AGbike
(812) 989-44-99
Главная » Велосипедные поездки »

Карелия-2000: из Медвежьегорска в Петрозаводск

Слава Синкевич (Crazy Biker)

Отчет о походе ранее был опубликован на другом сайте и, к сожалению, сохранился лишь текст без авторских фото... Фото Андрея Григорьева с того же мероприятия.

10-12 июня 2000

Вместо вступления

14.07.2000. Место действия: деревня Логи Кингисеппского района. На часах 20:04

Сижу мокрый, в холодной комнате, пара грязных, обмотанных травой байков валяются в сарае, в узком проходе между поленницей и кучей досок. Из-за отсутствия в деревне паяльника, нет возможности запаять оторванный в последней покатушке проводок велокомпьютера...

За окном уже который час льет дождь, и руки наконец-то дошли до отчета о карельском походе (не прошло и полугода :). Под льющиеся из колонок тайваньской мыльницы звуки ZZ-Top включается компьютер. Мягким светом озаряется черно-белый LCD мониторчик. Сверкают молнии, гремит гром, скачет электричество, но старенький блок питания кое-как справляется со ставосьмидесяти вольтовой сетью...

* * *
Starting MS DOS...
Himem is testing extended memory........done
C:\>copy con index.html

Итак, Карелия...

Участники похода:

А также, прохавшие с нами часть пути:

Предыстория

Все началось 9 июня, 17.00. Участники постепенно подкатывают на байках с тяжеленными рюкзаками к Московскому вокзалу. Оценив впервые прелести езды с крупногабаритным рюкзаком на багажнике по заполненным машинами улицам города (на Литейном была такая пробка...пришлось даже вылезти на тротуар и распугивать там прохожих) и помокнув под неожиданно откуда-то взявшимся проливным дождем я подкатил к поезду. Примечателен был сам процесс посадки. Поначалу (как полагается) проводница начала ворчать и требовать велочехлы, даже грозилась не пускать... Не обращая внимания не ее противостояние мы снимаем с байков передние колеса и рюкзаки и с нагло-деловым видом начинаем затаскивать их в вагон (к великой радости остальных пасажиров), паралельно разъясняя проводнице тонкости правил провоза грузов в поездах, касающиеся провоза велосипедов. С удивительной скоростью байки начинали занимать свое (и не свое) место на третьих полках. Какая-то предприимчивая бабулька с телегой уложила ее на предполагаемое под нащи велосипеды место на третьей полке. Бабульку пришлось разочаровать, и телега заняла новое место в соседнем купе. В пылу борьбы с проводником и спеша погрузить всю нашу поклажу мы слегка не заметили, что заняли чужие места! Эта неожиданность выяснилась при проверке билетов (а КоляMAXIMOV до этого говорил, что наши все места в куппе у туалетов....как бы не так!), пришлось нам с ДенисомDNS спать на верхних полках в другой части вагона отдельно от компании и наших велосипедов...

Часов в девять все решили идти спать, т.к. поезд приходит рано – в 4 утра, но далеко не всем удалось, и даже после полуночи наших людей еще можно было встретить бродящими по вагону.

День первый

10 июня в 3 часа утра наше купе постепенно начинает просыпаться. Открыв глаза я еще какое-то время валяюсь на полке, думая не посмотреть ли мне на часы. Но когда я путушествую с байком, то часов на запястье не ношу. Приходится вставать чтобы достать велокомпьютер. Перестук колес уже на дает уснуть, а наоборот, зовет вперед, заставляет проснутся, почувствовать приближение Пути. В спящем вагоне удалось без привычной для прибывающего поезда очереди пойти умыться и окончательно проснуться. Согрев чайку и кое-как перекусив оставшимися со вчерашнего вечера объедками, можно было просто посидеть у окна - до прибытия поезда время еще было, а за окном уже проносились места по которым нам вскоре предстояло проехать.

В начале пятого поезд мягко подкатил к станции Медвежья Гора. Мы оперативно выгрузились на низкую платформу по цепочке передавая друг другу байки, колеса, рюкзаки. Нас встречал рассвет.

Доев на платформе остатки шоколадки, установив колеса и отрегулировав тормоза, мы проводили глазами уходящий навстречу солнцу поезд. Затем, закинув рюкзаки на багажники, мы выехали с вокзала. До поезда, на котором прибывал Влад, оставалось еще несколько часов, и мы решили где-нибудь кинуть вещи под присмотром добровольно согласившегося Lipisin-а и налегке съездить на Повенецкие шлюзы. Прокатившись по тихому городу мы выехали на шоссе идущее вдоль северного берега Онеги и стали искать место для стоянки. По свежему утреннему воздуху ехать даже с грузом было очень легко, и в процессе поиска приличной полянки мы проехали километров пятнадцать - т.е. большую часть дороги до Повенца (за это время я чуть не отморозил пальцы не глядя на перчатки). Наконец полянка была найдена, рюкзаки с багажников перекочевали на лежащую на поляне сосну и мы налегке поехали дальше. Ещё через несколько километров мы въехали в поначалу поразившую меня своей тишиной деревушку - ярко светит солнце, а народу никого. Дошло же в чем дело до меня, когда я бросил случайный взгляд на компьютер - часы показывали шесть утра!

Вскоре дорога вынесла нас к небольшому подъемчику и деревянному мостику за ним. С этого мостика открывалась перспектива на Беломорско-балтийский канал. Вниз по течению от моста можно было наблюдать шлюз №2, чуть дальше - шлюз №1, а за ним виднелась Повенецкая губа Онежского озера. С другой стороны виднелся шлюз №3. К нему мы и поехали после того как сфотографировавшись на мостике.

От моста к верхним шлюзам вела хорошо накатанная грунтовка. Еще не доезжая до шлюза дорога пересекала дополнительный (аварийный?) водосток. Народ побросав байки у ограды мостика пошел осматривать это сооружение. Я же не стал бросать своего коня и на тормозах съехал на нем вниз, где с бетонного дна ручейка и сделал очередной снимок.

Однако после щелчка мой фотоаппарат, насквозь пропесоченный в пещерах, отказался перематывать пленку. Пока я пытался небольшими постукиваниями заставить его провернутся он сделал самопроизвольный "выстрел" по верхушкам деревьев:

Посмотрев ручей и послушав шум падающей воды мы поехали дальше. Около шлюза наша грунтовка резко забрала вверх и вывела нас прямо к воротам шлюза.

Обычно такие объекты тщательно охраняются, здесь же на семи шлюзах мы видели только двух человек - кто-то виднелся в окне второго шлюза, когда мы стояли на мостике и когда мы поднялись выше, то видели женщину в окне пятого или шестого шлюза, причем непонятно было, кто кого должен боятся - увидев нашу пеструю толпу, она наблюдала за нами, забавно выглядывая из-за угла своей каморки над воротами шлюза. Охрану же остальных шлюзов здесь видимо доверяли местному котенку, которого мы встретили у третьего шлюза. Собственно общение с ним было едва ли не интереснее осмотра самих шлюзов. Среди нас он чувствовал себя как свой, спокойно лазил по нам, ласкался ко всем байкам, чуть ли не между спиц змейкой ходил :).

После осмотра шлюзов мы поехали обратно - пора было ехать на встречу с Владом. На подъезде к полянке, где мы оставили Lipisin-а с вещами, перескакивая через поваленные деревья я приложился к рулю и уже метров через 20 заметил, что не хватает компьютера. пришлось возвращатся, и пройтись по дорожке пешком. Минут через пять ползанья по мокрой от росы траве компьютер был найден!

А вот и встречающий нас Липисин.

