Андрей Григорьев
Казалось бы, еще совсем недавно выбор типа велосипеда для поездок и прогулок был относительно однозначен. Для поездок исключительно по шоссе с высокой скоростью – шоссейный велосипед, для частых поездок по плохим дорогам и лесным тропам – горный велосипед, а для неспешных прогулок по дорожкам – ситибайк. Чуть позже появился велосипед, занимающий промежуточное положение между перечисленными тремя типами – гибрид. Назначение – поездки по дорогам, иногда не очень хорошим, но все-таки, дорогам. Специализированные велосипеды малопригодные для традиционных поездок, такие как горные для скоростного спуска, дёртовые, фристайловые, BMX, в этом контексте, само собой, не рассматриваются.
Если изучить велосипеды с точки зрения посадки на них и размера колес, то все тоже оказывается однозначным. На шоссейных: очень низкая посадка, для обеспечения хорошей аэродинамики и удобства интенсивного педалирования. Колеса относительно большого диаметра с узкой резиной размерности порядка 622-25 мм, обеспечивающей минимальное сопротивление качению. Внешний размер таких колес ориентировочно принято считать 27". Для горных: умеренно низкая посадка, обеспечивающая возможность интенсивного кручения педалей. Широкие колеса размерности около 559-51 мм с внешним размером в 26". Для гибридов: средняя по высоте посадка, обеспечивающая относительно комфортное положение тела при средней интенсивности движения. Средней ширины резина, порядка 622-37 мм, т. е. внешний размер приближается к 28". Для сити – высокая посадка для неспешного перемещения и колеса того же размера.
Казалось бы, роли распределены. Но нет, в последние годы появился новый класс, или, скорее, подкласс, велосипедов – горные велосипеды с 29-дюймовыми колесами, так называемые 29er (twenty-niner) или бигфуты (биг-футы). Первыми их стали активно продвигать Gary Fisher, приписывая себе и их изобретение, позже Nishiki, Marin и еще ряд производителей, а с 2009 года пара подобных велосипедов появилась и в линейке Author: Author Instinct 29 и Author Traction 29. В 2011 году моделей уже четыре: добавились бюджетный Author Dexter 29 и карбоновый Author Revolt 29, а к сонму найнеров присоединился и Scott с AGang.
В чем же суть? Что это за велосипеды? Фактически, найнеры отличаются от традиционных горных велосипедов колесами большего диаметра, размерности не менее 622-51 мм, т. е. ближе к 29". Как видите, размер ободов такой же, как и у гибридов, а внешний диаметр больше только за счет широкой резины. От гибридов же 29-дюймовые горные велосипеды отличаются характерной для последних «вытянутой», более низкой, чем у гибридов, посадкой. Соответственно, используются и специальные, более длинноходные, чем на гибридах, амортизационные вилки. Т. е., биг-фут – это именно горный велосипед.
На верхнем фото изображен традиционный MTB Author Instinct, а на нижнем 29-дюймовый MTB Author Instinct 29.
Достоинства 29" против 26"
Какие же плюсы и минусы есть у 29" MTB в сравнении с традиционным 26"? В рекламных проспектах обычно упоминаются одни плюсы, в то время, как большую часть отличий в характеристиках можно рассматривать и как плюсы, и как минусы. Итак, выделяют три основных плюса.
- Во-первых, колеса большего диаметра имеют меньший угол атаки при наезде на препятствия той же высоты: большие колеса легче заезжают на них. По некоторым оценкам, сила противодействия от препятствия падает примерно на 10% при прочих равных. По той же причине велосипед меньше трясет: повышается комфорт.
- Во-вторых, за счет существенно большего момента инерции колес (относительно большие массы, расположенные на большем диаметре), байк оказывается стабильнее в движении и в плане рысканий (гироскопический эффект), и в плане равномерности скорости движения.
- В-третьих, за счет большего диаметра колес при примерно такой же ширине резины, как и на 26" колесах, ощутимо увеличивается пятно контакта покрышки с дорогой. В результате заметно вырастает сцепление с ней колес: возрастает эффективность торможения и разгона без пробуксовки, что существенно на скользких и рыхлых грунтах.
Есть и еще пара положительных моментов, но видимо, не столь существенных. В виду увеличившейся базы байка и поднявшихся осей колес при сохранении абсолютной высоты центра тяжести системы «велосипед-велосипедист», снижается относительный центр тяжести, что также положительно сказывается на устойчивости. Происходит некоторое снижение относительно диаметра колес трения во втулочных подшипниках. Больший диаметр колес потенциально увеличивает накатистость байка, хотя, большее пятно контакти может и невилировать этот плюс.
Недостатки 29"
- При равной ширине однотипных покрышек, байк колесами 29" обычно оказывается тяжелее, чем с 26". Разница в весе может достигать 500 г, хотя в отдельных случаях может быть явно больше или меньше.
- Большой момент инерции колес оказывает и отрицательное влияние: раскрутить такие колеса оказывается сложнее. Разгон байка будет происходить медленнее. Т. е., 29" колеса лучше подходят для более равномерной езды.
- К тому же, велосипед с 29-дюймовыми колесами становится менее маневренным. Это актуально только при активном рулении.
- Традиционно меньшая жесткость и, отчасти, прочность колес, столь важных для горных велосипедов.
- Пока что, выбор комплектующих для 29" байков невелик: сложно найти именно 29" MTB комплектующие, а не комплектующие для гибридов. Со временем, этот недостаток должен сойти на нет.
В финале
Очевидно, биг-футы все-таки уступают кросс-кантрийным байкам в режиме соревнований XC, но вполне могут оказаться эффективнее на лесных дорожках при более спокойном режиме езды. Они не подойдут людям маленького роста. Как и традиционные MTB, рассчитаны на дороги худшего качества, чем гибридные байки.
Последнее обновление 8 февраля 2009.