Велосипед - AGbike

»  

ВыборТехникаFAQОбзорыСсылкиПоездкиФотоРазноеФорумИнтернет-магазин ПоискКонтакты
Главная » Обзоры велосипедной техники »

Сравнение систем переключения передач

Журнале BIKE № 12, декабрь 2003. Перевод с немецкого ВелоПаломник.

На международном рынке производителей переключателей передач обострилась конкуренция между известными фирмами, и в первую очередь между Shimano и SRAM. Можно сказать что всё идёт к дуэли. Shimano внедряет Dual Control вместо Rapidfire, а SRAM везде рекламирует Trigger, как альтернативу Rapidfire. А тут ещё в спор вмешивается Suntour. Журнал BIKE все эти системы с точки зрения эргономики и надёжности в работе протестировал...

Исполину всегда приходится отстаивать своё место под солнцем. Почти традиционно эту роль ведущего производителя на мировом рынке систем переключения передач исполняет фирма Shimano. И всё же: всякий раз, когда японцы внедряют нокую систему, со стороны байкеров слышатся не только аплодисменты, но и улюлюкание. Довольно часто отзывы бывают настолько неподобающе критическими, что фирма расстраивается до невозможного. Увы, везде люди, даже и на вершине соответствующей техники и технологии. Например, самая последняя модель рычага Dual Control из современной группы XTR расколола во мнениях не только байкеров. Некоторые производители велосипедов были вынуждены отказаться от новой модели, например, фирма Specialized. Дело в том, что Dual Control совмещается только со старой системой XTR переключения. «Новую Invers-систему мы считаем эргономическим несчастьем»,- говорит Stefan Goetz – шеф Specialized по Европе. И это невзирая на то, что на Dual Control переходит вся Япония. К тому же целую сенсацию породила новая переработанная версия XT под названием LX. В серийное производство она ожидается с 2005 года. Неясно и будущее Rapidfire. Хотя рычаг и остаётся в производстве, но он уже исчерпал свои возможности в дальнейшем совершенствовании, например в вопросе подгонки к новым компонентам. Все эти неясности создали нормальную среду для конкуренции. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в этом году на велоярмарке Eurobike были показаны альтернативные для Shimano системы переключения передач, и в первую очередь это касается фирм SRAM и Suntour.

SRAM уже располагает программой из двух систем переключения. Более известной считается Grip Shift с крутящим рычагом на рукоятке руля. Её пользующаяся популярностью версия ХО привела к тому, что американские изделия впервые взяли и использовали в велогонках противники группы XTR. Сейчас дело пошло ещё дальше: модели Х9 и Х7 открыто противостоят соответственно японским ХТ и LX. И даже более того: Trigger уже переориентирована на переключение передач большим пальцем правой руки, поэтому обращена напрямую к потребителям Rapidfire. Принцип действия похожий, рычаг переводит цепь на более высокую позицию путём нажатия на него большим пальцем. Но дело в том. что у американской фирмы SRAM есть проблема. Заключается она в том, что возник патентный спор с фирмой Shimano и дело в настоящее время рассматривается в международном суде. Поэтому, скажем в Германии, продажа американских переключателей запрещена до специального разрешения. Таковы дела закона. Этим пользуется фирма Shimano, пытающаяся выиграть дело , а если ничего не получится, то затянуть его как можно дольше, не давая конкуренту шансов на массовое изготовление новых систем переключения и рассчитывая на моральное старение. Всё, как обычно.

Suntour – третья фирма этой связки. Во времена становления горного велосипедизма была единственным противником Shimano , но тогда она ничего не могла противопоставить сильному сопернику и была вынуждена уйти в тень. И вот она вновь всплывает из небытия, разработав новую концепцию системы переключения передач, названную ICE (integrated control equipment). По другому её название звучит как «системная интеграция». Ice использует для переключения только правую руку, а левая остаётся свободной для работы с рессорой.

Что же касается сравнения систем в работе, то оно весьма неоднозначное и напряжённое. Одно можно сказать точно: Shimano вынуждена противостоять SRAM и Suntour. Журнал BIKE обращается по этому вопросу к результатам научного тестирования систем, в первую очередь тестирования эргономического, т.е. тестирования на комплексное удобство в использовании (лёгкость и точность переключения, простота в обслуживании и т.д.) На помощь пришёл специалист по биомеханике, доцент высшей спортивной школы в Кёльне Ахим Шмидт (Achim Schmidt). Сам он известный велофан со специализацией на байкерских гонках с многолетним опытом велопрактики, написавший не одну книгу по теме велоспорта. Он сразу же признал наличие дилеммы в этом вопросе: «Заявки на техническое и эргономическое совершенство являются, как правило, взаимоисключающими». Например, концепция Dual Control по-существу является лучшей, но... если технически она весьма прогрессивна, то эргономически слаба. Другими словами. Насколько безукоризненно с технической точки зрения ведёт себя рычаг при переключении передач, настолько он не соответствует анатомическим функциям человеческой руки. И это относится не только к Shimano. Grip Shift постоянно нуждается в контроле за своей деятельностью. А Ice недостаёт точности в переключении. Поэтому не последнюю роль в решении этого вопроса играет то, для какой цели вам нужна система.

И всё же журнал BIKE добился у Ахима Шмидта ответа на вопрос, какая же система в итоге лучше, правда, это ответ частного лица: «Rapidfire остаётся лучшей системой».

А теперь приведём результаты тестирования всех пяти моделей: Dual Control (коротко D), Rapidfire (R), Grip Shift (G), Trigger (T), Ice (I). Оценка выставлена в баллах, от 1 (ужасно плохо) до 6 (великолепно!!!)

1. Удобство компоновки тормозов и переключателей, их «неспутываемость»:
D – 3,
R – 4,
G – 3,
T - 6,
I - 3.

2. Чёткость переключения:
D – 3
R – 5
G – 6
T – 4
I – 4

3. Точность переключения:
D – 4
R – 5
G – 6
T – 4
I – 2

4. Удобство пользования:
D – 2
R – 6
G – 5
T – 6
I – 4

5. Лёгкость переключения
D – 4
R – 4
G – 5
T – 5
I – 3

6. Простота обслуживания:
D – 2
R – 6
G – 5
T – 5
I – 3.

7. ИТОГОВАЯ СУММА:
D – 18
R – 30
G – 30
T – 30
I – 19.

Эти цифры говорят о многом. Например о том, что по общему набору показателей три модели являются равнозначными, а именно: Rapidfire, Grip Shift, Trigger. И можно сделать общий вывод: в недалёком будущем конкуренция между производителями систем переключения приведёт к качественному росту самих систем переключения и у велосипедистов появится альтернатива Shimano.

SRAM Trigger Shimano Dual Control Shimano Rapid Fire SRAM Grip Shift Suntour Ice

Последнее обновление 1 декабря 2003.

Copyright © Андрей Григорьев, 2000-2017