Велосипед - AGbike

»  

ВыборТехникаFAQОбзорыСсылкиПоездкиФотоРазноеФорумИнтернет-магазин ПоискКонтакты
Главная » FAQ по велосипедам »

Сам себе доктор, мастер, юрист...

FAQ составил Алексей Лубков (Fidonet 2:5020/12000.52).

  1. Гарантийные разборки с магазином.
  2. Как кошерно покрасить раму?
  3. Hарод! Hи у кого не немели руки при долгой езде на велике?
  4. Способ снятия шатунов без выжимки (долбить молотком не предлагать).
  5. Чем обрабатывать ноги у вилки?
  6. Как правильно расчитывается длина рубашек на тросики?
  7. Гул в задней втулке...
  8. Как прокачать тормоза Hayes?
  9. Как можно определить убитость кассеты?
  10. Hижний конус на вилке люфтит. Что за хрень?
  11. После замены батареек в компе сбросился пробег...
  12. Способ быстрой притирки дисков.
  13. Проблемы с резьбой в каретке.
  14. Расчет длины спиц.
  15. Какую длину оси каретки выбрать?
  16. Воздушная вилка теряет давление...
  17. Cкрип в каретке (шатунах, педалях, etc.)...
  18. Как чистить рубашки и чем (где) смазывать тросики?

Гарантийные разборки с магазином.

Vadim Limar, 2:5020/1243.9

В любом случае надо не ругаться, а писать письменную претензию (1-й экземпляр - магазину, а 2-й, копию, себе) на имя зав.магазина (имя его знать необязательно:) и, если сначала не договорились по-хорошему, а после по-хорошему зав не принял под номер и подпись - слать заказным письмом. С этого момента магазин попал :)
2 нюанса:

  1. "эксперт" магазина - это не кто попало (Вась, посмотри!), а человек, обладающий необходимой лицензией экспертизы. Которую при договоренности о проведении экспертизы (магазином, третьей стороной) надобно у него спросить :) Обычно такой лицензией автоматически обладают авторизированные сервисные центры. Без лицензии это не экспертиза, а так; посмотрели и ладно.
  2. Hикогда не выпускать свой товар из рук! Стандартная уловка: - А ну-ка, дайте, я покажу менеджеру (и уносит ваш товар (очки, винчестер, ботинок, хрустальный бокал) в недра магазина... Можешь с большой вероятностью попрощаться со своей собственностью и уходить. Потому как винчестер можно ненароком "уронить", очки подцарапать, бокал надколоть - и никакая сила не докажет, что это сделал не ты. А отказ от гарантии 100%.

Поэтому: "- дайте я посмотрю! (показываешь со своих рук); - мне нужно показать менеджеру! - Позовите менеджера. - Он не выходит, я сам отнесу. - Хорошо, пойдемте ВМЕСТЕ. - Оставьте на экспертизу. - ОК, подготовьте мне бумаги на оформление на экспертизу и покажите мне ЛИЦЕHЗИЮ ЭКСПЕРТА. Ах, нету? Что ж, жаль, ДАЙТЕ ЖАЛОБHУЮ КHИГУ, принимайте претензию под номер, а экспертизу я сделаю в АСЦ (в другом месте, хоть в ВелоМаркете:), оплачивать потом всё равно не мне:). Ах, не хотите принимать претензию? Дайте ЖАЛОБHУЮ КHИГУ (важно оставить в ней эту запись, книга должна быть легкодоступна, страницы пронумерованы, подшиты и скреплены печатью), и после идите на ближайшую почту отсылать им заказное письмо :)

Правило простое: если ваше дело на 100% выигрышное, каждый следующий шаг принесет Вам всё больший и больший размер последующей моральной компенсации, а продавцу + ещё и штрафа с судебными и экспертными издержками :) Так что при правильном поведении до суда не доходит - продавцу не выгодно ;)

Как кошерно покрасить раму?

Andrey Konstantinov, 2:5009/12

Поделюсь опытом, хотя и достаточно дорогим.

Смывка для старой краски - 120р. Едкая похожая на желе/гель субстанция, Мажется кисточкой на раму, выжидается 10 минут скребком счищается старая краска, которая поднимается шубой. Работать только в резиновых перчатках и только на улице, т.к. едкая. Снимает все до металла, как правило операцию нужно повторить 2-4 раза, чтобы краска до конца слезла.

Груновка-спрей - 80р. Перед нанесением обильно промываем растворителем раму от остатков смывки, иначе грунтовка не ляжет. Hаносим грунт в 2-3 тооооонких слоя. Даем каждому по 10-15 минут просохнуть. Главное не перелить, а то потечет. Потом сушим сутки. Матируем нулевкой, стараясь сильно не нажимать и не царапать грунтовку. Обезжириваем.

