AGbike
(812) 989-44-99
Главная » Велосипедная техника »

Перевозка груза на велосипеде: велосипедные сумки и рюкзаки

Андрей Григорьев

Вы купили велосипед и планируете на нем поездки на работу, на прогулки в парк, за город или в длительные путешествия. Почти в любом случае вам понадобится брать с собой какие-то вещи. Как минимум, ключи, кошелек и телефон. На более длительной прогулке к этому может добавиться куртка, бутерброды, термос, фотоаппарат, ремнабор. В многодневном путешествии количество снаряжения окажется существенно больше. Какие же возможны способы перевозки груза на велосипеде?

Стоит сразу упомянуть, что часть чисто велосипедных аксессуаров типа фляжки и насоса обычно имеют собственные держатели, а вот все прочее придется где-то размещать. По количеству вещей, их объему и весу выбирается и способ транспортировки.

Варианты по объему

Ключи, кошелек и мобильник отлично размещаются по карманам одежды. Если карманов мало, их легко заменяет или дополняет поясная сумочка объемом порядка литра-двух, одеваемая задом наперед: сумка на пояснице, пряжка на животе, так она не будет мешать при педалировании. В случае небольшого количества дополнительных вещей, тарой могут служить подседельные, подрамные и нарульные сумки. Объем подседельных обычно составляет порядка 1 литра. Туда влезает минимальный ремнабор, запасная камера, что-то еще по мелочи.

Подрамные сумки крепятся внутри главного треугольника рамы и, в зависимости от размера, могут иметь объем от 1-2 до 8 литров. Первые – универсальные, подойдут почти на любой велосипед. Последние занимают весь внутренний периметр рамы и шьются на заказ под конкретный велосипед. Подрамные сумки, по понятным причинам, неприменимы на велосипедах с низкими (женскими) рамами.

Сумки на руль объемом 4-6 литров обычно используются в качестве кофра для зеркальных фотоаппаратов и прочих мелочей, которые должны быть всегда под рукой, а также в качестве планшета для карты. Они не всегда хорошо стыкуются с оборудованием на руле велосипеда: тросиками тормозов и переключателей передач, фарами.

Если вы планируете поездки на весь день или более, то таких небольших объемов вам, скорее всего, уже не хватит и потребуется обзавестись велосипедным рюкзаком. И вот здесь кроется некоторый подвох: велорюкзаком может называться как заплечный рюкзак, оптимизированный для велосипеда (а в общем случае и любой), так и велорюкзак на багажник, не имеющий ничего общего с заплечным.

Заплечные велосипедные рюкзаки существуют объемом от 5-6 литров до примерно 30. Первые рассчитаны на спортсменов: в них влезает лишь гидропак (есть система его подвески и проводки питьевой трубки) и присутствует небольшой дополнительный объем. Рюкзака в 20-30 литров достаточно для однодневной поездки: ремнабор, куртка, бутерброды и термос поместятся легко. От обычных отличаются заниженным центром тяжести и объема, сеткой или валиками в спине для лучшей ее вентиляции.

Можно ли ехать в поход с 80-литровым заплечным рюкзаком? Нет! Вес более 5-8 кг сильно снижает комфорт при езде: через час вы почувствуете усталость спины, шеи, пятой точки. Кроме того большой вес на спине (высоко над землей) ощутимо снижает устойчивость велосипеда.

В случае если необходимо везти даже 5-10 кг, уже стоит приобрести багажник. В минимальном варианте можно приобрести багажную сумочку объемом 5-10 литров. Встречаются и багажники с интегрированным жестким кофром того же объема, но они весьма тяжелы. Кроме того, существуют специфические модели подседельных сумок вместимостью до 5-6 л, не требующих багажника, с креплением за салазки седла и подседельный штырь. Главный их плюс – низкий собственный вес, но упаковка таких сумок весьма неудобна.

Если же требуемый объем более 30 литров, то необходим велорюкзак на багажник – «велоштаны» – или комплект багажных сумок. В чем их отличие? В конфигурации. Подробноти чуть ниже.

Для очень большого объема и веса, потребуется грузовой велоприцеп: на него можно нагрузить до 30-40 кг, но нужно понимать, что такой вариант годится лишь для относительно хороших дорог (хотя, в одном нашем походе было исключение). Существуют и грузовые велосипеды, но это громоздкий исключительно городской вариант не для путешествий.

Резюмируя, стоит отметить, что в общем случае, перевозка груза на велосипеде предпочтительнее его перевозки на спине. Небольшое количество вещей можно разместить прямо на велосипеде в различных сумочках и обойтись вообще без багажника. Некоторые туристы, использующие аскетичный набор ультракомпактного снаряжения, ухитряются обходиться набором нарамных сумок и небольшим заплечным рюкзаком даже в походах. В случае больших объемов потребуется багажник (или пара). Для еще большего количества груза нужен прицеп.

