AGbike
(812) 989-44-99
Главная » Велосипедная техника »

Внутреннее переключение передач (многоскоростные планетарные втулки)

Андрей Григорьев

В настоящее время большая часть велосипедов оборудована многоскоростными трансмиссиями. Существует два принципиально различных типа механизмов переключения передач, используемых на велосипедах: внешнего и внутреннего переключения передач. Различия заключаются в расположении деталей механизма, которые могут находиться снаружи или внутри задней втулки велосипеда. Узлы внешнего переключения передач вполне привычны для нас. Это блоки ведущих и ведомых звездочек, цепь и переключатели передач, перекидывающих цепь между звездочками с разным количеством зубьев. В этой же статье речь пойдет о механизмах внутреннего переключения передач – internal gears hub, то есть многоскоростных втулках с планетарным механизмом, спрятанным внутри, и лишь оной цепной звездочкой.

Многоскоростная планетарная втулка

Внутреннее переключение передач намного старше внешнего. Пионером в области создания многоскоростных втулок стала английская компания Sturmey-Archer (несколько лет назад она была куплена тайваньской корпорацией SunRace). Первые 2- и 3-скоростные втулки Sturmey-Archer выпустила в 1902 году. В настоящее время выпускаются 3-, 5-, 8-скоростные втулки. Всего на несколько лет отстала немецкая компания Sachs (ныне велосипедное производство продано компании SRAM), выпустившая подобные втулки в 1904 году. Сейчас в производстве находятся 3-, 5-, 7-скоростные втулки (SRAM Spectro). Третий крупный производитель подобной техники – корпорация Shimano с 3-, 7- и 8-скоростными втулками серии Nexus.

Максимальное количество передач, которое достигнуто во втулках с внутренним переключением передач, насколько мне известно – 14 во втулках Speedhub 500/14 фирмы Rohloff. При этом общий диапазон втулки составляет около 600% – показатель хорошего горного велосипеда.

Многоскоростные планетарные втулки часто комбинируются с роллерными или барабанными втулочными тормозами, но есть модификации и без тормозов, рассчитанные на использование с ободными тормозами. У Rohloff есть даже модификация для дисковых тормозов.

Еще один интересный факт – возможность замены цепного привода карданным, что возможно только для односкоростных велосипедов или велосипедов с планетарной втулкой. Несколько компаний уже производят байки с такими, фактически полностью закрытыми и необслуживаемыми, трансмиссиями. Правда, широкого применения они пока не получили.

Преимущества

К преимуществам планетарных втулок можно отнести следующие их свойства:

Недостатки

Втулка SRAM DualDrive

Комбинированный привод

Американская компания SRAM помимо оборудования внешнего переключения передач (группы 3.0-X.0 для горных велосипедов) и внутреннего (группы Spectro S7, P5, T3 для городских) выпускает и комбинированные приводы. SRAM DualDrive сочетает в себе внутренний и внешний приводы. Суть его состоит в том, что с трехскоростной планетарной втулкой комбинируется 8- или 9-скоростная кассета и обычный задний переключатель передач. Вся система управляется одной рукой при помощи комбинированной манетки: вращающаяся ручка (gripshift) управляет внешним переключением, а дополнительный рычаг внутренним. В 2006 году подобная система появилась и у Shimano – Nexave Intego.

Область применения

Манетка SRAM DualDrive

Многоскоростные втулки с внутренним переключением передач сейчас используются исключительно на городских (прогулочных) велосипедах, где не так важен малый вес, низкие потери и надежность привода при интенсивных нагрузках, но желательно простое и редкое обслуживание велосипеда. В Европе планетарные втулки очень популярны, так как велосипеды там активно используются, как транспортные средства для ежедневных поездок. В России количество велосипедов, оборудованных планетарными втулками очень незначительно. Сказывается высокая цена, невозможность ремонта в домашних условиях и даже во многих мастерских и, конечно же, нацеленность многих велосипедистов на модный ныне горный велосипед. Тем не менее, компания Rohloff позиционирует свою четырнадцатискоростную втулку Speedhub 500/14, как альтернатвный вариант трансмиссии для спортивных кросскантрийных велосипедов.

Последнее обновление 30 августа 2006.

Андрей Григорьев © 2000-2024