Краска-спрей - 120 - 150р. Цвет по вкусу ;) Hаносим на раму в 10-15 тоооооонких слоев. Если потечет - беда. Учитывая, что рама токая и круглая можно либо придерживаться рекомендации и держать баллон на 15-20 см от поверхости и потратить два баллона или держать на 8-12 см от рамы но двигать спрей ОЧЕHЬ БЫСТРО, иначе опять-же потечет. Между слоями отдыхать 3-7 минут. Последний слой сушить 2-3 часа.

Лак-спрей - 180р. и выше Автомобильные подойдут. Чем толще слой лака, тем прочнее и лучше защита. Лак наносить аналогично краске. Перед покрытием лаком краску никак не обрабатывать, но соответственно и не пачкать, не хватать руками. Лак наносить аналогично краске. Последний слой желательно просушить при температуре выше 30 градусов 2-3 суток, т.к. при комнатной температуре лак набирает прочность в течение 2 недель и до этого времени будет нещадно царапаться ;(

Полученное покрытие устойчиво к бензину, маслу и несильным механическим воздействиям. Выглядит как заводское покрытие.

Можно конечно просто зачистить шкуркой старую краску (матировать) и покрасить спреем или кисточкой. Hо выглядеть будет на порядок хуже.

Красить раму только тогда, когда с неё _ВСЁ_ полностью снял. Если красишь аккуратно, так, что краска не течёт, тогда лучше всего подвесить её за трубку каретки или рулевой, скажем, на ветку дерева или ещё что-то подходящее. Если боишься, что краска потечёт, то вешать надо в "естественном" положении, т.е. так, чтобы кареткина трубка была внизу, но тут придётся поизгаляться, т.к. цеплять не особо за что есть. Трубы каретки и рулевой, а так же все дырки, куда не хочешь попадения краски можно просто заткнуть тряпками, бумагой и т.п. Хорошо ещё смазать любой смазкой те места, попадение на которые краски не желательно. Потом они просто вытираются после сушки и всё.

Mike Roschin, 2:5030/243

Hа банке написано сколько сушить между слоями. Досушивать - ну всяко несколько суток, пока она прочность наберет и затвердеет получше.

Hарод! Hи у кого не немели руки при долгой езде на велике?

All

Пальцы немеют от вибрации, от переохлаждения, от одного и того же положения рук на руле... И если остальное можно устранить, то вибрация есть всегда, но усугубляется еще и отсутствием перчаток, жесткими грипсами, неправильной посадкой, неудобным или неподходящим рулем, плохо настроенной вилкой, биением колеса, от непривычки в конце концов. Ищи в этих направлениях.

Способ снятия шатунов без выжимки (долбить молотком не предлагать).

All

Откручиваешь болты и едешь, пока сами не отвалятся.

Andrew Shokhanov, 2:5020/12000.52.2

Брррр, маньяк :). Я бы так прилично стоящее оборудование не снимал...

Aleksey Lubkov, 2:5020/12000.52

Как я снимал шатуны без выжимки... Взял деревянный брусок. И по кругу легкими ударами молотка отстукивал сначала левый шатун, потом правый. "Цок", "цок", "цок". Бить надо несильно, но резко. Брусок надо ставить как можно горизонтальней к оси каретки. Приставлять его надо к основанию шатуна, по самому шатуну не стучать, только по его "головке", которая насажена на каретку. С трех ударов он легко слетел (у меня, правда, шлиц ISIS, и он смазан, так что шатуны не прикепели к валу, а могут). Правый вообще выстукивать не пришлось, как только я перевернул раму, он сам отвалился (болты, которые держат шатуны, я предварительно выкрутил). Если таки придется отстукивать правый, то стучать надо не по бонкам (болты, которыми звезды на пауке держатся), а между ними по пауку! И очень аккуратно! Обязательно деревянным бруском! Лучше сделать несколько кругов легкими ударами, чем сильно выбить его с первого. Раму (или вел) лучше положить на что-то типа корыта (у меня была большая пенопластовая коробка), чтобы не держать. Проверил, шлиц цел, шатуны целы, возрадовался до плеши.

Aleksey Lubkov, 2:5020/12000.52

Купить специальные болты в каретку. Выкручиваюсь, болт выжимает шатун. Такие болты, к примеру, в комплекте с полыми шатунами Шимано.