Конфигурация велорюкзаков и велосумок

Обычно велорюкзаками называют монообъемную конструкцию П-образной формы, лежащей на полке багажника и свешивающейся справа и слева. Характерные объемы: 45-95 л. Грузоподъемность – 15-30 кг. 50 л обычно достаточно для выезда на пару дней, 70 для потребуется для более длительных путешествий, а 90 для автономных или длительных. Багажные велосумки представляют собой боковые сумки, независимо навешиваемые справа и слева от заднего и переднего багажников. Объем одной секции составляет 15-20 л. Таким образом, остается еще достаточно места на полке заднего багажника и поверх самих сумок, где можно дополнительно закрепить большую гермоупаковку, коврик или палатку.

Преимущества и недостатки

Главным отличием раздельных сумок является возможность их крепления по-отдельности. То есть, выезжая за город на день, можно обойтись одной секцией, на несколько дней, но с ночевкой под крышей – двумя, а в более длительный поход с палаткой – 3-4-5 по необходимости. Обратной стороной медали становится невозможность упаковать в рюкзак крупные вещи. К примеру, палатка с каркасом, кроме, разве что, ультракомпактных моделей, в сумки не поместится – придется крепить сверху отдельно.

Второй недостаток заключается в том, что в случае необходимости преодоления серьезных препятствий: бродов, завалов или посадки в транспорт, обычно требуется снимать рюкзак или тяжелые сумки с велосипеда. Монообъемные рюкзаки часто снабжены заплечными лямками, что позволяет, быстро сняв их с велосипеда и одев на спину, преодолеть препятствие с велосипедом в руках за один проход. С большим количеством багажных сумок так не выйдет.

Третья особенность – необходимость в переднем багажнике для достижения большого объема. Но такой багажник далеко не всегда можно (легко) установить на велосипед.

Отсюда можно заключить, что раздельные сумки лучше подходят для более спокойного стиля путешествий по хорошим дорогам. Большинство путешествующих по Европе пользуются именно такими сумками. Велорюкзаки-штаны гораздо лучше подходят для более внедорожных поездок. Недаром они более популярны в России.

Материалы

Принципиально, сумки и велорюкзаки шьются из двух типов материалов: плетеных тканей типа Кордуры с пропиткой или армированных ПВХ или прорезиненных тканей типа Тезы. Главное их отличие состоит в том, что первые хорошо подходят для шитья, прочны, легки, но обладают посредственной влагозащитой и стойкостью к истиранию. Рюкзаки из Кордуры выдержат брызги или кратковременный моросящий дождик, но под ливнем быстро промокнут. Для защиты от влаги используются либо чехлы, одеваемые на рюкзаки, либо гермоупаковки, вкладываемые внутрь рюкзака. Из таких тканей шьется большая часть сумок и велорюкзаков.

Из тканей типа Тезы клеятся многие багажные велосумки, и некоторые нарамные. В зависимости от способа застегивания могут быть почти или полностью влагонепроницаемым. Но проблема состоит в том, что вес комплекта багажных сумок сравнимого с рюкзаком-штанами из Кордуры объема будет весить раза в два больше. И не только за счет большего веса материала.

Способы крепления

Небольшие нарамные, нарульные и подседельные сумочки обычно крепятся лямками с липучками, которые легко выдерживают незначительный вес. Багажные рюкзаки обычно крепятся стропами с фастексами или пряжками к полке (и стойкам) багажника. Основной вес приходится на сам рюкзак, а стропы лишь удерживают его от сползания. Багажные сумки могут крепиться как стропами, так и специальными крючками-защелками. В обоих случаях вся нагрузка идет на них, что предъявляет повышенные требования к качеству фурнитуры.

Кроме того, большинство европейских сумок имеют жесткую пластину со стороны багажника, обеспечивающую возможность укладки рюкзака как попало. Рюкзаки российского производства могут быть усилены со стороны багажника пенкой, которая становится полужесткой при натяжении под весом или нет. В последнем случае, необходим качественный багажник, чтобы рюкзак не попадал в спицы или его вдумчивая укладка.

В итоге, самый быстрый и удобный способ крепления: защелками, несколько менее быстрый у рюкзака-штанов. Сумки на лямках крепятся дольше всего. Сумки на раму, руль и седло не подразумевают регулярного снятия с велосипеда.

Личный опыт

За то время, что я путешествую на велосипеде, я использовал следующие рюкзаки на багажник: Снаряжение Мираж-80, Снаряжение Мираж-60, ПиК-99 Трек-65, комплект багажных сумок ПиК-99 Трек-70, а также пару вариантов подрамных и багажных сумочек Author, заплечные рюкзаки Author Twister, Tatonka Bike and Hike, Universal Аэро-30, Universal Всегда с Тобой.

