Велосипед - AGbike

»  

ВыборТехникаFAQОбзорыСсылкиПоездкиФотоРазноеФорумИнтернет-магазин ПоискКонтакты
Главная » Велосипедные поездки »

Белореченск - Гуамка - пер. Грачевский - Лазаревское

Павел Шевкун

2005

Белореченск – Хаджох – Мезмай – Гуамка – Отдаленный – пер. Грачевский – Марьино – Лазаревское.

Старт из Ростова-на-Дону. Поездом (Печора – Адлер) прибыл в Белореченск в шесть с небольшим утра. Желающие могут крутить педали отсюда, но я, дабы скоротать ничем не примечательную дорогу до Хаджоха, предпочел проехаться на электричке (Белореченская – Хаджох, отправление в 7-10).

Считаю необходимым вкратце указать, что кроме велосипеда (GF Tarpon) из вещей имел лишь 30-литровый рюкзак, в котором находились спальник, клеенка, пара теплых вещей, котелок и сухомятка. Велосипедные принадлежности и мелкие вещи уместились в нарамной сумке (3 литра объема). Зная прогноз погоды на неделю, не предвещавший дождя, я пренебрег карриматом и прочими «излишествами», т.к. эти вещи потребовали бы установки багажника, что существенно снизило бы темп передвижения.

Асфальтовая дорога на Лаго-Наки с разной степенью крутости идет все время в гору. Где-то на 20-м километре есть родник слева от дороги, он помечен на карте (карта Краснодарского края и Адыгеи 1:200000). В этом же районе около дорожного знака с изображением коровы, если съехать с асфальта влево 100 м. есть прекрасное место для отдыха – площадка-уступ над обрывом с видом на долину реки Белой.

Через 3-4 км после родника будет указатель на приют «пещера Нежная». От этого места не более километра до поворота направо, на Мезмай. Хороший ориентир – три тесно растущих пихты на повороте. Далее каменистая дорога (скальник) идет все время вниз вплоть до Мезмая, около 15 км.

При въезде в Мезмай следует найти узкоколейную железную дорогу, которая уже не действует, но рельсы будут прекрасным ориентиром при дальнейшем пути по направлению к Гуамке. Поначалу придется переставлять велосипед с одной стороны рельсов на другую. А через пару километров к моменту начала Гуамского ущелья тропа справа от рельсов, достаточно широкая, лишь иногда весьма близкая к обрыву, внизу которого бушует река. Ущелье очень красивое, немало пешеходов. Дорога петляет по ущелью, порой проходя под козырьком скал. Везде свежевыкрашенные мусорные урны. Пожалуй, на всем маршруте это самый примечательный участок, приятное место.

В Гуамке лучше спросить у местных дорогу на хутор Армянский (или на Черниговское). Объяснить словами сложно, а на карте всех хитросплетений дорог на выезде не обозначено. До Армянского – 8 км по грязной, изобилующей большими лужами и глубокими колеями в грязи дороге. Собственно, до Армянского я немного не доехал, т. к. на развилке, украшенной памятным знаком в честь какой-то лесовальной бригады (среди местных этот памятник весьма метко именуют залупой), повернул налево по пыльной лесовозной дороге. Через пару километров есть хорошее место для отдыха на берегу реки Цицы, рядом с бродом. По дороге беспрерывно до ночи курсируют лесовозы. Дорога почти все время на небольшой подъем. До Отдаленного (среди местных его называют не иначе как Шпалорез) около 25 км. В нескольких местах открываются виды на окрестные возвышенности. В Шпалорезе функционирует продуктовый магазин, правда с незапланированными перерывами (типа: «ушла на базу»). Дорогу на перевал Грачевский лучше спросить у местных, ибо в лесу нарезано несколько ответвляющихся лесовозных дорог, кончающихся тупиком, впрочем, водители лесовозов весьма охочи на помощь. Многие из них предлагали погрузить велосипед и довезти практически до самого перевала. Пожалуй, это один из альтернативных вариантов скосить мало чем примечательный уча-сток пути. Есть и другая возможность облегчить себе жизнь – из Гуамки доехать до Черниговского. Оттуда – по словам местных – до Шпалореза дважды в день (в 7-00 и 19-00) курсирует дрезина. Однако, её вместительность для велосипедов мне неизвестна.