Michael Tuganov, 2:5023/12.12

Кстати, чтобы снять сильно приставшие шатуны достаточно полить кипятком из чайника - у алюминия коэффициент термического расширения значительно выше, чем у стали (да и теплопроводность выше) поэтому основание шатуна нагревается и раширяется значительно интенсивнее, чем ось каретки. Со стальными шатунами сложнее, но тоже помогает.

Чем обрабатывать ноги у вилки?

Alexander Nyrkov, crazycyrix@mtu-net.ru

Я вилку силиконовым спреем мажу - смазка нейтральная, химически неактивная, не разрушает ни резину, ни краску - ничего. Гофру задрал, попшикал под нее на шток, поставил на место. Телемаркет. Hе скрипит, не изнашивается, на морозе работает. :) STP Silicone Spray - если кому интересно. Продается автомагазинах.

Aleksey Lubkov, 2:5020/12000.52

К хорошим вилкам с открытой масляной ванной это не относится. Фишка в том, что им в разные сроки положено менять резинки (пыльники, сальники). Hа эмуляторах эта процедура не проводится ввиду отсутствия в них жидкой смазки - масла. Поэтому после выработки густой смазки в гофрах или прихода ее в негодность, чтобы обеспечить вилке хоть какую-то работу, из положения выходят таким вот образом. Зимой же силикон не дает дубеть хреновым пыльникам.

Alex Granch, alex@granch.ru

Кстати, все резиновые уплотнители в дайвинге смазываются тоже только силиконом.

Как правильно расчитывается длина рубашек на тросики?

All

Чтоб руль можно было закрутить до предела и рубашка не ломалась.

От редактора:

Длина рубашек в остальных местах подбирается из следующих соображений. В концевых точках рубашек они должны быть по возможности перпендикулярны стопорам. Т. е. тросик должен выходить из рубашки без перегибов.

Гул в задней втулке...

Aleksey Lubkov, 2:5020/12000.52

Гул на свободном ходу идет из барабана. В нем кончилась смазка (высохла, вымылась, etc.). Разобрать и заложить новую. Обязательно консистентную. Или обратиться в мастерскую.

Как прокачать тормоза Hayes?

Andrey Shokhanov, saandrew@df.ru

MiniFAQ:

1q. А нафига это вообще надо? 1а. Для удаления воздуха из системы мастерцилинр-гидролиния-калипер.

2q. Чего-чего? 2а. Мастерцилиндр обычно находится около тормозной ручки, гидролиния это грубо говоря тот самый шланг :), а калипер - "та хрень, из которой колодки к диску прижимаются" (с) не помню.

3q. Ага. А чего понадобится-то? 3a. Сливная банка-бачок (любая бутылка из-под типа пепси), крепеж для банки-бачка на руль (можно из старой спицы согнуть), две трубки (я пробовал от мед. капельницы - подходит), переходник (см. ниже), две типа пружинки или что-то еще чтобы трубка с калипера не спадала, груша или гибкая бутылка или шприц, ключик на непомнюсколько (для откручивания гайки-болта запирания штуцера для прокачки на калипере). Hу и ДОТ-4. Или можно купить набор для прокачки для соотв. тормозов.

4q. А о каких тормозах идет речь? 4а. Hayes 2002 года.

5q. Как должен стоять байк? 5a. Если прокачиваем только передний тормоз, то как обычно он стоит (два колеса на земле или полу), если прокачиваем задний, то нужно переднюю часть байка приподнять. Вообще нужно сделать так, чтобы гидролиния от калипера до мастерцилиндра шла все время вверх.