Когда веселые крики участников, уехавших глядеть на шлюзы утонули в утренней карельской лесной тишине, не меня напало странное состояние... Сейчас понимаю, что это наверно было вызвано моим городским проживанием и редким общением с природой. Первые лучи восходящего солнца, тишина, шелест зеленой свежей листвы, влажный теплый воздух....рай на земле, да и только. Предполагая не скорое возвращение группы расслилаю на влажной от росы траве коврик, достаю спальник и собираюсь немного подремать. Первые полтора часа базмятежного сна прошли незаметно....но потом! Я проснулся от необычного гула, гул начался внезапно и неожиданно, как будто кто-то включил его нажатием специальной кнопки. Часы велокомпьютера показали что-то около 7.30 утра. То, что меня разбудило, была .... огромная туча комаров, которая роилась вокруг ничем не прикрытого моего лица! Укрывшись с головой в спальник медленно со сна соображаю, что Autan здесь наверно не возьмет, надо прибегать к механическим средствам защиты, благо за день до похода был приобретен в Снаряжении специальный накомарник с шляпой. Выскочив из под спальника и отчаяннно отмахиваясь достаю накомарник из рюкзака и водружаю его на голову, после чего ныряю до носа в спальник и пытаюсь спать дальше. Скажу я вам - накомарник прекрасная вещь, это осознаешь, когда перед глазами на сетке наблюдаешь сразу 30-40 комаров, которые отчаяно пищат, а укусить не могут. Особый интерес представляют те из них, которые по непонятным причинам проникли внутрь пространства между лицом и сеткой: нет, чтобы сесть на кожу и укусить, как положено нормальному комару, так они наоборот начинают отчаянно биться о сетку изнутри, пытаясь вылететь на свободу... За таким наблюдением комариного поведения я услышал приближавшиеся голоса наших велосипедистов, а в скоре и увидел их разгоряченные и довольные лица...

Погрузив рюкзаки, мы доехали до Медвежьегорска, где совершили нелет на центральный универмаг, и близлежащие ларьки. Закупившись, поехали на вокзал, где нас уже двадцать минут поджидал наш Санта-Клаус. Там мы дожидались Максимува с Татьяной, которые где-то минут 20 покупали молоко (не молоко, а кефир. Молоком в походе увлекаться я бы не рекомендовала из известных соображений. Кстати, все карельские виды кефира, которые нам довелось пробовать, ни в какое сравнение с нашим петмоловским не идут).

Около 10 утра мы выехали с вокзала и перенеся груженые байки через пути "перенеся" это слабо сказано! Влад рванул сначало вдоль ж/д путей по жутко вымазанной мазутом тропинке, а потом смело повел недоумевающую группу через рельсы, колличество которых было неизвестно - много. Представляете: 50м переплетенья рельс в мазуте. Тащить через них гружоный стартовым рюкзаком байк - сплошное удовольствие... То и дело слышались удары звездочек недостаточно поднятых систем о железо рельс, ссадин и царапин от педалей на ногах прибавилось у всех. В конце перехода через рельсы нас ждал крутой подъем на песчаный бруствер, затаскивать гружоные байки куда пришлось вдвоем и даже втроем... На самом деле в таскании байка даже со стартовым рюкзаком особых проблем нет. Надо подтянуть раму к правому плечу и взвалить велик на спину так, чтобы рюкзак опирался на загривок. Тогда носить байк ничуть не сложнее чем, например, мешок картошки. :) Надо только следить, чтобы левый шатун был отведен назад. Так что мне даже было не совсем понятно, почему народ поперся дальше, туда, где рельсов было всего в два раза меньше. Еще более удивительным было обнаружить Дениса (а по-моему это Максимув был...) на выезде из города - он, оказывается, полез через пешеходный переход. А я так, например, думал, что он где-то сзади. покатили на юг от Медвежьегорска. На крутом подъемчике Сергей заметил, что у меня из рюкзака что-то полилось. Как выяснилось, у купленного только что кваса оказалась не герметичная крышка. Тут показала свое преимущество раздельная конструкция ПИКовского рюкзака - промокло только верхнее, почти герметичное (текло в основном через молнию) отделениие рюкзака, где и вещей-то почти не было.

На берегу Онеги решили сделать небольшой привальчик, где я выстирал пахнущий квасом "чемодан". Мы перекусили перед дорожкой, а Слава Ильиченко и Татьяна даже искупались.

Вскоре мы свернули с асфальтовой дороги идущей вдоль Онеги на грунтовку. Первая остановка - у фонтана, бьющего из скважины рядом с дорогой. Освежившись холодной водой и наполнив велобачки, покатили дальше. До станции Перегуда дорога хорошо накатана автомобилями (мне, глядя на карту, почему-то казалось, что это была Пергуба, сорри, конечно же Пергуба!), но после станции превращается в непроезжую для четырехколесных зверей тропинку. На байке же двигаться по такой тропинке - одно удовольствие. Там было все - и болотистые кусочки, и участки, где недавно лесоповалом занимались - ехать через такие завеленные стружкой, ветками и бревнами участки местами очень трудно, приходилось перетаскивать байк на руках, и поваленные телеграфные столбы под которыми приходилось пролезать (вся дорога шла вдоль бывшей телеграфной линии), и просто поваленные деревья поперек тропинки, наименее толстые из которых удавалось перескакивать с ходу. Особенно мне понравились относительно длинные спуски, на к оторых местами можно разгонятся до 35 км/ч или чуть выше - и это на груженом байке, на узкой тропинке, при видимости иногда не более 10 метров (а тормозной путь значи-и-ительно больше). Летишь на таком спуске под стук веток по очкам и шлему, и пытаешся разглядеть на появляющейся из-за зеленки тропинке возможные препятствия - камни, колдобины, поваленные деревья. Мелочь всякую обычно удавалось перепрыгивать, несмотря на груз, но один раз пришлось красиво полететь через руль - вылетаю я из-за очередного поворота, скорость не меньше 30 (на спидометр не глядел, не до этого было), и вижу - деревце лежит. Вроде не очень толстое, скорость почти не снижаю. Подъезжаю, и тут вижу, что поперк лежит еще одно, тоже не толстое, но оба мне их уже не перепрыгнуть. Тормозить уже негде, попытка перевалиться через них на такой скорсти не удается и я вылетаю из седла. В полете успеваю сообразисть, что встреча с груженым байком ничего хорошего не несет и при первом же касании земли группируюсь и стараюсь отлететь в сторону. Уже уходя с опасного направления, катясь по земле вижу над собой как-то странно вращающееся переднее колесо - байк в этот момент совершал пируэт, стоя на заднем колесе. Как это ни странно, ни я, ни байк не пострадали. Встал, немножко выправил руль и поехал дальше, как ни в чем не бывало. Вскоре мы с Николаем (а мы сильно оторвались от основной группы) выехали к мосту через Уницу. Точнее к бывшему мосту, т.к. от него остались только береговые насыпи.

