пружина вставлена в дырку 2.
Задача пружины одна – отстреливать рычаг обратно в исходное положение после переключения скорости.
Рычаг с надетой пружиной:
Шаг 4. После надевания пружины всю конструкцию следует накрыть пластиной с дырками. Проследите, что два кончика h-зуба и и штырёк вошли в свои дырки на этой пластине. (На фотографии дальше показан рычаг с пластиной, но без пружины.) Постарайтесь как можно сильнее прикрепить пластину к рычагу – от этого зависит успешность следующего шага. Возможны несколько решений: а) прижать пальцем б) положить на смазку в) посадить на клей г) долбануть долотом по одному из зубов рычага, чтобы тот слегка расплющился и прижал пластину.
Я использовал вариант б) по причине отсутствия клея, вариант с лёгким клеем кажется наиболее разумным. Вариант г) на одном из форумов приписывается инженерам самого СРАМа – вроде как у кого-то оно крепилось именно таким образом.
Рычаг, накрытый пластиной с дырками:
Шаг 5. (самый сложный) Теперь всю эту конструкцию с торчащей пружиной надо вдеть в корпус манетки. Г-образный конец пружины должен влезть в маленькую квадратную дырочку (на следующей фотографии приведена уже вдетая пружина). При этом пластина с дырками не должна отвалиться от рычага, хотя ей этого и очень захочется.
Корпус манетки с пружиной:
Если вам удалось надеть рычаг на корпус, то основная работа завершена. Наденьте теперь на всю конструкцию пластиковую крышку на двух болтах. Проследите, чтобы кольцо 1 и кольцо 2 оказались сверху этой крышки, а не под ней – в последнем случае рычаг не будет сам отстреливаться назад после переключения. Завинтите два маленьких болтика.
Если у вас всё получилось, то выглядеть это будет так:
Пружина теперь работает против нас, так что крепко прижимайте рычаг к корпусу. Проверьте, что кончик h-зуба торчит с другой стороны.
Шаг 6. Переверните всю конструкцию и насадите её на закрепленный шестигранник. Теперь предстоит приделать цветную пластмассовую детальку, в которой крепится трос.
Насаженная манетка и синяя деталька:
Приложите цветную детальку к корпусу манетки. Торчащий h-зуб должен войти в продолговатый паз на внутренней стороне детальки. Накладывать надо так, чтобы манетка находилась в положении "трос максимально отдан наружу".
Манетка с наложенной фиговиной:
Если у вас получилось поймать h-зуб пазом детальки, то можно брать серый болт – виновник всего безобразия, вставлять его в середину цветной детальки и прикручивать всю конструкцию. Перед закручиванием на него можно нанести фиксатор резьбы – теоретически это может предотвратить выкручивание этого болта вместе с гайкой в следующий раз.
После того, как конструкция скручена, развалиться ей не грозит. Поэтому тщательно протестируйте её – как выбирается/отдаётся трос, отщёлкивается ли рычаг обратно после переключения. Если что-то не так – то, увы, единственный способ это исправить – вернуться на шаг 1. Третий кирпич в огород инженеров СРАМа.
Шаг 7. Если у вас всё чётко заработало, то вставляйте тросик и поверх него маленькую спиральную пружину (для её кончика есть специальное гнездо).
Почти собранная манетка:
Закрывайте пластиковую крышку и закручивайте её фигурной гайкой. На всякий случай добавьте на кончик гайки немного смазки – вдруг в следующий раз она всё же вывернется одна.
Шаг 8. Доставайте из холодильника убранное туда на недокументированном шаге 0 и открывайте.
Официально данный процесс СРАМом не документирован. Четвёртый кирпич в огород СРАМа.
При создании данного мануала использовались личные соображения, а также аналогичный мануал от байкера Radarr из Массачусетса.
Последнее обновление 20 февраля 2010.