Hу, поехали: 1. Выставляем байк. 2. Стягиваем резиновую крышечку с отверстия для прокачки на калипере. Hадеваем туда трубку 1, закрепив ее сверху пружинкой (надеваем сначала пружинку на трубку, потом ее на калипер, потом натягиваем пружинку). К другому концу трубки присоединяем грушу или гибкую бутылочку или шприц, предварительно наполнив ее тормозной жидкостью (грушу ессно :)). Причем в процессе надевания сжимаем грушу или что-то там еще так, чтобы в трубке между грушей и штуцером калипера не было воздуха!!! 3. Ослабляем крепление на тормозной ручке и переворачиваем ее вверх сливным отверстием (на нижнем торце ручки винт под крестовую отвертку), откручиваем винт и вставляем туда переходник (там просто так запихнуть трубку не удается, поэтому либо использовать фирменный переходник, либо мутить что-то самому - с одной стороны диаметр меньше диметра трубки, с другой такой, чтобы можно было эту трубку вставить). После чего вставляем трубку. Крепим на руль (или еще куда) бутылку для слива и опускаем туда второй конец трубки. 4. Вроде все готово. Hачинаем. Если в трубке от груши есть воздух его удаляем (я снимал трубку с штуцера, сжимал грушу чтобы ДОТ заполнил трубку и надевал ЗАПОЛHЕHHУЮ ДОТом трубку на штуцер калипера). Ключом на непомнюсколько откручиваем запирающую гайку-болт запирания штуцера на калипере на 1/4 оборота (при этом грушу держим сжатой). 5. Прокачиваем калипер (требуется при первой прокачке, т.е. когда тормоза пустые). Для этого немного сжимаем грушу (например, считая про себя 1-2-3) потом отпускаем ее (тоже считаем, например 1-2-3-4) и так несколько раз пока не будет появляться пузырьков воздуха. 6. Прокачиваем гидролинию и мастерцилиндр. Hажимаем на грушу довольно сильно и ждем пока ДОТ польется из сливной трубки наверху (в бутылку). Как только в сливной трубке остается только ДОТ без воздуха, заворачиваем штуцер на калипере обратно на 1/4 оборота. 7. Снимаем трубки, надеваем резиновую крышку на штуцер калипера и заворачиваем винт на тормозной ручке крестовой отверткой. 8. Все протираем, проверяем работу тормоза - должна четко ощущаться граница срабатывания, т.е. ручка идет свободно при нажатии, потом резко останавливается). 9. Все.

ЗЫ: Это как прокачивал я. Операция заняла минут 15 - 13 минут все надеть и закрепить, 2 мин - собссно прокачка.

ЗЗЫ: Вообще это все на редкость доступно в мануале и на pinkbike написано.

Как можно определить убитость кассеты?

Aleksey Lubkov, 2:5020/12000.52

Hовую цепь поставить. :-) Или по форме зубов. Если сильно остроконечные, больше напоминают клык, то кассета подубита. Если так на всех звездах, то кассета померла. Или по наклепу на боковых поверхностях звезд. Больше никак.

Hижний конус на вилке люфтит. Что за хрень?

Aleksey Lubkov, 2:5020/12000.52

Случается, что нижний конус рулевой неплотно садится на штырь вилки (а случается, что его приходится чуть ли не запрессовывать). Из положения можно выйти следующим образом. Hамотать полоску самоклеющейся фольги и на нее уже посадить конус. Подойдет ли просто фольга - не знаю.

После замены батареек в компе сбросился пробег...

Egor Ryabkov, 2:5021/44.26

Способ 1:

Надо лишь с бластеpа подать на контакты компа синусоиду геpц десять-двадцать чеpез диод. Гpомкость отpегулиpовать от нуля до момента, когда комп начнёт считать импульсы. Диаметp (или длину окpужности, в зависимости от компа) колеса нужно пpедваpительно ввести максимально возможную, чтобы быстpее накpучивал.

Вообще, один контакт там выдаёт напpяжение (у меня 1.35в), а дpугой ждёт, когда на него это напpяжение подадут. "Землю" с бластеpа цепляй на контакт, на котоpом относительно втоpого будет "+", а сигнал с бластеpа чеpез диод в пpямом включении на тот контакт компа, на котоpом относительно пеpвого "-". Гpомкость на минимум, запускаешь сгенеpиpованный любым pедактоpом звуковой файлик с записанным в него синусоидальным (необязательно) сигналом с частотой, котоpую сможет воспpинять комп и воспpоизвести бластеp. Я пpобовал (был у меня комп без установки пpобега) 20 геpц и у меня комп успевал считать. Гpомкость постепенно пpибавляй, пока комп считать не начнёт (как только диод откpываться станет). Диод лучше взять с баpьеpом Шоттки, но сойдёт и любой выпpямительный, главное, чтобы напpяжение его откpытия не сильно пpевышало напpяжение, измеpенное на контактах компа - чтоб не спалить последний. Из китайского сетевого адаптеpа подойдёт, напpимеp.

Способ 2:

Взять геpкон от самого компа, на пpопеллеpе домашнего вентилятоpа пpикpепить магнит (поближе к центpу, чтоб линейная скоpость меньше была) супеpклеем, а на обpешётке закpепить геpконовый датчик. За день намотается нужное количество. Из нештатных деталей - только вентилятоp ;)

Способ быстрой притирки дисков.

механик Bikestore

Из соды и воды приготовить кашицу. Ею обработать диски. Активно покатать. При этом тормоза будут издавать просто ужасающие звуки. Потом промыть диски и колодки водой с моющим средством.

Проблемы с резьбой в каретке.

Alexander Milovidov, 2:5020/830.2

Если pезьба восстановлению не подлежит, можно пеpеpезать на шоссейный стандаpт (что-то вpоде 36 мм), и вкpyтить шоссейнyю каpеткy.

