AGbike
(812) 989-44-99
Главная » Велосипедные поездки »

Поездка в Йошкар-Олу с сыном и велосипедом

Татьяна Маслова

Август 2005.

Все фотографии.

Я

Захотелось мне съездить с моим двухлетним сыном Петей к его дедушке, а моему отцу в Йошкар-Олу на недельку. Идея вынашивалась давно, но за билетами я пошла почему-то за день до отъезда. В Йошкар-Олу нет прямых поездов из Питера, и есть два основных пути – через Москву и через Казань. В первом варианте нужно часов восемь торчать в Москве, а во втором – в Казани, причем ночью. Кроме того, на казанские поезда на ближайшую неделю не оказалось билетов. И я решила испробовать новый путь – через Кировскую область. По карте ближайшим к Йошкар-Оле пунктом на железной дороге СПб-Киров оказался Котельнич. От него есть шоссе в Яранск, а из Яранска ходит пригородный поезд в Йошкар-Олу – в Интернете нашлось его расписание. Из Котельнича в Яранск решила ехать с вещами и сыном на велосипеде – там 130 км. Поезд в Котельнич приходит в 12.53, а из Яранска есть поезда в 20.40 и в 10.40. Подумала, что если много не отдыхать и ехать быстро, можно успеть на вечерний поезд. В случае неуспевания можно было заночевать в гостинице Яранска.

9 августа

Андрей проводил нас с Петрушкой и погрузил в челябинский поезд. Место было боковое верхнее, а велик положили в нашем же купе поперек третьих полок. Возражать было некому, т.к. мы садились первыми. Выехали в 16.23.

Петрушка всю дорогу общался с многочисленными тетями, которые составляли большинство в вагоне. Уже сейчас он их почему-то явно предпочитает дядям. Ходил, знакомился, давал свою машинку поиграть, залезал на колени, брал всякие предлагаемые ему сладости. Правда, никто из этих добрых теть не предложил нам свою нижнюю полку, а сама я просить ужасно не люблю. Так что, когда пришло время ложиться спать, мы полезли на нашу верхнюю. Петруху я положила к окну, показала ему, как высоко мы находимся, пригрозила «бабахом», но он не очень испугался и все норовил через меня перелезть. Так продолжалось около часа, потом мне надоело, мы слезли вниз и еще часик пободрствовали. Наконец мне удалось его усыпить. Утром он проснулся раньше, но, к счастью, не стал спрыгивать, а разбудил меня.

10 августа

В Котельниче стоянка была 2 минуты. Примерно за полчаса до прибытия я попросила какого-то мужчину снять мне велик, перетащила его в тамбур, собрала и прикрутила детское кресло на багажник. На кресло сзади привязала горшок, а рюкзак надела на спину. В тамбуре выяснила, в какую сторону ехать, – каждая минута была дорога. Народу выходила куча, но мы всех опередили. Оказалось, что за 2 минуты можно многое успеть.

Шоссе на Яранск тихое, но ужасного качества. Поперечные трещины встречались несколько раз на метр. Приходилось ехать медленно, чтобы не очень трясти Петруху. Здесь бы было уместнее крепление на подседельный штырь.

Ехалось тяжело, руки болели от рюкзака, очень хотелось привязать его на багажник, но жалко было времени. Вместо ожидаемого приятного бреветика было сплошное мучение. Несколько раз Петруха просил остановиться для еды или справления прочих потребностей. Стало почти ясно, что не успеваем. Решила ехать как едется до пяти, а потом попытаться застопить машину. Вода во фляге быстро кончилась, но это меня не особенно волновало – подумала, заправлюсь в какой-нибудь деревне. Не тут-то было: на шоссе ни одной деревни, все в стороне в нескольких километрах. Никогда такого не видела. В общем, пришлось просить воды у обитателей машины на обочине.

