AGbike
(812) 989-44-99
Главная » Обзоры велосипедной техники »

Сравнение задних переключателей передач Shimano от Acera-X до XTR

Андрей Григорьев

Иногда от велосипедистов можно услышать мнение, что, мол, Shimano в последнее время стали хуже делать оборудование. По этому поводу мне захотелось написать краткое сравнение задних переключателей передач, которые прошли через мои руки начиная с 1998 года, когда я сел на горный велосипед. К 2014 году более-менее длительно использовались шесть переключателей от Shimano: Acera-X (RD-M291), Deore (RD-M510) – 2 штуки, Deore LX (RD-M570 SGS), Deore XT (RD-M760), XTR (RD-M952). На каждом из них я отъездил не менее 800 км, а на некоторых более десятка тысяч. Обратите внимание, что статья была написана в 2005 году. В 2014 я лишь добавил инфо по Deore LX, который к этому времени пробежал уже больше половины земного шара.

Описание

Shimano Acera-X (RD-M291) – переключатель на 7 передач, выпускавшийся с 1996 по 1998 год, максимальная звезда – 28 зубьев, косой параллелограммный механизм. Для 1998 года это был полноценный переключатель, т. к. половина групп оборудования тогда еще была рассчитана на привод с семью звездочками в кассете.

Все остальные переключатели передач из опробованных – относительно новые – еще выпускаются или, по крайней мере, могут быть легко куплены. Они рассчитаны на 8/9 передач, максимальную звезду до 34 зубьев, имеют косой параллелограммный механизм. У Deore (RD-M510) и Deore LX (RD-M570) – обычные ролики. На LX на тросе есть защитные резиновые пыльники. Deore XT (RD-M760 SGS) – «новый» XT, т. е., так называемый rapid rise / low normal. Это означает, что движение переключателя идет в обратную сторону: при ослаблении тросика, рамка с роликами движется к большим звездам. Защитных чехлов, в отличие от «старого» XT, на тросике нет, но есть резиновый отбойник там, где переключатель бьется о нижнее перо рамы. Нижний ролик – на шарикоподшипнике, на роликах есть пыльники. XTR (RD-M952 SGS) – еще «старый», т. е. движение переключателя происходит в традиционном направлении. Есть винт регулировки натяжения пружины параллелограмма. Ролики – на шарикоподшипниках, есть уплотнения. Есть пыльники на тросе.

Ориентировочные цены на 2005 год были: Acera – $20, Deore – $35, Deore LX – $45, Deore XT – $60, XTR – $100.

Ресурс

Все переключатели проработали более 1000 км, за исключением Deore XT, который был снят уже после 800 км. Режим эксплуатации – самые различные дороги, от асфальта до полного бездорожья и болот, в т. ч. зимняя езда (снег, соль).

Acera-X у меня пробегал около 10 тыс. км. Ощутимых люфтов в переключателе не появилось, но ролики сточились сильно. В итоге – замена из-за низкого качества переключения на сношенных роликах и необходимости работы со звездой более 28 зубьев, на что этот переключатель не был рассчитан.

Первый Deore отходил около 13 тыс. км, второй – всего около 4 тыс. км. За это время оба переключателя обзавелись порядочными люфтами, причем не только в параллелограмме и его соединении с натяжителем, но, даже, и в соединении с «петухом». Ролики на первом износились сильно, на втором умеренно. Оба переключателя были заменены из-за неустранимых люфтов и, как следствие, невысокой четкости работы.

Пробег Deore LX к 2014 году составил 28 тыс. км. Общее состояние переключателя вполне приличное: люфты незначительны. Пару раз закисал шарнир крепления к петуху: хватало чистки шкуркой и смазки. Ролики были поменяны уже пару раз и нужно менять снова. Из дополнений: для уменьшения изгиба рубашки переключатель был дополнен роликом Avid Rollamjig, что дает положительный эффект уже 18 тыс. км! :)

Deore XT отработал около 800 км, после чего был снят с велосипеда из-за плохого качества работы (о причинах моего негативного к нему отношения читайте ниже – во «впечатлениях») и необходимости на двух велосипедах переключать передачи в разные стороны («старый» LX и «новый» XT). Состояние – отличное (было бы странно, если бы это было не так). XTR пока прошел около 1 тыс. км – также никаких намеков на износ.

Четкость работы

Те, кто, покупая задний переключатель XTR вместо, скажем, Deore, рассчитывают на существенно большую четкость работы, могут успокоиться. Разница будет, но не особенно большая. На четкость работы влияет еще куча условий: состояние манеток, чистота тросов и рубашек, чистота и степень изношенности кассеты и цепи, смазка цепи. По моим ощущениям, разница между Acera-X и XTR была ощутимая, но не гигантская. Acera-X вполне неплохо справлялся со своими обязанностями. А разница в четкости между Deore и Deore LX, пока они новые, вообще не заметна. Кстати, на четкость переключения передач еще очень сильно влияет расстояние от направляющего ролика до звезд. Чем оно меньше, тем лучше, но соприкасаться они ни в коем случае не должны, иначе очень быстро сточится пластиковый ролик.

Защита от грязи

На переключателях Acera-X и Deore никакой защиты фактически нет. На Deore LX – резиновый пыльник на тросике, что весьма существенно с точки зрения незначительного количества грязи попадающего в нижнюю рубашку тросика. На «новом» Deore XT – такой защиты нет, но есть пыльники на шарнирах натяжителя, крепления и роликах. На XTR есть пыльники и на тросике, и на шарнирах, и на роликах.

Впечатления

Из того, что было опробовано, меньше всего понравились переключатели Deore – низкий ресурс не только роликов, которые легко заменить, но и самих переключателей. По четкости работы ощутимых отличий от Acera-X замечено не было. Deore LX в плане износа выглядит несравнимо привлекательнее.

Как и ожидалось, rapid rise переключатели передач хорошо работают до тех пор, пока велосипед у вас исключительно новый. Усилия пружины явно не хватает, чтобы закидывать цепь вверх и вытягивать трос, если переключатель и тросики не идеально чистые и смазанные. Даже относительно небольшое количество грязи у меня привело к тому, что переключатель сначала стал «задумчивым», а после нескольких поездок по грязным дорогам, вообще соглашался работать в обе стороны только в режиме «2 щелчка вперед – 1 назад», как старый раздолбанный Tourney. Чистка и смазка переключателя и чистка рубашек давала не слишком большой и очень непродолжительный эффект. Единственный выход – очень часто менять рубашки тросиков. После Deore XT XTR показался просто верхом совершенства. Хотя я уверен, что разница между XTR и «старым» Deore XT (M750) по рабочим характеристикам совсем невелика.

Просуммировав все впечатления даже от одних задних переключателей, можно с уверенностью сказать, что качество продукции Shimano из средних групп оборудования постепенно падает. В то же время хорошие классические продукты из верхних групп заменяются более технологичными и дорогими продуктами. К счастью, выверты типа rapid rise / low normal и Dual Control не прижились: победила классика.

Последнее обновление 19 июня 2014.

Андрей Григорьев © 2000-2024