Велосипед - AGbike

»  

ВыборТехникаFAQОбзорыСсылкиПоездкиФотоРазноеФорумИнтернет-магазин ПоискКонтакты
Главная » Обзоры велосипедной техники »

Велокроссовый байк: между шоссейником и гибридом

Владимир Горбунов

В этой статье речь пойдет о весьма редком и необычном для России классе велосипедов, который, тем не менее, постепенно набирает популярность на наших просторах. Это байки для велокросса, популярных в Европе гонок, также называемые «циклокроссовыми», «циклокроссерами» и т. п. Английское обозначение – Cyclocross, CycloX, CX.

Согласно Википедии, велокросс – это гонка по пересеченной местности, включающая в себя кольцевой маршрут (от 2,5 до 3,5 км) по открытой местности и лесным участкам с препятствиями в виде бродов, грязи, корней деревьев и поваленных стволов, рвов, холмов и пр., к которым могут быть добавлены искусственные преграды. На трассе обязательно наличие пеших участков – от гонщиков требуется умение мгновенно спрыгивать с велосипеда, преодолевать препятствие и двигаться дальше без снижения скорости. Интересующиеся могут посмотреть весьма познавательное видео с одной из гонок.

Особенности велокроссовых велосипедов

Благодаря колесам 28", рулю-«барану», шоссейным манеткам Dual-control и жесткой вилке, велокроссовый байк с первого взгляда может быть спутан с шоссейным гоночным. Однако это различные классы велосипедов.

Велокроссовый байк имеет две важнейшие особенности, отличающие его от шоссейного:

  1. относительно толстая внедорожная резина;
  2. измененная геометрия рамы.

Поскольку велокросс проводится в сложных дорожных условиях (минимум асфальта, максимум грязи), требуется установка соответствующей резины. Это зубастые покрышки 622х32…35 мм (большую толщину не допускает регламент UCI), которые отлично режут грязь и обладают хорошим сцеплением с грунтом. Замена покрышек тянет за собой и другие модификации: большие грязевые зазоры рамы и вилки (которые выполняются в усиленном исполнении) и кантилеверные или дисковые тормоза вместо клещевых.

Геометрия велокроссовой рамы заточена под относительно невысокие «грунтовые» скорости, с одной стороны, и под переноску байка на плече – с другой. По сравнению с шоссейником, велокроссовый байк будет иметь лучшую управляемость на низких скоростях.

Вот геометрии типичных велокроссового и шоссейного велосипедов Merida, взятые с официального сайта производителя. Размеры в миллиметрах, даны для рам с одинаковой эффективной длиной (общепринято обозначение ЕТТ, на рисунке – AH). Жирным выделены параметры, наиболее заметно различающиеся у сравниваемых рам.

Велокросс Шоссе

  СТ AH (ETT) C D Q1 Q7 H W F L
Шоссе 525 575 470 408 73° 73,5° 61 1012 45 170
Велокросс 580 572 529 425 70° 72° 70 1026 45 138

Видно, что для циклокроссера характерны более длинные нижние перья, меньший угол наклона рулевой колонки (70° против 73°) и отсутствие слопинга – завала верхней трубы рамы (ряд шоссейных рам тоже не имеет слопинга). Про геометрию велосипеда можно почитать в статье на сайте ВелоПитера.

В целом, по своим характеристикам велокроссовый байк находится между шоссейным гоночным байком и дорожным гибридом (этот класс также называется fitness). Кстати, про дорожные гибриды можно прочитать в статье на сайте Veloroad. В таблице приведены характеристики наиболее типичных представителей своих классов в ценовом диапазоне 500-1500 евро. Автор не ставил цели охватить все разновидности велосипедов с колесами 700С (которым несть числа); задача таблицы – дать общее представление о положении велокроссового байка среди «собратьев».