Уже собравшись было переходить Уницу вброд, чуть ниже по течению мы увидели железнодорожный мост. Пока мы фотографировали речку, подъехала Таня и мы втроем, по тропинке идущей вдоль берега, поехали к мосту. Выбравшись на середину, мы стали поджидать, когда к разрушенному мосту подъедут остальные, чтобы Максимув их сфотографировал (у меня к этому моменту кончилась пленка). Таня и Николай поставили свои байки к перилам моста, я же со своим байком еще стоял на рельсах. Тут что-то заставляет меня посмотреть вправо, и я вижу как практически бесшумно (мы стоим на мосту, внизу вода шумит, кругом лес, поворот ж/д) из-за поворота на меня выезжает ТОВАРНЫЙ ПОЕЗД! Я немножко запаниковал, т.к. понятно, что большой состав на такой короткой дистанции остановится не может, а мне чтобы отбежать, надо протащить тяжеленный байк метра два. Просто кинутся к перилам возможности нет, т.к. там стоят Таня с Колей и их байки, а расстояние между рельсами и перилами очень узкое. Я, схватив байк в охапку, не глядя под ноги бегу к спасительным перилам, и уже в мемент постановки байка правая нога предательски проваливается между шпал (а мостик простенький, какие-то опоры, рельсы, шпалы, а под ними вода). Ощущения непередаваемые! Ногу я достаточно быстро вытащил и отскочил за свой байк - пропускаю поезд. На самом деле поезд оказался всего лишь парой локомотивов, да парой вагонов, но пока он из за леса поворачивал этого было не видно.

И тут происходит второй прикол - в момент прохождения паровоза по мосту от вибрации в сторону поезда падает не очень устойчиво стоявший танин байк. Я как в замедленной съемке вижу как он медленно отклоняется, приближаясь к поезду, а в это время к нему приближается торчащая подножка вагона-теплушки. В голове проносится мысль, что если поезд цапанет байк, то он полетит как раз в меня - я стоял дальше всех по ходу поезда, а Таня с Колей стояли с другой стороны от байков. К счастью, вагон разминулся с байком, и тот тихо лежал на шпалах пока не прошел поезд. Столько страхов по поводу моего упавшего байка, а я вообще этого падения не помню, хотя стояла рядом.

Через какое-то время после эпизода с поездом, стали подтягиватся остальные члены группы - пара человек выехала к разрушенному мосту, остальные во главе с Владом почему-то появились со стороны железки. Видно рыбакам стало обидно, что не удалось посмотреть, как вы будете мокнуть, и они отомстили остальным, указав окружную дорогу.К мосту выехали все, пара-тройка человек (один из них - я) вышли на мостик и сразу разглядели ж.д. мост, с которого Слава делал какие-то непонятные движения руками. Решив, что он предлагает переходить речку вброд, мысленно сказали "не дождетесь" и пошли искать тропку к железке. Потом оказалось, он хотел, чтобы мы все вышли на обрыв, чтобы нас сфотографировать. Я же, приехав в авангарде, уезжал последним. Когда закончились кусты и появилась возможность свернуть через лес, докричаться я смог лишь до Славы Ильченко. В результате к мосту выехали мы вдвоем, а группа "Сусаниных" где-то бродила минут 15. СлаваКБ, Таня и Коля опять зачем-то ломанулись вперед, я же в очередной раз уселся дожидаться отстающих. Мы с Таней и Колей решили подъехать к продолжению тропинки за разрушенным мостом и ждать остальных там. Но прождав их минут 15, решили, что те поехали вдоль железной дороги - на том участке между путей шла какая-то тропинка. Думая, что оказались далеко позади, мы бросились в погоню, но не по железке, а по продолжению тропки. Проехав живописное болотце мы вскоре выехали к переезду через ж/д. С тропинки идущей вдоль ж/д в нужном нам напрвлении сворачивали несколько велосипедных следов. Решив, что это ушедшая вперед группа, мы почесали вперед по тропе. Откуда ж нам было знать, что кроме нас в этом лесу могут водится еще какие-то сумашедшие велосипедисты! В результате, сильно опередив остальных мы неслись вперед, "в погоню" и вскоре выехали к большой водной преграде - заболоченный ручей (предположительно речушка Гарвия) разлился метров на сто. Я, в свою очередь, оторвался от Тани с Колей и в нерешительности остановился у уреза воды. Велосипедные следы уходили под воду - надо было ехать. Я решил, что дожидаться отставших не стоит - увидя меня на том берегу, они переправятся быстрее. Вначале я поехал по центру, справедливо полагая, что между колеями самое мелкое место, но когда втулки стали погружаться под воду, и стали намокать "штаны" я решил попробовать проехаться чуть правее правой колеи - по правой "обочине". Дно там уже было далеко не твердым, и в процессе поиска наилучшего пути я провалился задним колесом по втулку в болотный ил. Надо ли говорить о том, "штаны" были насковозь мокрыми! А ведь в самом низу лежал спальник...

Доехав до противоположного берега я кинул байк, достал фотоаппарат и стал ждать остальных.

После переправы решили сразу не гнать дальше, а передохнуть и перекусить и правильно сделали, потому что едва не пропустили самое интересное - на том берегу появилась остальная группа! Такие кадры пропускать было нельзя, и я глотнув кефира и дожевывая пряник, как был - с голыми руками и ногами полез на ближайший телеграфный столб.

Денис, единственный ехавший с заплечным рюкзаком, оказался единственным человеком с сухими вещами, и после тяжелого дня единственный спал в сухом спальнике. Не стал бы утверждать, что мои вещи промокли, не глядя на купание моего рюкзака, но если тебе так хочется считать... Да? мне почему-то показалось, что вымокли все...Спальник у меня тоже был сухой - вымокла палатка.

Километра через два после переправы мы доехали до Кяппесельги, где наконец-то дорвались до колодца - к этому моменту у всех уже кончилась вода.

Утолив жажду и разлив воду по бутылкам, тронулись дальше. После последнего на этой дороге железнодорожного переезда я в очередной раз вырвался вперед. Вскоре меня догнала Татьяна и сообщила, что у Максимува какая-то поломка с багажником и, судя по всему, надолго. Оторвались мы довольно далеко и возвращатся не стали, а решили продолжать путь. Единственным нашим двигателем было стремление поскорее доехать до переправы через реку и начать готовить обед для группы, а некоторые нас потом несправедливо упрекали в отрыве от коллектива. В быстром темпе доехали до перекрестка, на котором по моим подстчетам надо было поворачивать направо. Там же стоял полустертый (но еще частично читаемый) указатель, который показывал налево на какую-то базу "Викшезеро". Я предположил, что эта дорога выходит на мыс в центре Викшезера (см. карту), а следовательно правая дорога должна выводить к нужной нам станции 510 км. По нашим подсчетам время у нас было и мы с Таней решили доехать до станции. На тот случай, если мы выбрали неверную дорогу, чтобы не разминутся с остальными, на перекрестке из бревнышек я выложил ДОСТАТОЧНО БОЛЬШУЮ СТРЕЛКУ (как ее можно было не заметить не понимаю А вот и не заметили! Наверно, была недостаточно большой. И воще-то так не делают. Может быть, конечно, одна уважительная причина...). По моей идее, нас или подождали бы около нее, или повернули бы стрелку вдоль основной дороги, чтобы мы догоняли остальных.

Мы с Таней доехали по нашей дороге до станции, и поначалу встретили там только двух ребятишек. Ничего вразумительного по поводу дороги они нам сказать не смогли, (только подтвердили, что деревня называется Викшезеро, причем самого одноименного озера здесь нет, и неизвестно, существует ли оно вообще Как это неизвестно - с левой стороны дороги оно даже как-то просвечивало) но получили от Тани по конфетке, чем были очень довольны. Как выяснилось чуть позже после опроса более взрослого местного населения, это станция не 510 км, а 515. Дороги до речки Лижмы оттуда нет, но до нее всего три километра по болоту. На байках, естественно, не проехать, но дойти вроде как можно. Несколькими часами позже мы со Славой не раз вспоминали это место и этот несостоявшийся трехкилометровый переход по болоту: может, он был гораздо короче и проще, чем наша "лосиная" тропа, а главное, мы вышли бы к реке, и тут бы Влад не отвертелся и устроил давно обещанный обед, который в результате состоялся только после полуночи.вместо обеда был перекус, во время которого мы сидели и гадали, куда бы это могли деться Слава с Татьяной. А потом, как только отъехали - нарисовались "беглецы" и устроились грызть свою лапшу. А мы в это время ждали их чуть впереди.

