Велосипед - AGbike

»  

ВыборТехникаFAQОбзорыСсылкиПоездкиФотоРазноеФорумИнтернет-магазин ПоискКонтакты
Главная » Велосипедные поездки »

Большие Скалы на Ястребином озере

29-30 июня 2002.

Лосево (Kiviniemi) - Мельниково (Räisäalä) - Севастьяново (Kaukola) - Большие Скалы (Ятребиное оз.) - Севастьяново - Маслово - Бородинское - Каменногорск (Antrea) - Выборг (Viipuri). Около 190 км.

Узнав, что Ыфт на Ганнибаловку не едет по причине отсутствия достаточного количества здоровья, срочно стал прикидывать, куда бы съездить. Но так как утро уже было в самом разгаре, думать о том, чтобы присоединиться к кому-либо было поздновато, и я решил прокатиться в Лосево, посмотреть на водный фестиваль, проходивший там в эти выходные. Ехать своим ходом по хорошо известному шоссе не хотелось, и в Лосево в надежде увидеть там знакомых я приехал на электричке.

Посмотрев проход нескольких байдарочников, каякеров и каноистов (канойщиков или как их там еще?) и не найдя никого, кроме Юры Вольфа и компании, которые не могли определенно сказать куда же они едут, решил один прокатиться посмотреть на Тиверское городище и окрестности Васильево - Мельниково. Другая мысль, случайно залетевшая в мою голову и не дававшая покоя: посетить знакомых скалолазов на Ястребином озере, не противоречила первой.

Покатавшись еще немного по берегу и купив продуктов, направился в сторону Саперного, взглянув одним глазом на весьма обширную ярмарку спортивного снаряжения, продававшегося питерскими магазинами. Машин на шоссе не так много, но в Лосево они образовали небольшую пробку: гаишники усиленно разгоняли толпы гуляющих и пытались регулировать движение. Вскоре проскочил небольшую деревянную церквушку на холме и через полкилометра свернул налево, на достаточно пустынную дорогу с асфальтом посредственного качества. Южный ветер подгонял меня и через небольшое время я был уже у моста через Вуоксу в самом высоком месте ее "течения" в этих краях: когда-то уровень воды здесь был на несколько метров выше. Несколько лет назад я неоднократно перетаскивал байдарку через три Тиверских волока: любимое развлечение всех идущих на лодках и байдарках по маршруту Лосево - Приозерск. Собственно избежать его и нельзя. За последние годы на шоссе появился бетонный мост, взамен деревянного, и хороший асфальт. На его фоне холм самого городища почти не виден: стены осыпались, лишь кое-где видна кладка. Раскопки, проводившиеся в восьмидесятых годах, тоже сделали свое дело. Так, одна из немногих самых северных Новгородских крепостей, не помню какого века, почти исчезла с лица земли.

Еще пара километров и я уже в Васильево. На въезде в поселок свернул направо и, выехав на сосновый берег Вуоксы, выкупался в прохладной воде. На выезде из Васильево - указатель на новый храм Андрея Первозванного на Вуоксе. Около сотни метров по дорога, прорезанной в песчаной озе, и взгляду открывается забавная деревянная церквушка, стоящая на скале в озере в 20-30 метрах от берега. Перевезти велосипед к ней не представлялось возможным, а оставлять без присмотра не хотелось, поэтому от ее посещения я отказался и, вернувшись на шоссе, продолжил путь на Мельниково. Здесь, около выезда на шоссе Каменногорск - Приозерск, стоит памятный камень. На этом месте находилась усадьба, в которой родился и прожил большую часть жизни Теодор Швиндт (Theodor Schvindt), известный исследователь Карельской и Финской культуры, археолог, основные работы которого были написаны в конце XIX - начале XX веков. Пару статей о нем и его исследованиях можно почитать на сайте Areaguide.

Подъехал к центру поселка: знакомые магазины, в которых несколько раз запасались провизией в байдарочных походах по Вуоксе, знакомое шоссе, по которому год назад проезжали с Лаушкиными, Таней Масловой и Катей Поляковой поливаемые дождем во время похода Выборг - Градуевские озера - Каменногорск - Мюллюпелто. Целый ворох воспоминаний... Рядом с магазинами группа велотуристов фотографирует новую церковь. Заговариваю с девушкой. Они - Туляки, едут из Петербурга в Карелию, причем уже четвертый день - под Выборгом их не пропустили пограничники, пришлось сделать большой крюк. Запасаюсь продуктами, ведь в случае, если я не найду знакомых на Ястребином озере и не успею на последнюю электричку в Кузнечное, придется всю ночь кататься: с собой лишь свитер и ветровка. Еду в сторону Кузнечного и тут же натыкаюсь на старую кирху в удивительно хорошем состоянии, по-видимому, она даже действует по праздникам. Из всех пяти сохранившихся кирх этого района, эта - в лучшем состоянии. Сожалею, что оказался без фотоаппарата.