 
Шоссейный велосипед

Велокроссовый байк

Дорожный гибрид

Классический гибрид
Рама Алюминий или карбон, в зависимости от цены Как правило, алюминий, редко карбон Как правило, алюминий, редко карбон Как правило, алюминий, редко карбон
Вилка Жесткая, как правило, карбоновая Жесткая, алюминий или карбон, в зависимости от цены Жесткая, алюминий или карбон, в зависимости от цены Амортизационная короткоходная
Манетки Шоссейные моноблоки-«пистолеты» Традиционные
Система Как правило, шоссейная-"компакт" 1, иногда тройная2 или классическая3 Шоссейная-"компакт" или велокроссовая4, всегда двойная Гибридная5, шоссейная "компакт" или тройная Гибридная
Переключатели Шоссейные Шоссейные или MTB, в зависимости от системы и кассеты МТВ
Кассета Как правило, шоссейно-"горная", 8-10 звезд6 Шоссейно-"горная", 9-10 звезд7 Шоссейно-"горная" или МТВ, 8-10 звезд МТВ, 8-9 звезд
Обода Дорожные 700х15С Дорожные или гибридные 700х15...19С Гибридные 700х19С
Втулки Дорожные Дорожные или MTB МТВ
Покрышки Слики 622х23 мм Внедорожные 622х35 мм Различные варианты, от сликов до внедорожных, до 622х38 мм Полуслики или внедорожные, 622х35...45 мм
Тормоза Клещевые Кантилеверы или дисковые V-brake V-brake или дисковые
Тормозные ручки Встроены в моноблоки Встроены в моноблоки плюс традиционные Традиционные
Руль Шоссейный Прямой
Возможность установки багажника и полных крыльев Нет Как правило, есть Как правило, есть Как правило, есть
Относительная скорость на асфальте Высокая Выше среднего Средняя Ниже среднего
Относительная скорость на грунте Низкая Средняя Средняя Выше среднего
Относительный комфорт Низкий Ниже среднего Средний Высокий

Примечания:

  1. 34-50Т (здесь и далее указаны ориентировочные наборы звезд)
  2. 30-39-53Т
  3. 39-52Т
  4. 36-46Т
  5. 26-36-48Т
  6. "Традиционная" кассета (12-23Т) обычно совмещается с "традиционной" системой (39-52Т). "Горная" кассета (12-25...27Т) – с "компакт"-системой (34-50Т). В обоих случаях передаточные отношения различаются мало.
  7. Передаточные отношения у шоссейников и велокроссовых байков, как правило, одинаковые, если на последних не используется велокроссовая система с "горной" кассетой.

Практика использования

Но это все теория, а как обстоят дела с практикой?

На момент написания статьи, автор проехал на велосипеде Merida Cyclo Cross 3 несколько сотен километров по самым разным дорогам – от гладких шоссе до зубодробительных грейдеров. Штатное передаточное отношение трансмиссии (кассета 12-25, система 34-50Т) не обеспечивало уверенного покорения подъемов на грунте, поэтому кассета была заменена на 12-32Т, а задний переключатель – на Deore XT (разумеется, цепь тоже пришлось поменять на более длинную). Таким образом, по тяговым характеристикам байк стал примерно аналогичен горному велосипеду без малой звезды системы.

Вес велосипеда – всего 10,1 кг в ростовке 55 см, с педалями Shimano PD-M540 (в комплекте педалей нет). Горный велосипед той же ценовой категории будет весить примерно на 3 кг больше.

К удивлению скептиков, циклокроссер показал хорошие внедорожные качества. Он отлично ведет себя на сухом грунте и в грязи, а благодаря своей легкости без труда взлетает в горки, которые на горном велосипеде нужно проезжать внатяг. Байк весьма тряский, но в случае одиночных корней, кочек и трещин в асфальте это не доставляет проблем. Разумеется, пешие участки проходятся заметно легче, чем с горным велосипедом – циклокроссер показан для известных в узких кругах поездок, в которых байк путешествует на своем владельце, а не наоборот. ;-)

На шоссе скорость велосипеда по сравнению с горным вырастает на 3-5 км/ч, и это на внедорожной резине! Если установить на байк тонкие слики, то скорость вырастет еще больше, и разницу с чистокровным шоссейником сможет почувствовать только опытный спортсмен. Благодаря шоссейной посадке, заметно снижается сопротивление воздуха (особенно при езде против ветра), за что, однако, приходится платить напряжением мышц рук, спины и шеи. На фото справа – посадка с хватом «за пистолеты», которая используется при езде на низких и средних скоростях. Спросите себя сами, готовы ли вы ехать в такой позе целый день? А ведь есть еще и посадка с низким хватом...