В пять мы облокотили велик о какой-то указатель и стали заниматься автостопом. Во время езды маломашинность шоссе была заметна, но не так сильно. Оказалось, что машины там ездят примерно раз в три-пять минут и преимущественно легковые, что мне не подходило. Голосовала я только грузовым, на которых не было видно груза. Но никто не остановился. Машине на третьей я разревелась от обиды и стала привязывать рюкзак к креслу и багажнику. В шесть мы выехали. Без рюкзака на спине я сразу почувствовала, что жизнь наладилась. Километров через 10 на обочине стоял грузовик с отдыхающим водителем. Он ехал только в Тужу, которая на 40 км ближе Яранска. Причем даже из Тужи шансов успеть на поезд не было. Однако мы все-таки сели в машину, запихнув велик в кузов. Шофер мой ровесник, зовут Володей. По дороге выяснилось, что в три часа ночи он как раз собирается в Йошкар-Олу и может нас взять. Я хотела переночевать в тужской гостинице, но Володя нелегально поместил нас на молокозавод в комнату для приезжающих.

11 августа

В три часа Володя нас разбудил, и мы поехали. Петя почти не просыпался. В семь утра были в Йошкар-Оле. От окраины доехали своим ходом и заявились к моему отцу сюрпризом – Андрей забыл предупредить о нашем приезде. Все ушли на работу – и отец, и его жена, и их 20-летний сын – тоже Петя. Мы с Петрухой подрыхли пару часиков и пошли купаться на Кокшагу. Вечером, когда все вернулись, я отпросилась покататься. Мне посоветовали озеро Шап на Кокшайском тракте. Правда, оно застроено турбазами, но туда иногда пускают.

Кокшайский тракт был более-менее гладок. Я даже устроила себе интервальную тренировочку – ускорялась несколько раз по минуте.

Указатель на Шап был на 20-м километре. Действительно, сплошные турбазы и лагеря. Подъехала к рекомендованной мне турбазе «Южной» и наткнулась на надпись: «Вход на пляж – 40 рублей». Пожадничала немного, но решила, гулять так гулять. Деньги принимала серьезная старуха в бухгалтерии. Меня распирало от любопытства, что же это за чудесное озеро такое. И там было чему поразиться. Захудалое такое озерцо метров ста в диаметре. На пляже полно народу. Да уж, это вам не Карельский перешеек. Народ здесь озерами не избалован. Со злости я нахамила пожилому дяденьке, пытавшемуся проверить у меня билет, ушла в дальний угол в тень и села разглядывать карту. Купаться расхотелось. Вскоре дяденька пришел ко мне мириться и предложил оставить велик у него на спасательной станции (она же лодочная). Ну, хоть какой-то плюс нашелся у платного пляжа. Минут 20 поплавала, познакомилась с молодыми людьми на катамаране и покаталась, держась за него. Когда вышла на берег, нашла велосипед облепленным любопытными мужчинами разных возрастов – от 13 до 60. Они засыпали меня вопросами. Самым осведомленным оказался тринадцатилетний мальчишка. Байка у него пока нет, но это определенно наш человек.

Уезжала я довольная озером Шап и его обитателями.

Проехала по шоссе еще десятку, чтобы разведать одну тропинку (о которой позже), и вернулась назад. Получилось около 60 км.

12 августа

Церковь в Семеновке

Петрушке исполнилось два года!

Утром поехали на дачу – Н.М. с Петей на автобусе, а я на велике. Там 22 км по Яранскому тракту – тому самому, по которому днем раньше мы ехали на грузовике. Поработали на даче, Петрусик поплескался в свежеподаренном надувном бассейне, потом я съездила на местный пруд купаться. Обратно сделала крюк из Шойбулака по окружной дороге. Хорошо, что мне о ней сказали, – на карте Марий Эл (купленной год назад в Питере) нет никаких ее признаков. Между тем, она построена уже градусов на 270. В этот раз я ехала по ней между Яранским и Сернурским трактами. На Сернурском заехала в деревню Семеновка, где есть церковь 16-го века. Всего получилось км 60.

Вечером отмечали Петрушкин день рождения.

13 августа

День рождения Миши Каменцева – председателя клуба «Балтийская звезда».

Озеро Таир

Это была суббота, и я решила устроить себе большую покатушку. Изначально маршрут был такой: Кокшайский тракт – 30-й км – Устье Кундыша – тропинка вдоль реки Кундыш (20км) – Сурок – Казанский тракт (около 40 км). Отец всячески меня отговаривал – мол, там нет моста через Кокшагу, да и о самой тропинке он никогда не слышал.