Вернувшись к перекрестку мы нашли стрелку нетронутой, но на дороге появилась куча велосипедных следов, ведущих прямо. Немного перекусив сухой лапшой, мы поехали вперед и вскоре догнали поджидавших нас байкеров во главе с очень недовольным нами Владом. :-[[ Будешь тут недовольным - столько времени потеряли на пустом месте.

Собравшись все вместе, мы свернули с грунтовки и по достаточно заросшей тропинке углубились в лес. Тут у меня отвинтилась гайка, держащая левый шатун. Мне дико повезло, что я ее не потерял - запасной с собой не было... После устранения неисправности двинулись дальше. Дорога явно поворачивала не туда (вместо выхода к железке она шла параллельно ей) и мы решили срезать по азимуту. Ровный лесной участок прошли довольно бодро, а потом пошли валуны. И пошли они вверх. И нам надо было на них забиратся. С байками. Жуть.

Пока скакали по камням я очень жалел, что на байке не рокринга - систему было просто жалко. Была идея снять шатуны вообще чтобы не мешали, но все надеялись, что вот-вот выйдем на нормальную тропу, а разбирать байк ради двухсот-трехсот метров несерьезно. Но на нормальную тропу мы так и не вышли...
Спустившись со скальной гряды мы оказались на железной дороге. По закону подлости мы вышли ровно посередке между километровыми столбами - у стометрового столбика с циферками 5 и 6. Никаких троп вдоль железки не было - только рельсы, шпалы и небольшая гравийная полоска между путями. Влад пошел пешком смотреть на километровый столб. А мы сидели в кустах рядом с дорогой и смотрели как мимо проносятся поезда.

Скоро вернулся Влад и сообщил радостную весть - мы находимся на 509.5 км, совсем рядом с нужным нам 510! И мы пошли. По шпалам груженые байки было вести довольно тяжело, по гравийке еще сложнее, ехать почти невозможно (невыгодно энергетически - сил уходит больше, чем при ходьбе). Но выход нашли - можно катить байки по рельсам. Усилия прикладываются минимальные, нужно внимательно следить за передним колесом и не давать ему падать с рельса. Представляете картину: глухой лес, никаких дорог поблизости нет, только железка на узкой насыпи и по ней идут люди ведя по рельсам груженые байки! А мне все-таки мой метод больше нравится: самой по рельсу идти, а байк рядом (по шпалам, присыпанным камнями). Так вообще ни за чем следить не нужно, а скорость та же.

О дальнейшей дороге писать трудно. Ее надо прочувствовать. Дальше идет вставочка из отчета Влада:

Пройдя по шпалам до 510.9 км и не найдя и следов деревни, отправились в разные стороны в поисках хотя бы просеки в нужном направлении. Таковой не было. Зато Николай обнаружил остатки фундаментов в 800 метрах позади. Вернувшись туда, с большим трудом нашли то, что раньше было дорогой и ломанулись вперед. Правильнее наш путь назвать "слабонатоптанной охотничьей тропой через кусты и болота". 2 км мы шли более часа, выйдя к 9 вечера к просеке СЗ-ЮВ. На карте она показана в 600 м вдоль Лижмы. Каких-либо дорог-тропинок не было и на ней. От поисков бывшего брода, как и от запланированного участка пути через Кондозеро пришлось отказаться. Повернули налево (к Новому Поселку). 4,5 км кустов и болот преодолели за 2,5 часа. Думаю, что пройденную "лосиную тропу" все мы сохраним в памяти на всю жизнь. На этом многочасовом участке, когда мы несли байки на себе или (изредка) вели рядом, мне было легче всех, потому что Денис героически взял мой велик вместе с грузом, а взамен дал мне свою легкую, как пушинка, и негруженую Kuwahar'у, при этом уверяя, что ему совсем не тяжело, а ведь у него еще за спиной был рюкзак!

Уже ближе к концу лесного участка мы с Владом вырвались вперед и вдвоем дошли до небольшого мостика перекинутого через трех-четырех метровый ручеек. Мост был сложен из очень толстых (опорные не меньше полуметра в диаметре), но, в тоже время, очень древних бревен. Через мостик я пошел первым Да? Ну ладно..., осторожно идя вдоль толстого продольного бревна, ведя байк рядом. И тут старые бревна не выдерживают и ломаются под нагруженным задним колесом. Уйти байку в воду я не дал, и оставшуюся часть моста вел байк вдоль такого же же толстого бревна, по которому шел сам.

Оставив байки за мостиком и сфотографировавшись (уже темно, но что-то разглядеть можно), Влад оставил меня на мостике, а сам пошел встречать отстающих в основном, чтоб помочь Татьяне велик покатить. Ну ладно мужики в ж... попали, а ей-то каково было!. Когда они подошли, я всех предупреждал идти _только_ по продольным бревнам, но видимо дух естествоиспытательства еще оставался и все норовили пройти по опасным местам. Насколько я помню, хоть немного провалились все или почти все :).

На "лосиной тропе" мы питались исключительно карамельками - наш завхоз Андрей (Lipisin) регулярно (чуть ли не раз в час) давал команду выдать всем по четыре конфеты, и Слава (Crazy Biker) это с готовностью выполнял. Более существенные продукты почему-то экономились.

Остановились на ночевку в 23:45 на берегу Кедрозера (не доходя Н.Поселка метров 400). Начались обычные походные хлопоты по приготовлению ужина, расстановкие палаток, обсуждению пройденного пути и планов на завтра. Влад предложил разделиться и настоящим лосям ехать наутро встречать San'а с девушкой и Толика Ветролета, а остальным поехать на Кивач более короткой дорогой, но никто, кроме неутомимого Коли, энтузиазма по поводу раннего подъема не проявил.

Выяснился забавный момент: у нас на 9 человек оказалось 5(!) 2-4-хместных палаток. Татьяна (с подачи Липисина) зачем-то взяла свою трехместную палатку. А во вторую ночь было 3 трехместных на 7 человек, без Татьяниной не обошлись бы! Впрочем, именно эта палатка и оказалась единственной,заполненной "под завязку";) Я туда, к сожалению, не попал даже в качестве инструктора:(

Зато туда попали мы с Денисом :). По словам Тани, она не любит спать в палатке одна :) А мне вот пришлось залезать одному в свою мокрую "Зорьку", жутко завидуя Славе и Денису. Да, Татьяна, да! Именно жутко! Но что делать, что делать... Надо привыкать, что молодые и симпатичные мною уже не интересуются:(((.... Поужинав, мы забрались в мокрые спальники (у Дениса был единственный сухой и он все агитировал Таню присоединится к нему. Но у него ничего не вышло :)) Да, она такая! Кстати, во влажном спальнике еще лучше спится - по крайней мере не жарко и легли спать. Правда лечь спать - это громко сказано! Несмотря на усталость, мы долго болтали, иногда взрывами смеха мешая спать остальным, и в эту ночь (впрочем, как и в следующую) наша палатка заснула последней :).