От Шпалореза до подножья перевала 12 км, по пути есть места, где можно пополнить запасы воды. Поворот на перевал ничем не обозначен, единственный ориентир – это то, что круто поворачивает налево основная дорога, а путь на перевал идет прямо и круто вверх. Это называется волок – дорога, по которой трактор-трелёвочник вытаскивает из леса стволы деревьев. Говорят, что энтузиасты-раллийщики штурмовали этот перевал на УАЗах. Лично я себе такой УАЗ не представляю. От подножья перевала до верхней точки 2-3 км, все время подъем, крутой, порой до 40-45 градусов, особенно первый километр. Есть несколько ответвлений дороги, но я по логике выбирал самую крутую. Приходилось отдыхать через каждые 100 метров. Мой велокомпьютер такую маленькую скорость принимал за неподвижное состояние, поэтому поначалу я не понимал, почему я иду, а он, собака, не считает метры!

Перевал открывается неожиданно, и в этот момент важно на радостях не пойти по ложному пути, т. е. прямо. Если пойти прямо, оставив слева возвышенность, на которой стоит памятный знак, то через пару километров можно выйти к балагану армяна-пастуха, а он не особо рад принимать гостей. Я, конечно же, поехал по направлению к балагану, но удачно встретил на полпути этого самого пастуха, который и объяснил, что спуск начинается сразу после того, как поднимешься из леса и выйдешь на поляну. То есть, как только увидишь памятный знак на горе, сле-дует повернуть налево, оставив возвышенность справа.

Спуск каменистый крутой, дальше грязный с большими лужами, которые не объедешь, а при попытке ехать по краю лужи колёса погружаются в вязкую жижу. Смазка цепи чудесным образом уходит через 10-15 км. Значительно «похудели» тормозные колодки. Пожалуй, следует начинать спуск не позднее 16-00, т. к. места, подходящие для ночлега находятся уже ближе к Марьино, первом жилом месте после перевала. До Марьино от перевала километров двадцать. Вторая половина этого пути изобилует бродами, порой выше колена. Приходилось поднимать велосипед на руки, дабы не искупать втулки и каретку. Здесь я в который раз с благодарностью вспомнил свое стремление к легкости экипировки. Представляю, как бы я таскал багажник со «штанами». Штурмовал реку я раз семь. Может, больше. Сбился со счету, т. к. был уже обессилен, ибо начал спуск в 18-00. В 21-00 уже в глубоких сумерках я въехал в Марьино.

О, это чудо – после изматывающей гонки за уходящим солнцем, после неизвестности и треволнений, после вынужденных «купаний» в реке неожиданно из-за поворота выехать к этакому оазису – кафе «У горца». И ужин из четырех вкуснейших блюд за 318 рублей показался мне заслуженной наградой за Мой Подвиг. После такого неожиданной трапезы даже перспектива заночевать в прибрежном чапаррале меня не пугала. По данным местных «языков», в Марьино отсутствовали туристические базы, постоялые дворы, почтовые станции и прочие места для комфортного ночлега. Поэтому я вернулся полкилометра назад и заночевал на берегу реки.

Дальнейшая дорога до Лазаревского без особенностей, спуски чередуются с подъемами, мне показалось в соотношении 50:50, возможно, из-за того, что я ожидал только спуск.

Буду рад, если мой отчёт подвигнет кого-то на тур и поможет ему в этом.

Да пребудет с вами сила!

Павел.

Copyright © Андрей Григорьев, 2000-2017