Подъехав к дороге на Устье Кундыша, встретила парня, шедшего туда, и он подтвердил, что через Кокшагу брод по пояс. Мне не захотелось одной туда лезть, а потом еще ехать на сликах по тропинке неизвестного качества, и я решила поехать в Кокшайск – ближайший поселок на Волге. Родственники говорили, что оттуда можно доплыть до Мар.Посада, Чебоксар и даже до Казани. Вот, думаю, прокачусь куда-нибудь, а оттуда на велике. По дороге не удержалась и заехала на озеро Таир – самое большое в Марий Эл и самое известное, благодаря одноименным холодильникам. Там меня приятно удивили отличные пляжики, не охваченные турбазами. Накупалась и поехала дальше.

Заброшенная пристань в Кокшайске

Приехала в Кокшайск на пристань – полное запустение. Здание пристани стоит боком на берегу, там работают магазин и кафе, слоняется молодежь. На берегу Волги толпы выпивающих и закусывающих. Какой-то местного вида дядька сообщил то, о чем я и сама догадалась, – из Кокшайска давно ничего не плавает! С горя я выпила бутылку Козела и придумала себе дальнейший маршрут – через Шелангер и по Казанскому тракту в Йошкар-Олу. Чтобы не возвращаться по Кокшайскому тракту, решила поехать через деревню Семеновка, что на берегу Волги. Весь берег там застроен турбазами и шикарными коттеджами. Долго выбиралась из Семеновки по песчаной дороге, в основном пешком. Марий Эл очень похож на Карельский перешеек своими сосновыми лесами, только вместо грязи часто утопаешь в песке. На выезде наконец началась брусчатка. По ней – километров 8 до Ялпая, который стоит на шоссе Чебоксары – Казань. Шоссе вполне ничего, машин мало. Вскоре был мост через Малую Кокшагу – ту самую, что течет в Йошкар-Оле. Она там очень красивая.

Р. Малая Кокшага

В Кужмаре обнаружила не обозначенную на карте развилку – правая дорога в Казань, левая в Шелангер. На левой был обещан ремонт и тупик, но я поехала туда. Какие-то двадцать метров песка – зато 15 км шоссе без машин.

По Казанскому тракту мы ездили год назад с Андреем и Петей, так что ничего нового для меня там не было. Казанский тракт – самый разбитый из шести трактов, выходящих из Йошкар-Олы. Неужели марийское руководство не ездит в Казань?

Доехала без происшествий, дома была около восьми вечера. Получилось километров 175 – почти марафончик. Похвасталась этим Мише в поздравительном смс’е.

14 августа

Вознесенская церковь в Йошкар-Оле

Утром Петрушку повели крестить. Этого очень хотели Нина Михайловна и ее мать. Мне было все равно, Андрюха, спрошенный смс’ом, тоже не возражал. Крестили в Вознесенской церкви, которая в советское время была пивзаводом. Я как некрещеная вообще туда не пошла.

На вечер Петрусик тоже был пристроен – его вели на спортивный праздник. Мне захотелось сбежать от вечно работающего телевизора. Быстро придумала куда – в поселок Солнечный. Это в 30 километрах в стороне от Казанского тракта. Там должна была жить моя подруга Люда, с которой мы не виделись 15 лет. Мы были довольно мало знакомы – неделю вместе в больнице лежали, но зато потом лет восемь переписывались. Последнее, что я от нее получила, – сообщение о рождении дочки. Долго не могла собраться написать, а потом и адрес потеряла.

На карте все 30 км до Солнечного ни одного населенного пункта. На самом деле все застроено воинскими частями. Шоссе ужасное – чувтсвуются все стыки между бетонными плитами. Поселок примерно оправдал мои ожидания – штук восемь пятиэтажек и несколько десятков частных домов. В таком шансы найти «девушку без адреса» велики. Я ставила на Людину дочку с редким именем Диана. И первая же семилетняя девочка на остановке ее знала, а папа девочки вызвался меня проводить.

