Велосипед - AGbike

»  

ВыборТехникаFAQОбзорыСсылкиПоездкиФотоРазноеФорумИнтернет-магазин ПоискКонтакты
Главная » Велосипедные поездки »

Финляндия: Южная и Северная Карелия, Южный Саволакс

Андрей Григорьев

Светогорск (Энсо) – Иматра – Пункахарью – Савонлинна – Керимяки – Савонранта – Липери – Йоэнсуу – Кийхтелюсваара – Тохмаярви – Вяртсиля – Рускеала – Сортавала.

19-24 июля 2006.

Участники: Андрей Исаченко, Мария Михайлова, Андрей Григорьев.

Все фотографии из этого похода.

Недели за три до похода встретил Андрея и Марию, которые обсуждали возможность съездить в Финляндию на велосипедах через недельку, но две недели спустя, встретил Андрея, который уже отчаялся найти себе компанию. Договорились поехать неспешно покататься по Озерному краю, километров по 70 в день. За день до отъезда и Маша, наконец, собралась ехать с нами.

День первый

До Выборга едем на утренней электричке повышенной комфортности, которая хорошо согласуется со светогорским дизелем. Но, в виду очень малой скорости последнего, в Светогорск (старое название - Enso) попадаем только в начале дня. На выходе из поезда какой-то крендель в штатском, не показав никаких удостоверений, просит предъявить наши документы. Спорить, естественно, не стали, предъявили, все же это уже погранзона.

Триста метров от вокзала, и мы на таможне. Машин почти нет. Идем к окну паспортного контроля, но служащая – на переходе Светогорск/Пелкола с российской стороны работают исключительно женщины – пытается нас завернуть: «сначала декларируйте палатку, телефоны – так делала предыдущая группа». На что таможенницы резонно заявляют ей, что это все не обязательно, по желанию. Желания нет. Заходим в «duty free» – покупаем коньяк и по упаковке пива. Пол-литровая банка Lapin Kulta стоит около одного евро, вдвое дешевле, чем на территории Финляндии, но банки сделаны для России – с русским текстом и без «возвратного ободка» – позже автомат по приему тары (в универсамах стоят автоматы по приему алюминиевых банок и пластиковых бутылок, но только определенных) их принял, но денег не выдал. Финский паспортный контроль мы проходим, ответив на стандартный вопрос «куда?», через таможню проходим по зеленому коридору, прихватив дорожную карту Финляндии и карту города Иматра (Imatra). Велосипеды, тем временем, стоят на улице прислоненными к зданию таможни.

Немножко поплутав, выезжаем к мосту через Вуоксу над порогами Иматранкоски, ведущему в центр Иматры. Пережидаем легкий дождь под деревом около «государственного отеля» и едем перекусить в пиццерию (она же – кебаб) в самый центр города. Велосипеды не пристегиваем – их отлично видно изнутри, да и не заметно, чтобы кто-то пристегивал. Делаем заказ и садимся за бесплатные салаты и кофе. Финны все поголовно пьют охлажденную воду из графинчиков. Минут через пятнадцать – хихикаем, уж не пекут ли пиццу на заказ – Маша уже готова сказать, что наелась. Наконец, – действительно пекут прямо в пиццерии – нам приносят три огромных блюда по 40 см в диаметре. Съев по половине, думаем, что делать с остальным. Тем временем, я направился в книжный и купил пару карт. Теперь велосипедные карты, те, что раньше назывались «Fillari GT», стали называться «Pyöräily GT» – те же пять двусторонних листов двухкилометрового масштаба плюс двухсторонний четырехкилометровый лист с Лапландией, но добавлена информация для пеших туристов и водников. Все по 16 евро. Маша сходила в музыкальный поискать варган. Вернулись, осилили остатки пиццы. Ощущения приятные, все очень вкусно.

Фотографируем пороги и едем по набережной, по насыпи которой на север идет велодорожка. Проезжаем мимо музея-фермы и перебираемся на другой берег Вуоксы по автомобильно-железнодорожному мосту. Велодорожками выезжаем из Иматры вдоль шоссе номер 6 до поворота на Похья-Ланкила (Pohja-Lankila). После Ланкила начинаются знакомые места: здесь я уже ездил весной. Останавливаемся искупаться, попить пива и подкрепиться на каком-то оборудованном пляже: беседка с печкой для гриля, туалет, раздевалка, скамейки, качели, пристань. И ни одного человека.

