Полезные советы

Велосипед

Выбор велосипеда

Для путешествий по лесным дорогам наиболее подходит велосипед типа "Турист", имеющий заднюю втулку с трещоткой, переключение передач, ручные тормоза и шины с камерой.

Подойдут также складной или дорожный велосипеды, но передвигаться на них труднее.

Явно не подойдет спортивный велосипед с однотрубками, автору вообще непонятно, где на нем можно ездить, учитывая нынешнее состояние асфальтовых дорог.

Оборудование велосипеда

Зеркало заднего вида незаменимо при движении по дорогам с автотранспортом. Автор считает, что без него ездить невозможно, кроме того, в него можно смотреться, особенно дамам.

Если у Вашего велосипеда имеется откидная "нога", отвинтите и выбросьте ее: к чему прислонить велосипед Вы найдете всегда. Гораздо важнее иметь замок с тросиком, особенно при путешествиях в одиночку. Иначе Вам придется втаскивать велосипед в вокзалы, магазины и, простите, туалеты. Оставлять его без присмотра нельзя!

Если Вы планируете ездить и в темное время суток, понадобится фара с генератором, передвигаться в безлунную ночь по неосвещенной дороге можно только пешком, да и то с трудом.

Если на Вашем велосипеде есть крылья, сделайте еще и щитки из резины, тогда песок не будет попадать в цепь.

Груз до 4 килограмм можно перевозить в рюкзаке, больший вес натрет спину через час езды. В этом случае, нужны задний и передний багажники. Задний лучше сделать в виде П-образной конструкции, называемой "штанами". Груз на ней крепится на уровне верхней половины колеса.

На маршруте полезен счетчик, неплохо иметь спидометр и ручной счетчик для отметки расстояний, подойдет сувенир "километры-литры", годящийся и для велосипедистов и для пьяниц. Имеющийся в продаже веломер для дорожного велосипеда, при установке его на колесо 622, дает ошибку 50 метров на километр в большую сторону, зато с ним можно больше проехать!

Звуковой сигнал тоже полезен, но лучше не использовать противно тренькающий при тряске звонок, а сделать конструкцию из детской дудочки или подобной игрушки и клизмы.

Уход за велосипедом

Проверьте, можете ли Вы открутить все гайки имеющимися у Вас ключами. Неплохо иметь разводной ключ и плоскогубцы. На случай проколов, имейте велоаптечку и иглу с капроновой ниткой. Из запасных частей нужны подседельный болт с гайками, гайки передней и задней оси, два колка с гайками, несколько звеньев цепи и небольшое количество крепежа для тормозов, крыльев и тому подобного. Если Вы намерены чинить на маршруте трещотку, понадобится густая смазка, лист газеты и запасные собачки с пружинами.

Особо опасное незатянутое соединение -- крепление руля, просто опасное -- задний переключатель. Все остальные не вызовут падения.

Омерзительный скрип в такт с вращением педалей вызывается обычно незатянутыми или изношенными колками в месте соединения шатунов педалей с осью каретки. Их надо заменить немедленно! Скрип также может вызываться несмазанной цепью, подшипниками каретки, пружинами седла и рулевой колонкой.

Имейте с собой тряпку для протирки велосипеда перед посадкой в электричку.

Шины должны быть правильно накачаны. Для лесных, грунтовых, гравийных и разбитых асфальтовых дорог нужны "мягкие" шины, однако, они не должны пробиваться до обода при наезде на сучки, камни и выбоины. При движении по хорошему асфальту шины необходимо подкачать, на "твердых" шинах легче ехать.

При движении по асфальтовым шоссе с верхним слоем из вдавленного в смолу гравия вибрация становится меньше при скорости более 30 км/час.

Перевозка велосипеда в электричке

Третий и пятый вагоны имеют заколоченный туалет, вдоль которого ставится один-два велосипеда. При этом переднее колесо направлено внутрь вагона, руль слегка повернут.

Можно ставить велосипеды в крайних купе, при этом надо подобрать такое купе и такое положение велосипеда, чтобы ничего не торчало в проход.

Изредка встречается вагон со снятой скамьей, сюда влезет 6-8 велосипедов, но надеяться на такой вагон не следует.

При размещении велосипеда в первом и последнем тамбуре, Вам помешает только помощник машиниста, в других тамбурах попробуйте подставить под ручку закрытой двери седло велосипеда.

Изучите расписание, попробуйте подобрать наименее загруженный поезд.