День второй

Этот день начался с очень неспешного подъема. Раньше всех встали Влад с Колей - только они нашли в себе силы встать в 7 утра и ехать на стрелку с Саном. Они же приготовили завтрак, который ели все кроме Тани. Причем вовсе не из-за отсутствия у меня аппетита (на это я никогда пожаловаться не могла), а просто потому, что мне не оставили! Я по этому поводу страдала до самого кондопожского магазина. Тебе оставили! Просто последняя (вставать надо раньше :) порция оказалась ровным слоем размазана по стенкам довольно большого котла, и, возможно, тебе показалось, что ее там нет. Оставили-оставили! И насколько я помню, ты была недовольной не отсутствием еды, а тем, что она успела остыть. Копаться меньше надо:)

Проводив наших лосей Ради справедливости следует сказать, что я не уверен, что смог бы поехать вдогонку за Саном, если бы намедни с утра накрутил дополнительных километров 60 в Повенец и обратно, мы тоже потихоньку стали готовится к отъезду - видимо еще не до конца проснувшись, лениво складывали палатки, сворачивали спальники, смазывали начисто вымытые в болоте цепи. Одними смазками цепей мы тут не отделались. После продолжительного бултыхания великов в болоте накануне, на всех торчащих из рамы деталях весела тина, пучки травы и прочая гадость... Хорошо были видны следы свежей ржавчины. Больше всех не повезло байку Тани, у которого я в течение 20ти минут выправлял здоровенную восьмерку заднего колеса... Выехали только часов в 12.

Проехали оставшиеся 400 метров до Нового Поселка, пересекли железнодорожный перезд и по очень приличной грунтовке снова углубились в лес. Первую остановку сделали у северной оконечности Большой Лижемской губы, где и искупались. Дальнейшая дорога ничем особенным не выделялась - относительно ровная грунтовка, красивый лес, разве что рельеф далеко не питерский. Единственное, что меня смущало - это скорость. Я знал, что наша группа поедет медленно, но что ТАК медленно, не ожидал. Даже какое-то время жалел, что не поехал с Владом. Но но! Мы просто наслаждались красотами природы после ударного болотного пробега вечером первого дня... ломиться совсем не хотелось (хотя скорость на уровне 25 км/ч с рукзаком и по грунтовой дороге на мой взгляд не очень медленно). Кому как :)! Но, если уж на то пошло, средняя была гораздо ниже 25. Действительно, очень медленно ехали - мне даже удавалось останавливаться и в дневнике писать.А я в это время полз против ветра и с тоской думал о том, как замечательно было бы катить вместе со всеми. Но терпеть ненавижу повторять маршруты и даже их куски (в этом мы с Николаем солидарны), а иначе пришлось бы участок Кондопога - Кивач проезжать дважды. А дорога была классная, особенно запомнилась брошенная деревня Кавгора.

А это уже в Лижме, на мосту через речку Лижма. На заднем плане песчано-торфяной берег с черными провалами пещерок. Но залезать туда я бы не стал даже в самом крутом снаряжении - над обрывом вился дымок, а температура в толще тлеющего торфа зашкаливает за 300 градусов. Сразу за мостом - очень неслабый подъемчик, на который первой буквально влетает Таня - еще бы, с её то megarange-м!

После Лижмы дорога постепенно начинает поворачивать на запад, и мы все больше подставляем ветру свои спины. Скорость понемногу растет, незадолго перед Кондопогой появляется асфальт, пара крутых склонов со скоростью за 40 - и мы в Кондопоге. Доехав до вокзала, сворачиваем с перефирийной дороги к центру. Проезжая мимо крупного магазина, я вижу на витрине кодаковскую рекламу и торможу группу - мне надо купить пленку. Но маленькая остановочка выливается в полноценный налет на универмаг - когда толпа байкеров сметает с прилавков все съестное :). А выбор, надо сказать, большой - тут и выпечка, и мороженное, и весь спектр молочных продуктов (тут меня поразила сыворотка - литровый пакет стоит 2 рубля с копейками - значительно дешевле даже простой бутылочной воды, а жажду утоляет превосходно. Только после утоления жажды сыворотку приходится запивать таким же количеством воды, чтобы избавиться от ее привкуса. :). Вода же в пакетах почему-то не выпускается, а для путушественников было бы очень актуально), и даже горячий кофе. Здесь же, на скамеечках около магазина мы плотно перекусываем, заодно узнаем дорогу до местной церкви. Здесь хочется добавить, что появление группы груженых байкеров произвело настоящий фурор в маленьком этом городе (особенно у детей). Но больше всех поразил наше воображение отец одного из мальчиков: он объяснил нам дорогу до церкви на языке, которым в анегдотах изображают диалоги "новых русских" или бандитских "братков", только это папа по внешнему виде был не похож и ни на тех, ни на тех.....наверно, просто, в Кандапоге все простые мужики так разговаривают. Чтобы до неё доехать нам приходится вернуться примерно на километр назад, свернуть с основной дороги и проехать мимо благоухающего через дырки в трубапроводах какими-то химикалиями целюлозно-бумажного комбината.

Церковь была закрыта, но нам повезло - подошедший смотритель специально для нас ее открыл и даже устроил что-то типа небольшой экскурсии.

После осмотра церкви изнутри, мы отошли к небольшой пристани - единственное место откуда ее можно было нормально сфотографировать Я там был в полночь и нашел 2 замечательные точки для съемки, вот только пленка не позволила "вытянуть" ту красоту, которую наблюдал. Но в отличие от вас, меня внутрь не пустили, хотя деньги за посещение туробъекта взяли. Церковь стоит на небольшом мыске, с трех сторон вода, а с дороги получается против солнца. Но даже с пирса все сооружение все равно в объектив не влазит. В итоге я сделал 4 снимка "кусками" (две вертикальные половинки и две горизонтальные), с тем чтобы дома в фотошопе попробовать их склеить. Фотошоп конечно рулез, но со сведением я намучался. При наложении изображений с вычитанием видны все погрешности оптики - так она в моей мыльнице оказалась не просто кривая как линза, а нелинейно кривая! :(   Вот что у меня получилось (небо привести в порядок руки не дошли, сорри):

Выехав из Кондопоги, мы направили свои колеса на северозапад - нас ждал Кивач. К оговоренному с утра времени мы уже не успевали и поэтому не слишком спешили. Я был почти уверен, что Влад с Колей побывав на водопаде и не дождавшись нас уже едут обратно, и что мы или разминулись до выезда на мурманское шоссе, или встретим их, едущих нам навстречу Мы тоже опаздывали и думали, как нас должны ругать наши товарищи. За 5 километров до поворота на Кивач догнали Сана с Ксюшей. По-хорошему надо было подъехать к водопаду вместе. Неудобно было отрываться, но еще неудобнее было бы видеть недовольные физии скучающих ребят, поэтому оставили "голубков" позади.. На пол-пути к Кивачу меня удивил Слава. Мы шли не быстро, иногда против ветра, средняя скорость не превышала 23 км/час, я, как это часто бывает, шел впереди группы метрах в 50 (Надо покупать зеркало. А то отрываюсь от коллектива и не замечаю этого). И вдруг от группы отделяется Слава и проносится мимо меня с солидной разницой скоростей, кинув мне на ходу одну фразу - "у меня ноги чешутся" (как он потом говорил, это от кондопожского кофе Не-е-е. Видно это был не кофе!). И унесся вперед... Так и шел на приличном удалении от нас до самого поворота на Кивач. На развилке желающие сфотографировались у вывески "заповедник Кивач". До водопада нам оставалось проехать 8 км по тихой узенькой асфальтовой дорожке. Дорожка эта не то чтобы очень узкая. Похоже, ее специально делали для езды на Мерседесах (а там в основном такие авто и ездят" - чисто на водопад погладеть..."), т.к. покрыта ровнейшим асфальтом и с ярчайшей белой разметкой. Очень романтичный вид у этой белой полосы в лучах вечернего солнца и с красивийшем зеленым массивом леса с обеих сторон. По ней хочется ехать и ехать...