На этот раз не пропускаю поворот 14-го веломаршрута на Старую Выборгскую дорогу (Vanha Viipurintie), которая оказывается идеально выровненным и укатанным грейдером. Вскоре появляются дома, от простых деревенских (не перекошенных изб, каких полно у нас в любой деревне, а нормальных, обшитых досками, покрашенных) до роскошных коттеджей где-то начала-середины 20-го века, нередко с резьбой – все же мы почти в Карелии. Что-то подобное нередко можно встретить у нас в районе Солнечного – Репино – Комарово – Зеленогорска, только в худшем состоянии. Кстати, старых бревенчатых зданий почти не осталось, а те, что есть, находятся в хорошем состоянии. Видимо, у финнов принято разбирать захиревшие постройки, а не ждать, пока те рухнут сами. Веломаршрут проложен очень интересно, только успевай вертеть головой.

Въезжаем в Пункахарью (Punkaharju). В центре городка заходим в универсам купить продуктов к ужину. Я остаюсь с велосипедами. Около 22 часов, за спиной сотня километров, поэтому, проехав мост за Пункахарью и свернув на то шоссе, что идет по косе, тут же делаем левый поворот в горку, обратно к городку, но уже за железной дорогой. Метров через сто справа находим отличную стоянку на берегу. Всего в пятидесяти метрах от шоссе, но за грядой, которая сильно гасит шум машин.

День второй

Отоспались, неспешно собрались. В отличие от мая, на косе, по которой идет дорога, на каждой площадке стоит по машине с прицепом-дачей. В конце косы – музей леса Лусто (Lusto). Делаем круг по нему, спорим о разных деревьях. Т. к. подписи только на финском и английском, не всегда понятно, о чем речь: какое-то дерево заявлено как одна из разновидностей ели на одном языке и сосны на другом.

К середине дня приезжаем в Савонлинну (Savonlinna). Подъезжаем к замку Олавинлинна (Olavinlinna) с ближнего берега, потом по разводному поворотному железнодорожному мосту перебираемся в центр. Снова обедаем в пиццерии. На этот раз заказываем на всех одну большую пиццу, которая съедается легко и непринужденно. Какой-то финн внимательно разглядывает наши велосипеды, но так ничего и не говорит. Заглядываем в веломагазин на Олавинкату. Цены довольно высокие. В зале порядка 40 велосипедов: Merida, Felt, еще пара местных брендов: Helkama, Nopsa – в основном горные и ситибайки, гибридов минимум. Запчастей мало, аксессуары есть.

Катаемся по городу. Замок, в котором в июле проходит оперный фестиваль, закрывается рано, внутрь не успеваем. Гуляем рядом. Маша заезжает в InterSport купить очки, но покупает спальник. Пытаемся заехать на острова, посмотреть на какой-то местный веломаршрут, но там открыт Летний Театр, вход платный, так что ретируемся.

Берем курс на Керимяки (Kerimäki), где располагается самая большая в мире деревянная церковь. Особого впечатления она не произвела. Выезжаем из Керимяки на восток, думаем заночевать на косе на пляже, но он очень открытый, и висит табличка «no camping». Проезжаем дальше по косе, но там все застроено, приходится разворачиваться. В итоге останавливаемся на площадке для отдыха около Уля-Куона (Ylä-Kuona). Интересно, что площадка представляет собой не голое заасфальтированное пространство, как это бывает у нас, а 2-3 подъезда к озеру с маленькими гравийными полянками, беседкой, скамейкой, местом для костра. На одной полянке уже стоит машина и палатка, мы едем на другую. Время к полуночи, уже темнеет, встречаем закат за ужином. Маша решает спать на свежем воздухе. Не смотря на планы ехать по 70 в день, уже второй день получается по сотне.