Не обижайтесь на претензии, заранее обдумайте такие ответы, которые на порядок превосходят интеллектуальный уровень оппонента и веселят окружающих.

Движение по маршруту

Выбор маршрута

Определите время прохождения маршрута из расчета средней скорости на маршруте 10-15 км/час. Вернуться раньше гораздо лучше, чем ночевать на станции. Попробуйте прикинуть, сколько займет пеший выход с маршрута при неустранимой поломке велосипеда. На этот случай имейте деньги на автотранспорт.

Составьте график движения по времени из 4-6 точек, при выходе из графика прервите маршрут.

Начинайте с коротких маршрутов.

Учитывайте направление ветра. Движение против ветра 15 м/с практически невозможно, зато при таком попутном ветре велосипед едет сам. На Карельском перешейке преобладают западные и северо-западные ветры, наибольшую силу ветер имеет в период с 10 до 17 часов. Изменение направления ветра происходит обычно около 18 часов. После 21 часа ветер, как правило, стихает.

Многое зависит от регулярности велосипедных поездок. Оптимально в неделю: одна длительная поездка на 100 км и две короткие (по городу) на 20-30 км. Не следует ездить в дальние поездки чаще 2-х раз в неделю.

Приемы движения

Первые час-полтора двигайтесь медленно, особенно если сели на велосипед после длительного перерыва.

Вращение педалей не должно быть слишком частым, оптимально 1 оборот в секунду. При большей частоте вращения ноги будут уставать из-за перемещения самих себя, при меньшей из-за чрезмерных нагрузок.

Короткие крутые подъемы проходятся с разгона. Разгон нужно начинать за 50 метров до подъема, к его началу скорость должна быть в пределах 25-35 км/час. На самом подъеме усилие на педали такое же, как и при езде по ровной местности, при этом скорость падает до 5-8 км/час к вершине подъема. Если инерции не хватило, можно встать на педалях. На длинных подъемах рациональнее идти пешком, чем двигаться на пониженной передаче.

При прохождении поворота на высокой скорости отведите в сторону колено со стороны наклона при поднятой педали, наклон уменьшится.

При въезде на скорости в песок, ни в коем случае не меняйте направление движения. Кроме опасности падения, это чревато веером песка, зацепленного ободом переднего колеса, летящего на цепь. Скорость в песке падает до безопасной достаточно быстро.

Не тормозите на повороте. Если есть возможность, прекратите поворот и тормозите при движении по прямой.

При маневрах на лесных и грунтовых дорогах можно использовать наклонные края дороги и крупных ям.

При переезде небольшого бревна или въезде на поребрик необходимо рывком подкинуть переднее колесо, а после его приземления встать на педалях и наклониться к рулю, перенеся вес на переднее колесо. Делать это надо под прямым углом к препятствию и на небольшой скорости. Если скорость велика, можно попытаться подпрыгнуть вместе с велосипедом, для этого педали должны иметь туклипсы.

Небольшие сучки 15-30 см длиной надо либо объезжать, либо переезжать по середине: при проезде по краю они могут попасть в спицы.

При движении по разбитому асфальту не забывайте про обочины, возможно, по ним двигаться лучше.

При движении мимо камней, в особенности по тропам необходимо следить за положением педалей и вовремя его менять, чтобы не зацепить педалью о камень. В этом случае, у велосипедов со свободным ходом задней втулки несомненное преимущество.

При попадании велосипеда в колею необходимо встать на педалях и удерживать равновесие боковыми смещениями туловища, сохраняя строго прямолинейное движение колес. Этот же прием годится при объезде мелких камней на гравийных дорогах, но здесь надо сохранять прямолинейное движение туловища при небольших боковых перемещениях велосипеда.

Опасен объезд людей, идущих в одном с Вами направлении. Пешеход, услышав шорох колес за 3 метра до него, отходит в сторону или начинает бежать вперед и вбок (дети и женщины). Не снижать скорость можно только в случае, если пешеход обернулся и отошел в сторону заранее. Когда Вы сами попадаете в такую ситуацию идя пешком, никогда не отходите в сторону, услышав шум велосипеда совсем рядом: Вас объедут.

Наиболее чреватые падением ситуации: тонкий слой песка на асфальте при повороте, слишком большая скорость при повороте, грязный край лужи, крупный песок на глине, лед в весеннее время.