На выезде из поселка асфальт кончается, дальше грейдер приличного качества. После дождя пыли нет, "стиральной доски", к счастью, тоже немного. Несколько небольших отворотов в разные стороны. Вскоре нагоняю трактор, везущий телегу швырка. Какое-то время еду сзади - обгонять впритирку не хочется, боюсь, что какой-нибудь чурбан может вывалиться из телеги, но на очередном повороте я его "делаю" и укатываю вперед. А вот и снова знакомые места: здесь мы ездили в прошлом году с Таней. Пролетаю Степанянское и Севастьяново, вскоре поворот налево. Поначалу, грейдер просто идеального качества - ровная, твердая и сухая, почти как асфальт, но после Узлового озера она постепенно портится, и вскоре я уже еду слалом вокруг луж. На горе перед Ильменйоки стоит несколько машин. Крутой сильно разбитый спуск, мост через реку из бревен, накиданных на продольные лаги: бревнышки буквально раскатываются из-под колес. Еще пять минут и впереди сквозь лес маячит вода. На полянке еще 5-6 легковых машин: не все испугались последних пары километров дороги. Среди них и та Audi, на которой приехали знакомые. Проблема одна: из них я гарантированно знаю лишь Таню, остальных знаю или плохо, или никак.

По левому берегу мест для стоянок мало, поэтому двигаюсь к правому и по тропинке проезжаю до родника. Дальше лезу с велосипедом на Парнас, проходя пару палаток: не те. На самой вершине часы показывают около шести вечера, а одометр символично отображает цифру 77.7. Ой, неспроста все это! Радует, что как-то подозрительно мало людей на озере, в предыдущие мои приезды бывало много больше. Ах да, все ведь на фестивале на Лосевских порогах. После перекуса иду дальше вдоль скал за их вершинами и через некоторое время все же нахожу знакомых.

Оказывается, они сами долго ездили кругами и приехали лишь пару часов назад. Почти все берут обвязку и веревки и идут лазать к береговым скалам. Я тоже иду с ними: посмотреть. В конце концов, и мне предлагают влезть по почти отвесной скале, со страховкой, естественно. Я по таким стенкам никогда не лазал. Надеваю обвязку и скальные туфли. Туфли размера на 2-3 меньше ноги, поэтому уже после минуты пребывания в них пальцы сводит. Приходится снять туфли и лезть в кроссовках. Как раз в это время чуть-чуть покапал дождик, и камни стали скользковатыми. Сорвавшись раз и почти сорвавшись еще пару раз, наконец влезаю на 10-12-метровую скалу. Ур-р-ра!!! Было очень интересно попробовать, правда, отчетливо понимаю, что без страховки я бы никогда не полез сюда. Альпинизм - не моя стихия.

После небольшого ужина все идут играть в футбол, но два ближайших поля заняты. Бегаем по лесной полянке, спотыкаясь о корни: я, наконец, дорвал-таки свои кроссовки. Часа через два, когда уже опускаются сумерки, после неопределенного количества забитых голов, идем купаться. Вода кажется теплой и сильно парит. А может быть, это мы так раскочегарились, что кипятим воду своими телами. Возвращаемся в лагерь и около часа собираем дрова: на берегу Ястребиного их уже давно нет, приходится носить за полкилометра, где в сумерках ломаем сухие еловые ветки. В половине третьего ночи садимся отмечать день рождения Тимофея, одного из присутствующих. Постепенно начинает светать, хотя, полной темноты и не было. Как-то так вышло, что в этом году это моя первая белая ночь. Часа в три я "срубаюсь" и иду спать, слыша сквозь сон затихающие в ночи песни.

Просыпаюсь, конечно, очень поздно, как и все. Все завтракают, и часть людей уезжает, а часть остается. У меня свои планы. Выезжаю с Ястребиного около двенадцати и еще час еду 15 км до пересечения с шоссе на Кузнечное. До него от перекрестка 11 км, но мне туда не хочется, и я поворачиваю в другую сторону, к Выборгу. Снова Севастьяново с его некрасивой кирхой, а дальше прошлогодняя дорога через Шушино на Маслово вдоль Заветных озер. На этот раз дорога гораздо грязнее, чем в прошлом году, в начале много луж, в одной из которых я заливаю кроссовки грязной водой. После базы дорога идет вброд по краю небольшого озерца, глубина до 20 см, в прошлом году, помнится, здесь тоже почти не было воды.

За Маслово выезжаю на асфальт, в другую сторону идет грейдер, и достаточно быстро добираюсь до Бородинского. Поворачиваю налево, и сильный юго-западный ветер гасит скорость до 18-22 км/ч, теперь до самого Выборга придется с ним бодаться. За селом асфальт кончается, зато появляется много поворотов и перепадов высот - настоящая карельская дорога. А вот и Зеркальное озеро, на котором мы ночевали в том году. Через час я уже в Каменногорске, где, закупив продуктов, подкрепляюсь на фундаменте местной разрушенной кирхи. За последний год в Перевозном построили новый мост через Вуоксу - старый узкий Семафорный мост остался как пешеходный. Дальнейшая дорога и вовсе скучна - ничего интересного по сторонам, еду против ветра.

И если в Березово под Кузнечным погранпост, наконец, снят, то на Краснохолмском озере под Выборгом трясут всех подряд и сильно - на выезде все спокойно, а на въезде стоит целая очередь. Еще несколько километров и я в Выборге - с утра пройдено почти 110 км. Жду электричку минут сорок в скверике за вокзалом.

Последнее обновление 3 июля 2002.

Copyright © Андрей Григорьев, 2000-2017