День третий

С утра едем мимо огромной вышки сотовой связи и телеретранслятора. Прокалываюсь. Потом по шоссе 474 относительно безынтересно доезжаем до серии мостов через пролив между озерами, с большой высоты которых открываются красивые виды. Сразу за ними в Савонранте (Savonranta) перекусываем в прибрежном кафе. После почему-то выезжаем из поселка по основному шоссе, а не улицам поселка, поэтому пропускаем местные церковь и музей. Зато, заглядываем в мельничный музей в Сяймен (Säimen). Немного дальше купаемся на озере и сворачиваем на небольшое шоссе в сторону Липери (Liperi), асфальт на котором вскоре превращается в приличный грейдер с приличными горками. На полпути прокалывается Маша. При осмотре покрышки выясняется, что борта порядком протерты, местами уже до дыр: накачиваем не сильно.

В Липери, известному по «За спичками» Майю Лассила, приехали уже к вечеру. Соблазнившись запахом бани хотели даже найти какой-нибудь кемпинг, но сразу не нашли и раздумали. Покрутились вокруг кирхи, заехали в магазин за продуктами и, воспользовавшись наличием отдела «alko», прихватили пива Guinness и, на пробу, бутылку легендарной финской водки на клюкве Koskenkorva. То ли это была смесь, то ли еще что, но по спиртуозности (~23%) и обилию сахара она скорее приближается к нашей клюквенной настойке, разве что менее сладкая. Гиннес же оказался сказкой – совсем не чета тому, что продается в России, в противовес Lapin Kulta, разницы в котором в России и Финляндии замечено не было, т. к. варится оно в Финляндии.

Заночевать, было, собрались в лесу в районе оз. Куоринка (Kuorinka), но место не приглянулось. Решили заглянуть на место для отдыха на его северной оконечности, но там шоссе проходит по самому берегу. Через какой-то кемпинг пробрались на берег оз. Вийниярви (Viinijärvi), где отлично посидели на берегу и попалили костер в сложенном из камней очаге дровами из стоящего рядом пластикового короба. Дневной пробег, как всегда, зашкалил за сотню.

День четвертый

Снова выехали на шоссе 17 и по велодорожкам вдоль него двинулись к Йоэнсуу (Joensuu). Ни в автомузей, ни в музей укреплений на Салпалинии (Bunkkerimuseo) не заезжали. Въехав в город через коттеджный поселок и мимо местного университета, свернули к кирхе на южной оконечности Церковной улицы (Kirkkonkatu). Красивое сооружение на пригорке в окружении деревьев и цветов. Бросив велосипеды на велостоянке, зашли внутрь и минут десять слушали орган. Кстати, статус города Йоэнсуу обрел в 1848 году благодаря Николаю I, когда Финляндия входила в состав Российской Империи, как Великое Княжество Финляндское.

Поколесили по городу, купили и поставили Маше покрышку взамен протертой, перекусили в кебабе, снова поехали крутиться по городу. День выходной, на рыночной площади народ гуляет между редко стоящими торговыми лотками, на которых продаются лишь фрукты, овощи, ягоды да всевозможная закуска: жареная рыба, пирожки и пр., глазеет на сцену, где проходит самодеятельный концерт. Проехались по «Mountain bike route», который оказался совсем плоским – не горным.

Через полдня катания по городу, который произвел более чем приятное впечатление, Маша заявила, что страшно хочет в сауну. Поехали на пристань, где видели несколько саун, но женские и мужские часы в них совпадают, а ждать больше часа не охота. На карте нашли аквапарк, но он оказался закрыт в середине лета. Заехали в соседний кемпинг и, о чудо, договорились о посещении сауны за 10 или 12 евро в час. Отлично попарились и попили пива. После вторично посетили пиццерию и ввечеру выдвинулись из города.

До поворота на Кийхтелюсваара (Kiihtelysvaara) проехали по велодорожке, а далее по 74-му веломаршруту. Начались конкретные горки. Пожалуй, единственный раз за всю поездку, здесь нам дважды попались «настоящие велосипедисты» – то ли спортсмены, то ли просто активные катающиеся велосипедисты. По крайней мере, в велоформе, на хороших велосипедах, едущие с приличной скоростью. Велотуристов с рюкзаками, кстати, так ни разу и не встретили. В основном местные, ездящие по делам по городу или ближайшим пригородам, чаще на сити-байках. Вообще, основной контингент велодорожек – роллеры с лыжными палками, рассекающие коньковым ходом – страна-то лыжная.