Доехали до шлагбаума, где местный сторож предложил нам выбор - с каждого по 20 рублей (вход/въезд на территорию заповедника платный) с билетами или по 10, но без билетов. Естественно билетов мы брать не стали :). За шлагбаумом нас встречал... Ветролет! А также куча велосипедов - как оказалось, всего за 20 минут до нас сюда приехали Влад с Колей и Сан с Ксюшей Когда мы подъехали и платили по 10 "халявных" рублей, а обратил внимание на стоящий велосипед и долговязую фигуру в "велокепке". Увы, думаю, опоздали... Это же оказался Ветролет. Не встретив нас с Николаем на забитых "стрелках" у Лижмозера и в Уссуне, он первым подкатил и слонялся в ожидании.. Сами они в этот момент осматривали водопад, к нему мы и спустились.

А тут меня снимают аж на два фотоаппарата - Влад на свой и кто-то еще - на мой.
(я - это та ма-а-аленькая фигурка вдали :) И не думал я его снимать. Только вид на Кивач спортил;) А вот что хотел сфоткать, так это как Сан с Ксенией воркуют наедине над водопадом. Но все время Николай упрямо лез в кадр и не уходил. Так и не смог:(

Чем дольше мы гуляли по заповеднику, тем отчетливее всплывали в памяти картинки тринадцатилетней давности - я же здесь уже был в 1987 году, когда мы с папой ездили в вело-лодочный поход (к Кивачу подъезжали, естественно, на велосипедах). Я тогда только пересел со "Школьника" на "Орленок. И прекрасно помню и сам водопад, и домик на плащадке, и мостик через небольшую протоку, и дендроколлекцию. И есть возможность сравнить старые и новые фотографии, себя 10 летнего, и себя 23-х летнего :)

...вечерело и нам пора было уезжать из этого незабываемого места. Этим вечером мы еще решили проехать часть расстояния до Марциальных вод и встать на ночевку на берегу первого озера после деревни Березовка. К этому времени нас уже покинули Сан с Ксенией (у них был свой маршрут, а ночевать они решили у д. Сопоха) Ксюша сорвала себе коленку, поэтому ехать приходилось медленно и печально. Лишний раз убеждаюсь, что все врачи в душе - садисты. Представьте: заставил бедную девушку в предыдущий день проехать 110 км, выехав не из Лижмы, а из Кондопоги. До этого она ездила максимум 40, причем это было достаточно давно. Но стоянка была хорошей, мы встали на красивом берегу озера %%%%%, в котором Ксюша даже немного искупалась. Нас неоднократно приглашали к себе в гости переночевать местные жители, особенно настойчив был один парень, которому Ксюша явно понравилась :-) Поскольку я человек не всегда сдержанный, то предпочёл не отвечать больше трёх раз на его уговаривания, поэтому был лишь немым свидетелем, как Ксюша в энный раз благодарила его за приглашение помыться в банечке, покататься на лодочке, выпить водочки ... Впрочем когда он понял, что мы действительно не одарим его своим вниманием, он быстро переключился на пару местных девчёнок и увёз их на лодке в неизвестном направлении и Влад (его путь лежал в Кондопогу - он собирался посмотреть на церковь и затем успеть на мурманский поезд) После отъезда Сана я еще полчаса разрывался между желанием догнать Сана, чтобы толком попрощаться, и дождаться обещанного ужина-перекуса, на который имел полное право (рассчитался заранее за полных два дня). Поскольку закупленные яства народ доставать не торопился, а мне почему-то не хотелось рассказывать, насколько я голоден (как волк - это мягко сказано), то пришлось уехать несолоно хлебавши (духовное начало возобладало). Догнав Сана с Ксюшей на последнем километре перед развилкой и был вознагражден парой глотков кагора, заначенного Саном от другой питерской группы во главе с Ильей-Змеем Гуревичем (он с ними ехал в одном поезде почти до Петрозаводска). Николай планировал с нами проехать по мурманке до развилки, посетить Кондопогу и уже ночью приехать к нам на ночевку. Ветролет же изначально собирался ночевать только в гостиннице. Обратный путь по Мурманскому шоссе был прекрасен: высокая скорость, движение ряда в 3-4 (благо машин из Мурманска ехало мало), непрерывная громкая баседа с шутками и прибаутками. Так и хотелось спеть песню, типа как из фильма из 3-х мушкетеров, что и было проделано мной и едущими рядом товарищами.

Мурманское шоссе освещали последние лучи закатного солнца. Доехав до развязки, мы попрощались с Максимувом и Ветролетом и в семером повернули на юго-запад. Въезд в Березовку. Уже темно и мало что можно разобрать.

По договоренности с Николаем в том месте, где мы свернули с асфальтовой дороги, я выложил камнями стрелку и продублировал её рисунком на асфальте и на песке. Но Коля этой ночью так и не появился - вдвоем с Толиком Ветролетом они заночевали в кондопожской гостинице. А до этого мы встретились в центре Кондопоги и около часа втроем рассекали по ночному городу, пока у меня было время до поезда на Мурманск, а у них желание баинькать было не очень большое.

А мы тем временем остановились в очень приятном леске посередке двухсотметровой полосы между дорогой и озером. Поставили палатки, разожгли костер и стали готовить ужин. Достав из рюкзака котелки я сходил к озеру за водой. Но когда я передавал котелки Славе Ильченко, хозяйничающему у костра, то в одном из них заметил крупного жука плавунца. Снова идти к болотистому берегу мне было влом, а кроме нас (спокойно относящихся к таким вещам) плавунца никто не видел, поэтому мы просто решили его выловить столовой ложкой, чем и занимались следующие минут пятнадцать :)). Договорились пока никому об этом этом не говорить, но обязательно описать в отчете :). Надо было его сварить, а то что-то одной банки тушенки маловато было. ;-)

Поужинав, стали потихоньку укладыватся спать. Когда я вышел к озеру, чтобы умытся перед сном, то увидел... летучих мышей! Это был первый раз когда я встречал их не под землей. Они чуть слышно шелестя крыльями носились над водой и ловили водомерок. Завораживающее зрелище!

...стояла теплая летняя ночь, и троим в трехместной таниной палатке было жарко - спали почти полностью раздетые, в открытых спальниках и с приокрытыми обоими входами. Как и прошлой ночью, мы опять долго трепались и заснули после четырех.

День третий

Последний день в Карелии начинался с затянутого неба и накрапывающего дождика. Но время идет, и как ни хочется еще поваляться в палатке, вставать все равно надо. В процессе готовки завтрака дождик постепенно заканчивается, а небо проясняется. Завтракаем.

Солнце поднялось уже довольно высоко, а у нас еще стоят палатки - пора собираться!

Сонная Таня после завтрака забралась в палатку чуток вздремнуть. Приходится разбирать палатку, не дожидаясь ее освобождения :)

Упаковав вещи, вытаскиваем байки на дорогу и доезжаем до открытого берега с небольшим песчаным пляжиком. Там купаемся, чистим зубы (тут я обнаруживаю, что у зубной щетки лежавшей до этого в заднем кармане рюкзака, сломана головка - и когда успел?), моем посуду, и смазываем байки. Некоторые даже их моют - вот они, виновники дождя, лившего всю вторую половину дня!