Дороги

Дорожное покрытие

Асфальтовые дороги становятся с каждым годом хуже и хуже, в особенности там, где много транспорта. Многие асфальтовые шоссе ремонтируют, насыпая слой крупного гравия на смоле. Такие дороги изнашивают шины и вызывают чрезмерную вибрацию велосипеда. Средняя скорость для асфальтовых дорог 28 км/час.

Дороги с гравийно-песчаной подсыпкой пригодны для передвижения со скоростью до 20 км/час, на свежепосыпанных дорогах возможно увязание колес в песке. Средняя скорость обычно 15 км/час

Качество покрытия грунтовых и лесных дорог во многом зависит от погодных условий. Так, через 2-3 дня после длительных дождей на них практически нет песка, в засушливую погоду песка может быть очень много. Средняя скорость для лесных и грунтовых дорог 13 км/час.

Парковые дорожки из крупного утрамбованного песка позволяют двигаться со средней скоростью 25 км/час.

Легковые автомобили уплотняют покрытие лесных дорог, грузовики и, особенно, трактора разбивают его. Лесозаготовки обычно выводят лесную дорогу из строя на 1-2 года.

При высыхании луж на грунтовых дорогах образуется слой серо-черной грязи, при проезде по ней она налипает на колеса и загрязняет весь велосипед. Если это место не объехать, пронесите велосипед на себе.

Осенние заморозки улучшают качество лесных дорог за счет замерзания влажного грунта, однако при оттаивании верхний слой вспучивается и шины проваливаются в него на 1 см.

При весенних поездках возможны участки дорог со снегом и льдом. Снег белого цвета пригоден для осторожной езды, по прозрачному и мокрому льду можно передвигаться только пешком. На шоссе опасны замерзшие лужи у края дороги и наледи через все шоссе. Первые надо объезжать, а вторые пересекать по прямой, на пониженной скорости.

На лесных дорогах песок обычно встречается в конце спусков, поскольку сносится туда водой.

Ориентирование в лесу

При езде по лесным дорогам возможна потеря ориентировки. В этом случае необходимо оценить район Вашего местонахождения, ограниченный крупными дорогами, реками, озерами и другими объектами. Затем нужно двигаться по лесным дорогам либо в определенном направлении по компасу или солнцу, либо выезжать "из леса", ориентируясь на конфигурацию развилок дорог, поскольку автотранспорт движется "в лес" и "из леса".

Примеры развилок показаны на схеме.

x-направление выезда из леса
e-направление въезда в лес
s,z-либо х, либо е, одинаковые совпадают
u-неизвестно

Конфигурация перекрестка 1 такова, что в 90% случаев s=x, z=e. Если же все-таки дороги "z" выходят на крупную дорогу, то до нее недалеко. У перекрестка 2 дороги в лес расходятся под углом больше прямого, здесь направления определяются однозначно. Перекресток 3 также дает однозначное определение направлений, кстати, это самая надежная конфигурация. Перекресток 4 может образоваться, скорее всего, у двух коротких дорог, соединяющих две более крупные, идущие параллельно. Перекресток 5 дает уверенность на 70%, при этом направления "х" выходят на одну и ту же дорогу, расположенную достаточно близко. Перекресток 6 не дает ничего. Другие конфигурации перекрестков маловероятны.

Достигнув какого-либо объекта, ограничивающего отмеченный Вами район, Вы восстановите ориентировку.

Заблудиться на Карельском перешейке невозможно, главное не потратить слишком много времени на выход из леса. При попадании на тупиковую дорогу следует повернуть обратно, не стоит идти с велосипедом через леса и болота.

Неумеренное развитие сельского хозяйства привело к разработке новых полей, которые часто обрывают лесные дороги. Со временем, дороги через поле возобновляются, но если оно свежевспаханное, придется искать продолжение дороги на другом краю поля.

При выборе дороги на развилке, можно ориентироваться на следы пешеходов и других велосипедистов, скорее всего они прошли и проехали здесь не в первый раз и наверняка куда-либо.

Не стесняйтесь расспрашивать встретившихся Вам людей.

Движение по шоссе

Для безопасного движения по шоссе с автотранспортом необходимо зеркало заднего вида.

Не изображайте из себя автомобиль, делайте левые повороты, но пропустите весь транспорт. Соблюдайте правила движения, но предполагайте их нарушение со стороны автомобилей. Если у Вас преимущество в проезде перекрестка -- поезжайте, но будьте готовы вовремя затормозить.