Встреча была теплой. Уже через минуту обалдевшая Люда побежала в магазин за вином и продуктами, а я осталась с Дианой. Потом мы несколько часов общались. Люда рассказала, что очень жалела о нашей прерванной связи и даже хотела обратиться в передачу «Жду тебя». Правда, думаю, толку бы не было, т.к. у меня все равно нет телевизора.

Обратно хотела ехать через районный центр Советский – это крюк километров в 20, но уже темнело, а Люда сказала, что дорога там еще гораздо хуже (трудно представить), так что я поехала тем же путем. Получилось за день километров 75.

15 августа

В этот день я банально съездила на дачу и обратно (45 км), там поработала, поиграла с Петрушкой и искупалась.

Вечером мы пошли в гости к моей бабушке, а Петрушкиной прабабушке. Она видела его уже во второй раз – первый за год до этого в наш прошлый приезд.

В этот день Андрей мне сообщил, что в деревню в Тверской области не поедет, так что из Москвы на машине нас забрать не сможет. Пришлось покупать билет на поезд, и достался только сидячий вагон. Я с трудом представляла, как мы там поместимся с великом и рюкзаком, но выбора не было – очень хотелось попасть к 20 августа на марафон 300 км от Балтийской Звезды.

16 августа

Поехали с Петрушкой на автобусе опять в Солнечный в гости к Люде. Расписания не знали и торчали на вокзале часа полтора. Во время этого ожидания мой смелый сын, который обычно не дает себя в обиду, испугался какой-то мелкой полуторалетней девчонки. Безропотно отдал ей свою машину и безостановочно рыдал минут 15. Стоявший рядом мужчина укоризненно заметил ему: если ты уже сейчас так боишься женщин, то что же будет, когда женишься!

Петя и Диана

В Солнечном сходили вчетвером купаться на местный пруд. 7-летняя Диана отлично поладила с Петрушкой.

Когда сели в обратный автобус, пошел дождь – впервые за эту поездку. Но я уже решила вечером покататься, и он кончился как по заказу, как только я переоделась и поела. Уже почти стемнело. На сей раз был выбран Санчурский тракт – предпоследний из оставшихся. Маршрута никакого не было, решила смотреть по настроению. Ехала через какие-то колхозы и деревеньки и все прикидывала по карте, где там можно сделать колечко, чтобы не ехать обратно так же. Но ничего так и не придумала – все объезды очень далекие, гораздо больше 100 км – и через Санчурск, и через Килемары, пришлось бы захватывать ночь и терять половину следующего дня. Т.ч. на 33-м километре я повернула обратно. Получилось, соответственно, около 70.

17 августа

Это был единственный день, когда я не садилась на велосипед. Весь день общалась с разными людьми – с бабушкой, двоюродным братом Юрой и подругой раннего детства Ниной. Ну и купалась, конечно.

18 августа

Поезд был в четыре с чем-то, так что утром я еще успела прокатиться: Козьмодемьянский тракт – окружная дорога – Кокшайский тракт, всего км 40. Накануне по наводке Юры я купила атлас Марий Эл – тоже двухкилометровый, но гораздо новее моей карты, а главное – с окружной дорогой.

В поезд мы погрузились с помощью отца, дорога прошла без приключений.

19 августа

Выгружались гораздо мучительнее, чем 9 дней назад в Котельниче, – в три или четыре приема. Пришлось все собирать уже на перроне, причем Петрушка все норовил куда-то убежать. Скучающие носильщики (сплошь кавказцы), поняв, что клиентами мы им не станем, помогли нам – подержали велик и Петьку. Потом я посадила Петруху на велосиденье и пошла с великом на Ленинградский вокзал. Надо было только перейти площадь, но хотелось избежать переходов с лестницами. И удалось это сделать, пройдя направо всего несколько кварталов. До поезда мы тусовались на вокзале пару часов под памятником Ленину. А в поезде нас ждало чудо – оказывается, в сидячем вагоне есть несколько мест у стенки, где за спинками можно засунуть кучу барахла, нам досталось как раз такое – 33-е, вроде бы. Туда и велик отлично влез, и рюкзак. В Питере нас встретил Андрей на машине.