Разумеется, у велокроссового байка есть и недостатки. Из-за малой по внедорожным меркам толщины покрышек и большого веса на переднем колесе, байк практически беспомощен на песке и в рыхлом снегу любой глубины, даже с зимними покрышками 622х42 мм – велосипед моментально сносит передним колесом, он пытается катапультировать наездника. Кроме того, на дорожном покрытии типа «стиральная доска» быстро отбиваются руки и плечи, накапливается усталость – после подобного «испытания на вибростенде» ехать становится заметно тяжелее. Автор считает, что замена вилки на карбоновую сильно ситуацию не изменит, а вот титан – должен помочь. Интересно, что «пятая точка» практически не страдает при езде по любым дорогам – вес на нее приходится очень небольшой. Кстати, именно поэтому эффективность заднего тормоза стремится к нулю – колесо начинает идти юзом очень рано.

По сравнению с хорошей дисковой гидравликой, кантилеверные тормоза (велокросс – это чуть ли не единственная дисциплина, в которой они до сих пор используются) требуют приложения значительных усилий, особенно в наиболее часто используемом хвате «за пистолеты». Разумеется, в грязи мощность заметно падает, как и у других ободных тормозов – эту проблему можно частично решить заменой колодок на более «зацепистые». Дополнительные тормозные ручки, которыми оснащаются многие циклокроссеры, реально используются нечасто (хотя и позволяют развивать большое усилие торможения). Но приятно ощущать, что в любом хвате тормоза будут под рукой. В целом, тормоза и посадка на циклокроссере будут привычными для владельца шоссейного велосипеда, а другим категориям байкеров придется привыкать. Кстати, с 2011 года на велокроссовых байках будут использоваться и дисковые тормоза, что решит некоторые из перечисленных проблем.

На велокроссовые байки традиционно ставятся шоссейные колеса с ободами 700х15С, бывают даже модели с вилсетами Mavic о 20 спицах. Поэтому если байкер тяжелее 75 кг, то возможно, рано или поздно ему придется переспицевать колеса на гибридные обода 700х19С – например, Mavic A319. Несмотря на то, что циклокроссер – это гоночная машина, к удивлению автора, на Merida Cyclo Cross обнаружились крепления для багажника и полноразмерных крыльев. Более того, крепления для крыльев есть и на ряде карбоновых вилок, что на самом деле нонсенс. Таким образом, после упомянутой выше модернизации привода и замены колес байк отлично подойдет для асфальтового туризма, при этом сохраняя способность к езде по грунтовым дорогам. Кстати, грязевые зазоры вилки и рамы свободно вмещают в себя шины с профилем 40 мм, в том числе различные туристические и шипованные модели.

Несмотря на то, что велосипед позволяет развивать большую скорость на асфальте, его нельзя рекомендовать для городской езды. Из-за низкой посадки байкер имеет плохую обзорность, а не очень мощные тормоза заставляют чаще уклоняться от препятствий, чем снижать скорость. Хоть горный велосипед и медленнее, при рваной городской езде это будет не очень заметно.

Финансовый вопрос. Нижняя планка для покупки велокроссового байка – около 540 евро. Во столько обойдется велосипед с 18 передачами, алюминиевыми вилкой и рамой, оборудованием Tiagra по кругу (аналог Deore для МТВ) и качественными (но не очень прочными) колесами. Обязательная статья расходов – педали (в идеале, контактные, без них половина достоинств байка окажется нераскрытой). Остальные траты – на вкус владельца. Любители езды по грунту будут модернизировать привод, любители шоссе – менять покрышки, а туристы – усиливать колеса.

Позиционирование

Итак, кому же нужен такой велосипед? Можно выделить несколько групп потенциальных покупателей, не считая гонщиков, занимающихся велокроссом:

  • «Асфальтовые» туристы;
  • Владельцы МТВ, тайно мечтающие о шоссейнике, но не готовые отказываться от езды по грунту;
  • Радоннеры;
  • Шоссейные гонщики, нуждающиеся в тренировочной машине для межсезонья;
  • И, наконец, просто байкеры, желающие получать новые ощущения от езды.

Со временем, кроссовые велосипеды, несмотря на свою специфичность, будут находить все больше и больше своих любителей, для которых шоссейный велосипед – слишком капризный к дорогам, а гибрид – слишком тяжелый.

Вы также можете почитать о гибридном велосипеде с шоссейным рулем.

Последнее обновление 14 января 2011.

Copyright © Андрей Григорьев, 2000-2016