Вы движетесь по неширокому шоссе с малоинтенсивным движением транспорта, сзади появился автомобиль. Если встречная полоса свободна, он будет обгонять Вас по ней в 99% случаев, для достижения 100% уверенности отодвиньтесь влево на 50 см, когда до Вас 100 метров, а когда обгоняющий приблизится к Вам на 20 метров, сдвиньтесь обратно. Не забывайте следить за встречным транспортом. При его появлении постарайтесь не оказаться втроем в одной точке, увеличив или уменьшив скорость. Если такой встречи не избежать, следите за едущим сзади. Если он все-таки обгоняет Вас на опасном расстоянии, уйдите на обочину. Можно, конечно, ехать по середине полосы, но обгоняющий водитель будет нервничать, сигналить и материться.

При проезде перекрестков в городе, имеется две особенности. Часто на правый поворот выстраивается вереница автомобилей, а Вам нужно ехать прямо. Рассчитайте подъезд к перекрестку на красный свет и обгоните колонну справа или слева, перед ней всегда найдется место для велосипеда. При необходимости выполнить левый поворот, безопаснее пересечь дорогу и остановиться перед ждущими светофора автомобилями поперечной дороги.

Что брать с собой

Одежда

При выезде в 5:00 и возвращении в 22:00 потребуется дополнительная одежда, хотя днем она не понадобится.

Обувь не должна сжимать ногу, иначе весной и осенью ноги замерзнут. Подошва должна быть жесткой.

При температуре воздуха менее 12oС нужны перчатки.

Приятно ездить в жару в шортах, но в лесу и при падениях тренировочные брюки лучше.

При кратковременных дождях не помешает кусок полиэтиленовой пленки.

Питание

Один день можно прожить, не варя супов и не жаря баранов на вертеле. В коротких поездках можно обойтись без костра, в продолжительных понадобится небольшой котелок 1.5-2 литра.

В жаркий день на одного человека потребуется 2-3 литра воды. Каждый участник путешествия должен иметь флягу с чаем или кисленьким соком.

Если очень хочется супу -- возьмите бульонные кубики и вареную вермишель.

Примерный набор продуктов на человека ниже средней упитанности, но в полном расцвете сил, на 100-километровую поездку:

Как себя вести

Находясь в лесу, Вы встретите множество загаженных стоянок с разбросанными банками, бумагой и полиэтиленовыми пакетами. Не оставляйте всего этого после себя. Еще лучше убрать загаженную стоянку. Для уборки понадобятся небольшая лопатка и веерные грабли без ручки. Мусор лучше закапывать, гореть он будет слишком долго.

Если есть возможность, обложите кострище камнями.

Не рубите зеленых деревьев на дрова, они все равно не будут гореть, а для маленького котелка достаточно мелких сухих веток. Если нужна перекладина для подвешивания котелка, срубите ее где-нибудь в зарослях.

Возьмите вместо топора небольшую ножовку типа садовой: с ее помощью Вы сможете очистить лесную дорогу от упавшего дерева.

Собаки

Ненависть к велосипедистам, как впрочем и к кошкам, заложена, по-видимому, в собачьих генах. Конечно, она часто может подавляться соответствующим воспитанием, но если Вы привыкли ездить налегке, без автомата Калашникова за спиной, следует быть готовым к некоторым способам защиты.

Городские собаки никогда не бросаются на велосипедистов в городе, но, будучи вывезенными на природу, могут считать себя охраняющими место вокруг хозяина, машины или палатки. Мелким экземплярам можно крикнуть что-нибудь ласковое или "Фу!". Если псина крупная, следует остановиться и прикрываясь от нее велосипедом взывать к хозяину.

Деревенские собаки обычно реагируют на велосипед очень активно, но кусаются реже. В некоторых поселках, где местное население пользуется велосипедами, они могут не трогать велосипедистов. Если против собаки не помогает резкий плевок, следует притормозить и, полуобернувшись, сказать, как можно более громким и низким голосом: "А пошла ты ....!" Способ проверен опытным путем, эффективность его примерно 90%. Конечно, если с Вами дамы, может иметь место побочный эффект, им следует заранее объяснить целесообразность данного метода, и, вообще, они могут в этот момент зажмуриться.

Если собака крупная и не отстает, придется поступать так же, как и с городской, впрочем если Вы можете в данном месте разогнаться до 40-45 км/час -- валяйте!
 
  Прочел!