О сумках на раму сказать почти нечего: просто и удобно для мелочей. Хотелось бы опробовать подрамную сумку во весь треугольник рамы, но пока что в ней нет необходимости. Багажная сумка Author объемом 7 литров мне не очень понравилась: объем меньше, чем у заплечника: куртка, например, уже не влезает. При этом относительно неудобное крепление к багажнику липучками: ставить-снимать долго, но постоянно елозит, приходится дополнительно притягивать эспандером, что усложняет использование.

Маленький заплечник Universal Всегда с Тобой: 2-3 кг за спиной почти не ощущается, а при отсутствии необходимости всегда можно свернуть рюкзак в маленький кулечек. В случае выездов на весь день использовались заплечники объемом 20-30 л. Author и Tatonka удобно сидят на спине, Universal Аэро-30 очень легок для рюкзака с натяжной спиной. В тоже время, Author оказался не очень износостоек, Tatonka тяжела, а Universal не так удобно сидит на спине потому, что сильно задран вверх к плечам, и это никак не лечится регулировкой лямок.

Велорюкзак Снаряжение Мираж-80 (80 литров) был первым моим велорюкзаком. Куплен еще в 1998 году: сейчас конструкция несколько изменилась. Благодаря встроенной пенке, неплохо сидит на багажнике и не лезет в спицы даже на неправильном багажнике (без «собачьей ноги»), в большие «штанины» влезает существенная часть вещей на одного человека. Целиком я набивал его только в путешествиях с семьей, когда большая часть груза была у меня, а у супруги ребенок в кресле и лишь немного вещей. Из минусов – поскольку верх сделан с тубусом, в полупустом состоянии невозможно утянуть рюкзак так, чтобы пустой верх не парусил на ходу. Без эспандера не обойтись. С другой стороны, за счет тубуса рюкзак почти безразмерный – всегда можно положить что-то еще. Пока рюкзак был новым, практически не промокал, позже потребовались легкие гермы для упаковки критичных вещей. Но в целом, я был очень доволен рюкзаком.

Учитывая обычно полупустой рюкзак, приобрел шестидесятилитровый Снаряжение Мираж-60. К сожалению, в узкие ноги рюкзака помещается много меньше вещей. Таким образом, рюкзак сильно растет в высоту и гораздо хуже сидит на багажнике при полной загрузке. Кроме того, он скроен так, что верхняя часть сужается и доставать из него объемные вещи весьма неудобно. И конструкция оказалась слабее: в районе крепежных строп дыры образовались всего после нескольких походов. Сейчас, вроде бы, конструкция изменилась к лучшему. Для одного человека с обычным снаряжением объема рюкзака вполне хватает.

Сейчас активно пользуюсь рюкзаком ПиК-99 Трек-65. Широкие ноги и широкий плоский верх очень удобны для погрузки. Учитывая небольшую высоту и эффективную систему строп для утяжки лишнего объема, рюкзак хорошо сидит как заполненный, так и полупустой: центр тяжести расположен низко, ничего не парусит. Живуч по швам и материалу. Единственный минус – отсутствие жесткого элемента в ногах: на багажниках без собачьей ноги при неаккуратной укладке рюкзак легко оказывается в спицах заднего колеса. Сейчас есть рюкзаки похожей конструкции фирмы Universal Velo объемом 50, 70 и 95 литров.

Для выезда на два дня с минимумом снаряжения, я пользовался парой боковых сумок от набора ПиК-99 Трек-70. Главное достоинство такой конструкции – возможность брать сумки частями: на 20, 40 или 70 литров. На одного человека с ультракомпактной палаткой и минимумом вещей варианта дважды по 20 литров вполне хватает. Основное неудобство состоит в том, что отдельные сумки, а они мягкие, приходится аккуратно крепить к багажнику. Для упрощения, сумки связывались ремнями между собой, но все равно, крепление к стойкам багажника для них, в отличие от рюкзаков-штанов обязательно.

Наиболее известные производители раздельных и часто непромокаемых багажных сумок – Vaude и Ortlieb. Был период, когда я планировал приобрести пару, но так и не собрался в виду высокой цены, веса и относительно небольшого объема.

Что касается укладки рюкзака. Многие любят привязывать пенки, палатки, а иногда и прочие вещи сранужи. Мне такой подход не нравится. Всегда есть шанс потерять что-нибудь, требуются лишние чехлы для пенок-палаток, иначе они могут стать мокрыми (и грязными) в плохих погодных условиях. Касаемо защиты рюкзака от воды, вариант внешнего чехла менее предпочтителен, с моей точки зрения, защита все равно не полная, зато быстро достать что-то из рюкзака становится проблемой, а фиксирующие резинки норовят намотаться на колесо. Как писал выше, предпочитаю критичные вещи упаковывать в легкие гермы внутри рюкзака. А, например, котелку или топору все равно, промокнет ли он.

Последнее обновление 23 марта 2016.

Андрей Григорьев © 2000-2024