Асфальт перешел в грунт с парой очень конкретных торчков. На полпути заглянули на озеро Каллиоярви (Kalliojärvi) с красивым скалистым берегом. В Кийхтелюс приехали уже на закате, сфотографировали кирху и поехали по 71-му веломаршруту. Место для стоянки присмотрели на берегу озера, километрах в шести за Кийхтелюсом на узенькой косе. Это единственное место, где нас донимали комары.

День пятый

Последний день похода начался с посещения обзорной вышки на горе Хюупиа (Hyypiä). В деревянной будке наверху вышки оказались запертыми, видимо упавшей крышкой входного люка, несколько птичек, которые и были выпущены. Кругом открывались обалденные виды – на фото подобные кадры всегда выходят много хуже, чем вид в действительности. Спустившись, сделали запись в журнале посещений – все как у нас.

К середине дня добрались до Тохмаярви (Tohmajärvi). Пожалуй, единственный городок, произведший не очень приятное впечатление: есть полуразрушенные дома, местами лежит какой-то мусор, велосипеды, в отличие от других районов Финляндии, все поголовно пристегивают на замок. Сказывается близость России и погранперехода.

Решили последний раз перекусить в кафе. Это оказалось единственное место среди посещенных, где с английским у персонала было не то чтобы плохо, а просто никак. Объяснялись на пальцах. В какой-то момент помог человек, заговоривший на чистом русском. Потом он подсел за соседний стол поговорить: насколько я понял, он – карел, репатриировавшийся с семьей в Финляндию из Петрозаводска лет десять назад.

Перед выездом купил в магазине по паре бутылок нескольких сортов местного пива: Karjala, Olvi, Kevyt, Koff. Баночное пиво почему-то продается исключительно упаковками по 6-12 штук. Еще час и мы проезжаем границу. Машин почти нет, все формальности с обеих сторон вместе с переездами заняли от силы минут десять. После границы сразу напрочь исчезли дорожные знаки, указатели, разметка. Качество асфальта ухудшилось, но умеренно – дорогу на Сортавалу лет семь назад перестраивали те же финны.

До Рускеалы ехали в стиле «побыстрее бы доехать», зацепиться глазом было как-то абсолютно не за что. Заехали на «окультуренные» мраморные карьеры, объехали вокруг и решили перебраться на водопады на Тохме, текущей из района посещенного днем Тохмаярви. Поотмокали в водопаде, правда, температура воды не позволяла делать это долго. Испробовали все привезенное пиво. Что интересно, с четырех-пятиградусного финского пива фактически не пьянеешь: просто очень приятный вкус и после полутора литров лишь приятная легкость в теле.

Съездив в рускеальский магазин за добавкой к ужину, перебрались к плотине старой финской ГЭС ниже по течению. До утреннего пятичасового поезда из Сортавалы в Кузнечное еще около семи часов, а ехать всего 30 км. Сидим, жгем костер, которого так не хватало в Финляндии, ужинаем, и тут на полянку въезжает все семейство Павлюков, которые катались по горам Петсеваара и снимали КП с проходившей неделей ранее приключенческой гонки Nike. Как выяснилось, с утра они пересекались с компанией 3Sracers. Павлюки никуда не торопятся и ставят палатку, а мы пару часов дремлем на пенках, т. к. в третьем часу ночи уже нужно выдвигаться к Сортавале.

За час до поезда неспешно подкатываем к вокзалу. Минут через пятнадцать туда же является и компания 3S во главе с Димой Флеровым. День встреч питерских велотуристов в Карелии какой-то.

Кстати, ссылка на отчет о походе Сергея Самойлова с сыном, который проходил примерно по тем же местам Финляндии за три года до нашего.

Да, за пять дней пребывания в Финляндии с незначительным количеством продуктов из дома, ежедневным обедом в кафе, покупкой овощей, сыра, колбасы, йогуртов и пива было потрачено около 70-80 евро на каждого. Если взять больше круп и обходиться без пива, расходы легко можно уменьшить вдвое.

Copyright © Андрей Григорьев, 2000-2017