Выезжаем на асфальтовую дорогу - нам предстоит проехать до Кончезера и, затем, по М18 до санатория Марциальные Воды. Незнаю как Денис и Таня, но я жутко не выспался, обычного запала гнать впереди всех уже нет, и я начинаю халявить - сажусь на колесо к идущему впереди Славе Ильченко. У кондопожского кофе видимо очень длительный эффект - мы довольно быстро отрываемся от группы и уходим вперед. Первая остановка, если не ошибаюсь, в деревне Бол.Вороново. Покупаем в магазине колу со сникерсами и долго ждем остальных. А "сникерсы" то в энтом магазине мы все скупили под частую (по свидетельству продавщицы). У магазина устроили небольшой привал, опять превлекая внимание деревенских деток. Самым удивительным было появление одного мальца на СтартШоссе с трубками(!). Он долго вертелся вокруг нас прыгая на нем по придорожных калдобинам. И где он их потом в такой глуши покупает, когда проколет? Подкрепившись, едем дальше. Места вокруг - потрясающие! Особенно когда подъезжаем к озерам. Снова в памяти всплывают картинки 13-летней давности - мы тут были.

Вскоре после Кончезера временами начинает покапывать пока еще слабый дождик. Поворачиваем на М18. И вот наша цель - у дороги большая вывеска "Санаторий Марциальные Воды". Почти сразу после неё - первая скважина. Проносимся мимо и едем до домика-музея.

Ставим байки у крыльца, платим какие-то копейки и под присмотром бабули заходим внутрь. Музей рассказывает о истории санатория, о житии-бытии крестьян 18 века, о лечебных свойствах воды. В этом музее экспонатов совсем не много, на почетном месте стул, по приданию собственноручно сделанный Петром Первым! но что-то не очень это верится, слишком хорошо он сохранился. Осматриваем его, потом спускаемся вниз, чуть в сторону от дороги - там находятся вторая и третья скважины. Напиваемся холодной воды, пытаясь различить вкус воды от разных скважин, заливаем воду в белобачки и бутылки. Чтобы залить воды выливаю половину фляжки чая, о чем после третьего глотка этой, ну очень "марциальной" воды, начинаю сожалеть.

Самое обидное, что после посещения курорта ни у кого нормальной воды не осталось, и до самого Петрозаводска пришлось, преодолевая отвращение, заливать в себя эту марциальную ржавчину. К скважинам постоянно идет поток обитателей санатория (которые, кстати, лечатся "от малокровия и от упадка сил" - такая формулировка была на бутылках с марциальной водой, когда они еще выпускались) с различными емкостями, чаще всего с обычными прозрачными пластиковыми бутылками. Железистая вода со временем оставляет на стенках характерные следы и было забавно наблюдать как гордо несут люди свои бутылки. Такое ощущение, что у кого на бутылке больше отложений, тот себя круче других чувствует :). Очень смешно глядеть на толстых теток в спортивных костюмах, идущих по улице в одной руке с зонтиком, а в другой - с бутылкой воды, держа в губах трубочку опущенную в бутылку....глядя на это в воображении появляются анологии почему-то с наркоманами или психиатрической клиникой...

Когда все наши посмотрели музей, бабуля-смотрительница заперла его и сводила нас на экскурсию в местную церквушку, которая понравилась значительно меньше Кондопожской. Своими многочисленными фигурками, однако, она больше напоминала католический храм. Затем мы прогулялись к находящейся в некотором отдалении от музея четвертой скважине. А в четвертой скважине вода оказалась самой ядреной. На питерский взгляд - как консервированное Полюстрово. Находясь под влиянием ответственности момента и думая о том, что сюда мы приедем в другой раз еще очень не скоро напиваемся марциальной водой "от пуза". Все это время то прекращаясь, то возобновляясь шел мелкий холодный дождик. Под этим же дождем мы и выехали с первого российского курорта.
На пути в Петрозаводск, перед Укшозером я узнаю поворот на турбазу, где мы с папой ночевали 13 лет назад.

Из-за утренней халявы и от того, что едем все время по асфальту ощущаю явный переизбыток сил - кажется, что едем очень медленно, начинаю кататься взад-вперед, или вдоль группы по обочине, пытаюсь заставить себя ехать в середине колонны, но незаметно для себя иду на обгон и снова отрываюсь от группы, потом где-нибудь поджидаю остальных. Что называется, ноги чешутся :))). Подъезжаем к Петрозаводску.

Стелла на въезде в город.
Название в карело-финской транскрипции - PETROSKOI

Вот именно через пару минут после этого позирования перед фотоаппаратом меня и постигла первая беда за весь поход (и надо, ведь, за 6 часов до обратного поезда к подъезду к конечному пункту нашего трехдневного путешествия!). Дело было так: мы на приличной скорости подъезжали к ж/д переезду при въезде в Петрозаводск. Перед переездом застыла в ожидании поезда автомобильная ширенга и мы протискивались вдоль нее по обочине. Сейчас бы я очень бы хотел посмотреть в галаза тому инженеру, который спроектировал этот переезд, но сделан он был просто антивелосипедно: представляете рельсы на переезде были не перпендикулярно дороге, а под значительным углом! Дождик, ливший целый день сыграл роль прекрасной смазки. Я ехал, по моему, вторым или третьим и не ожидал подвоха, занатый в мыслях желанием проскочить перед возможно приближающимся поедом. Итак мое переднее колесо легко преодалело железную преграду рельс а вот гружоное рюкзаком заднее....конечно оно проскальзнуло и я рухныл на мокрый асфальт на глазах у едущих за мной велосипедистов и ожидающих водителей автомобилей. Короче говоря, неудача постигла российского спортсмена...При этом падении я неловко оперся на руку и она перестала действовать. Хотелось посидеть некоторое время и отойти от действия болевого шока, но не хотелось , чтобы остальным участникам пришлось мокнуть из-за меня под проливным дождем. Мы поехали дальше, и, видно, именно этот шок помог мне успешно доехать до вокзала (потому что здесь из-за нарастающей боли я уже не мог снять даже свою намокшую куртку...)

После злополучного переезда хоть и чуть медленнее, но продолжаем движение. Проезжаем по Первомайскому проспекту, по улице Антикайнен, сворачиваем на проспект Ленина - и вот мы наконец на вокзале. Перед вокзалом встречаем Сана. Заводим байки внутрь, разгружаемся. У Славы и Андрея Григорьева еще нет билетов - они идут в кассы и выесняю что билетов нет! Теперь им надо ждать проходного мурманского поезда - может быть там есть места. Мы с Таней идем пить кофе, затем спускаемся в зал - Сан зовет на покатушку по дождливому Петрозаводску. Я обоими колесами ЗА и с нетерпением жду выезда. На вокзале остается только Липисин с больной рукой, сторожащий наши рюкзаки и Андрей Григорьев со Славой Ильченко ждущие своего поезда. Остальные, под предводительством Сана, выезжают в мокрый город.

В парке у речного вокзала у меня, при попытке сделать крутой поворот на скользких, залитых водой плитах, проскальзывает переднее колесо и я лечу в глубокую грязную лужу. Насквозь мокрый, с разодранным локтем, я вскакиваю, поднимаю байк, и продолжаю скакать как ни в чем не бывало, хотя, конечно, это падение немного умерило мой пыл. Мы выехали на примыкающую к парку небольшую набережную, где я немного ополоснулся онежской водой. Здесь же Сан запечатлел нас на видео. Затем мы минут 15 стояли у сувенирного ларька, (в основном ждали, пока я выберу подарок на день рождения своему начальнику, но сувенир этот все равно по адоесу не попал, поскольку сломался по дороге) причём ларёк был окружен огромной лужей с примерно 10 см глубиной, что ещё более усугубляло процесс покупки :-), после чего поехали по относитльно недавно обновленной центральной набережной (по крайней мере, когда я был в Петрозаводске последний раз, такого буйства скульптур и различных сооружений еще не было, и только-только начинали укладывать новое покрытие. Видимо в предверии 300 летия города отстраиваются), подъехали к "дереву желаний" и каждый загадал своё, интересно, у кого-нибудь оно сбылось? У меня пока что нет. Там же, на набережной под куполом небольшой ротонды мы перекусили и снова поехали кататся по городу.