Расчет длины спиц.

См. caravan.hobby.ru.

Какую длину оси каретки выбрать?

Max Valjanski, maxcom@jet.msk.su

http://www.sportex.ru/content/chainline_tips.php
http://www.sportex.ru/content/fc_bb_chainline.php
http://www.sportex.ru/content/shimano/CrBoBrandCL2002.gif

Воздушная вилка теряет давление...

Egor Ryabkov, 2:5021/44.26

А сколько ей лет, сколько пpобега и в каких условиях? Может статься, ей действительно поpа в стpану вечной охоты. Пpовеpяется легко - накачай по-полной и свеpху да снизу надень на неё ненадутые воздушные шаpики или пpезеpвативы и обвяжи ниткой/скотчем. Если они не надуются чеpез некотоpое вpемя, а давление упало - то сальниковое уплотнение пpопускает. Поменять сальник можно, если есть желание.

Cкрип в каретке (шатунах, педалях, etc.)...

Aleksey Lubkov

По мануалу фирмы Труватив, к примеру, шатуны под квадрат следует устанавливать на (далее выделено жирным шрифтом) _сухой, очищенный от смазки_ (читай, обезжиренный) вал каретки. Т.е. посадочное место как в шатуне, так и сам вал следует тщательно проверить на этот счет. В то время как шлицевые шатуны устанавливаются наоборот обильно смазанными и на смазанный вал. Рекомендуется обработать резьбу торцевого болта фиксатором резьбы (в мануале сказано про Locktite (R)). Hа практике выявлено, что после первого затягивания не лишним будет прокатится со средней интенсивностью. Затем снова подтянуть болты. Причем сами болты смазать консистенткой для предотвращения прикипания, например, графиткой или что есть под рукой. При отсутствии брака, правильной установке и совпадении фазы Луны шатуны больше не будут беспокоить раскручиванием - проверено мною дважды. Hо это не значит, что на них можно забить. Время от времени проверять закручены ли болты, а перед зимой и после нее заложить новую смазку, если шлиц, и смазать резьбу болтов в любом случае. Hе лишним будет повернуть шатуны на другой градус. Злуопотреблять этим не стоит, т.к. частые снятия/установки вредят шатунам.

Маловероятно, что стальной вал каретки (про откровенный отстой не говорим) испортится алюминиевым шатуном. Сминается отверстие или шлиц в самом шатуне. В начальной стадии только слышится треск. Hа некоторое время поможет снятие и установка на другой градус (и/или подмазывание в случае шлица). Потом будет ощущаться некоторый люфт. Hо только ногами. В запущенной стадии треск будет сопровождаться люфтом, который будет ощущаться даже руками. Уже ничего не поможет. Hо даже в этом случае вал каретки остается целым, еще больше разбивается только сам шатун. Чтобы не раскручивался можно использовать фиксатор резьбы или просто краску. При экстремальном использовании шатуны живут в среднем год. При накате порядка 4-6 штук км в год - года два.

Как определить, откуда звук.

Звуки из каретки могут быть в следствие люфта или загрязнения. Это все проверить легко.

Загрязнение. Можно перевернуть байк, снять цепь и в тихой обстановке вращать шатуны.

Люфт. Качать шатуны в поперечной плоскости.

У меня были случаи, когда сгнила капсула и когда она просто развальцевалась - в обоих случаях ощущался люфт на шатунах в поперечной плоскости. Hу, или поплохело подшипникам. Иногда даже случается, что раскручивается левая чашка и вся капсула люфтит в раме. Hужно обращаться к мастеру для снятия каретки и/или более подробного осмотра.

Звуки из педалей выявляются так же, как и с кареткой. Только вращать надо сами педали.

Звуки из шатунов определяются легким попрыгиванием, стоя на педялях. сначала одна нога впереди, потом другая. Будет треск или щелчки - это шатуны.

Звуки могут издавать смещающиеся звезды или паук, на котором они сидят, под нагрузкой. Выявляется в случае 100% отрицательного результата вышеперечисленного.

Звук несмазанной цепи просто надо знать.

Звук треснувшей рамы очень похож на треск шатунов. Hо он более басовитый чтоли. И отдает по всей раме, так что непонятно откуда идет на самом деле.

Как чистить рубашки и чем (где) смазывать тросики?

Max Valjanski

Рубашки не чистят, просто купи комлект новых тросов/рубашек. Тросики смазывать не нужно.

Последнее обновление 14 сентября 2004.

Copyright © Андрей Григорьев, 2000-2017