Уже на пути к вокзалу, проезжая по мостику через бурную Лососинку Ксюша засмотрелась на пороги и слишком близко подъехала к высокому поребрику. Результат - переломанный пополам(!) ХВЗшный переключатель втянутый в спицы заднего колеса. Что характерно, как только Ксюша сломала переключатель, сразу же кончилсь проливной дождь, под которым мы осматривали Петрозаводск, и всё оставшееся до поезда время светило солнце!. Следующие минут десять мы стояли вокруг перевернутого велосипеда, Сан демонтировал остатки переключателя и укорачивал цепь, а Ксюша все это снимала на видео. Починившись, поехали к вокзалу.

А тут новая напасть - нас встречает Андрей (Григорьев) и сообщает, что Lipisin в обморочном состоянии находится в травмпункте, а у них со Славой через 15 минут отходит поезд и наши вещи и байк Липисина остаются без присмотра (приятные ощущения, когда начинаешь подозревать, что с трудом купленный билет, на единственный поезд, на который вообще продавались билеты на ближайшие сутки, сейчас придется сдавать). Вовремя же мы приехали!

Мы разделяемся - кто-то идет в травмпункт (мы с Сергеем), остальные остаются с вещами. Я, уже давно насквозь мокрый и порядком продрогший, переодеваюсь во все сухое.

Появляется Липисин.

Когда ребята уехали глазеть на мокрый город я по совету Андрея Григорьева и Славы стал разыскивать привокзальный медпункт. Найдя его, нас ждало разочарование: отвлекшись от просмотра сериала, врач заявила, что руку мою смотреть она не станет, а мне нужно отправляться в Петрозаводский травмпункт (адреса которого она точно не знает). Что делать. Под проливным дождем вместе с Андреем мы направили свои стопы туда. Поиски были не долгими, так как мы руководствовались извенстным правилом:"Язык до Киева доведет", и оно как всегда не подвело. В травмпункте нас ждала очередь из 10 человек (до моего поезда оставалось 3 часа, а до поезда Андрея - 1,5 часа!) Большинство людей были укусанными клещами, которых потом вынимали из их поп и подмышек и складывали в баночки. Эти баночки они выйдя от травмотолога торжественно демонстрировали всем остальным страдальцам в очереди.... Через некоторое время в голову стали лезть тревожные мысли. Мы встали в конце очереди у стены (стулья все были заняты больными), и я стал пытаться разогнуть больную руку.....~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~.....следующий кадр - склоненное надо мной встревоженное лицо Андрюхи и других людей из очереди, а я лежу на стульях. Оказалось, что от упадка сил и боли в совокупности я рухнул в обморок и (о чем красноречиво свидетельствовала шишка на затылке) ударился головой о злополучные стылья. Дальше меня усадили и я дальше в очереди сидел, а не стоял. Андрею уже нужно было бежать на поезд, и вскоре ко мне прибежали встревоженные прикатили Таня с Сергеем.
Врач, поинтересовавшись наличием у меня страхового полиса, повел меня далать рентгеновский снимок, который Вы имеете счастье видеть здесь:

...итак, Вы, как и врач, никакого перелома здесь не обнаруживаете. Был поставлен диагноз: сильный ушиб. Усатый доктор горячо поздравил меня (с отсутствием перелома) и заявил, что полис мой в Карелии не действителен и надо оплатить их услуги в размере 50р, что и было незамедлительно мною на радостях сделано. Выходя со снимком на руках из травмпункта я увидел пробегавщую мимо меня одетую в куртку фигуру доктора, который, видно, побежал за бутылкой на выданные мною деньги... В месте с Таней и Сергеем мы неспеша пошли к вокзалу (СПАСИБО ВАМ РЕБЯТА ЗА ПОДДЕРЖКУ!). И отдельное БОЛЬШОЕ СПАСИБО уже к тому времени укатившему на поезде Андрею Григорьеву! Он так героически поднимал меня из обморока...

Время идет, до подачи поезда остается меньше часа, и тут на нас начинают наезжать менты. Приходится выводить байки из вокзального помещения (хорошо хоть дождь кончился) и идти на предложенное Саном уютное местечко у стоящего неподалеку паравоза. Там сидим на бревнышке, пьем пиво (Сан, тебе слово, чаво еще кроме пива было? (склерозззз:)) Склероза точно не было, но мы доедали остатки походных продуктов, ели шоколадные конфеты и запивали их "Карельским Бальзамом" в гомеопатических дозах и обсуждаем события последних трех дней.

Вскоре подают наш поезд, мы разбираем байки (точнее снимаем только передние колеса) и без всякой упаковки (даже странно, никаких вопросов со стороны проводника не возникало) заносим грязные байки внутрь.

Мы были почти уверены, что Коля с Ветролетом приедут проводить нас на поезд, раз уж мы с ними в тот день так и не встретились (а должны были - в Марциальных водах), но они, как потом выяснилось, не успели.

Вот и наше "купе", вид снизу. Видны две Кувахары "скованные одной цепью", а точнее тросиком велозамка, Танин KHS, Marin и мой Fort Tramp (горный бродяга :), с бутылкой марциальной воды в бутылкодержателе. Там правда на донышке оставалось, но надо же до дома что-нибудь довести! Сан с Ксюшей ехали в нашем же вагоне, но в другом купе, а Татьяна вообще в другом вагоне. Поезд тронулся, к нам в гости пришли Сан с Ксюшей (Таня почему-то не пожелала к нам присоединиться Да я была просто счастлива, что ехала в другом вагоне, и мне удалось нормально поспать после трех почти бессонных ночей. Я и в городе еще несколько дней никак не могла отоспаться), на столике появились какая-то еда, текла неспешная беседа, за окном проносилась уходящая в ночь Карелия и поезд с каждым ударом колес приближал нас к Питеру...

Наша же со Славой поездка на Севастопольском поезде тоже оказалась весьма увлекательной. Поезд шел очень быстро, и уже к двум часам ночи мы приехали в Волховстрой-2. Волховстрой-2 - это нагромождение путей и поезд, остановившийся над краем крутой насыпи. За одну минуту вытряхиваемся со всем барахлом из вагона почти под откос. Дальше перебираемся через пути и, благо Слава там уже неоднократно высаживался, быстро находим дорогу в Волховстрой-1, это километров 5-6, и далее к вокзалу. До первой электрички почти 3 часа, приходится ждать. Зато как приятно посидеть в хорошо отремонтированном помещении, таких станций или вокзалов у нас я еще не видел. Впечатление, что находишься в приличном офисе.

Едя в электричке, понимаю, что меня разморило, и дала о себе знать колбаса "второй свежести" съеденная перед этим. Приходится выйти в Рыбацком, чтобы подышать свежим воздухом, и пилить через весь город, более 30 км до своего дома. Зато быстро прихожу в "нормальное" состояние, если можно его считать таким после не самого легкого похода и почти бессонной ночи. Часам к девяти я дома.

Ну а для меня по приезду в город приключения не закончились. Привез я все таки карельского клеща в ляжке правой ноги, и мне пришлось продолжить свой мед-тур по травмпунктам начатый в Петрозаводске посещением круглосуточного травмпункта Фрунзенского района Петербурга вечером в день приезда, где злобный шевелящий лапками клещь и был из меня удален специальными щипцами...

Последнее обновление 14 июля 2000.

Андрей Григорьев © 2000-2024